“И прибыли на другой берег моря, в страну гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробниц человек, одержимый нечистым духом. Он имел жилище в гробницах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днем, в горах и гробницах кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал, и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» Ибо Иисус сказал ему: «Выйди, дух нечистый, из этого человека». И спросил его: «Как твое имя?» И он сказал в ответ: «Легион имя мне, потому что нас много». И просил Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: «Пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч, и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит, и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя». И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились” (Мк. 5:1-20).
В Мк. 5:1-20 мы читаем о несчастном, всеми ненавидимом и отвергаемом человеке, который был одержим нечистыми духами. Хотя Матфей в 8:28 упоминает двух бесноватых, Марк сообщает лишь об одном, вероятно, наиболее известном и опасном из них. Этот человек жил среди гробниц в конкретном месте в гадаринской земле. Он бродил по своим владениям, наводя ужас на жителей той земли. Никто даже не осмеливался приближаться к этому месту, так как быстрая смерть была б лучшим, на что мог надеяться человек, встретивший бесноватого. Жители близлежащих селений безуспешно пытались усмирить этого буйного и опасного человека. Попытки заковать его в цепи ни к чему не привели, так как обитавшие в нем бесы давали ему невероятную физическую силу, и он с легкостью разрывал их. Стоит ли удивляться, что его все ненавидели и желали ему смерти, что никто даже не думал о том, возможно ли этому человеку очиститься и стать достойным членом местной общины. Вероятно, первое, что приходило людям на ум в связи с этим бесноватым, было: «Как нам избавиться от него, чтобы мы могли в безопасности ходить здесь и пасти наших свиней?»
Когда Иисус пришел в это место и увидел этого бесноватого, то движимый состраданием очистил его от всех нечистых духов и прогнал их прочь. Теперь, когда Иисус восстановил разум и душу этого человека, место его обитания было очищено от страха, порока и злодеяний. Да и сам бывший бесноватый полностью изменился. Освобожденный от бесов, он стал пристойным, благоразумным, счастливым человеком, владевшим собой. Более того, он стал умолять Иисуса взять его с Собой, чтобы сопровождать Его во время учения и проповеди. На что Иисус ответил ему: «У меня к тебе особое поручение: “Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя”» (Мк. 5:19).
Конечно же, Иисус был бы рад видеть этого человека среди своих ближайших последователей, но Он попросил его сделать нечто лучшее и большее, как для Иисуса, так и для самого себя и других людей. Иисус лично направил миссионерское рвение этого новообращенного, сказав ему, где и с чего ему начать. Возможно, и мы спрашиваем: «Господи, я хочу служить тебе. Укажи, с чего мне следует начать?» Поручение, которое дал этому человеку Иисус, может послужить для нас планом действий.
1. Иисус поручил этому человеку двигаться. Он сказал ему: «Иди». Он не хотел, чтобы новообращенный ученик был праздным наблюдателем, время от времени говорящим: «Аминь». Он хотел, чтобы этот человек начал свое личное движение во имя Иисуса. Сердце этого человека было переполнено радостью из-за того, кем был Иисус и что Он для него сделал, и он просто горел желанием поделиться со всеми вестью об удивительном Спасителе.
Практически каждое поручение Иисуса начинается со слова «Идите». С него Он обратился к семидесяти ученикам, которых посылал на проповедь (Лк. 10:3); его Он произнес, отправляя Своих апостолов в их первое самостоятельное миссионерское путешествие (Мф. 10:6); им Он начал Великое Поручение, адресованное всем Его ученикам, включая нас (Мф. 28:19). Иисус желает, чтобы Его ученики шли к людям и учили всех, кто нуждается в благой вести о Его царстве.
2. Иисус дал этому человеку поручение, задание, которое необходимо было выполнить: «Иди домой к своим». Ему было велено начать со своей семьи, с близких ему людей. Каждый миссионер, каждый, кто желает проповедовать благую весть, должен начинать со своей семьи. Кроме того, этому новообращенному ученику было велено идти к людям, к которым не собирался идти Иисус. Рассказывая своим близким и друзьям об Иисусе, этот бывший бесноватый явился бы наилучшим свидетельством силы и милости нашего Господа.
3. Иисус сказал этому человеку, какое именно послание он должен был проповедовать другим. Он сказал: «Расскажи им, что сотворил с тобой Господь». Этот человек был живым подтверждением тому, кем был Иисус. И он мог сказать: «Вы знаете, кто я и кем я был. Посмотрите на меня сейчас. Вы видите, как сильно я изменился. Иисус, Божий Сын, Мессия, изменил меня и дал мне новую жизнь».
Чудо само по себе уже было посланием: оно проповедовало и заявляло о себе. Все, что нужно было сделать этому человеку, лишь сообщить о нем. Только сверхъестественная сила могла совершить подобное. Необходимо было лишь показать другим результат ее действия. Когда этот человек рассказывал о своем очищении, тем самым он уже провозглашал божественность Иисуса. Он сам являлся живым свидетельством того, что Иисус воистину был Сыном Бога.
4. Иисус сделал особый акцент на Своей милости. По сути, Он сказал: «Расскажи обо Мне и о том, как Я помиловал тебя». Невозможно проповедовать евангелие, не говоря о Божьей милости. Очищение этого человека было подтверждением милости Иисуса, который не хотел оставлять его во власти нечистых духов.
Иисус — наш милостивый Спаситель: Он дает нам то, что нам нужно, а не то, что мы заслуживаем. Возможно, этот человек стал бесноватым из-за своих грехов и потому заслуживал на ту ужасную жизнь, которую он вел среди гробниц, но Иисус избавил его и даровал ему спасение.
Слова Павла о Божьей милости дышат радостью:
«…меня, который прежде был хулителем, и гонителем, и обидчиком, но помилован… Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:13-15).
Вслед за Павлом эти же слова мог бы сказать о себе и бывший бесноватый, спасенный Иисусом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует высказывание о том, что «Каждое сердце, в котором есть Христос, это сердце проповедника, а каждое сердце, которое не знает Христа, это место для проповеди». Когда человек принимает решение следовать за Христом, в этом решении уже заложено служение проповеди.
С чего нам следует начинать свое миссионерское служение? Разве то, что сказал Иисус этому человеку, не относится и к нам? Во-первых, мы должны начать двигаться: мы должны «идти». Дарованное нам спасение требует, чтобы мы не сидели в тишине, наслаждаясь полученной милостью, а шли и проповедовали эту милость. Затем нам следует определить содержание нашего поручения, нашей миссии: «Иди домой». Мы должны начать там, где мы живем. Если после нашего обращения наши родные и друзья не увидят в нас никаких перемен, то чужие люди не смогут увидеть в нас Иисуса. Наше послание состоит в том, чтобы рассказать, кто такой Иисус, что Он сделал и что Он может сделать. Проповедуя, мы должны рассказывать о Божьей милости. Евангелие начинается Его милостью, наполнено ею и заканчивается ею же.
Давайте возрастать сильнее и быстрее; но начинать следует с того места, где мы сейчас находимся. Давайте помнить, что мы должны проповедовать только о Христе и спасении, которое можем получить лишь через Него. И давайте не будем забывать всегда говорить о милости Бога, Христа и Святого Духа. Это и есть то поручение, которое должен и может выполнить каждый ученик.