Идея участливого отношения к другим не нова. Из всех когда-либо живших не земле самым совершенным образом ее воплотил в жизнь Иисус Христос. Где бы Он ни ходил, Он принимал живое участие в людях — больных, слепых, хромых, скорбящих, грешащих — и все, к кому Он прикасался, навсегда становились другими. В церкви мы должны идти по следам Иисуса (1 Пет. 2:21). Он — наша Голова (Еф. 1:21, 22), а мы должны быть Его руками, Его ногами, Его устами. Согласно Великому поручению (Мф. 28:18-20), мы не действуем как Господня церковь, если не проявляем участия к людям, отдавая им свою жизнь и неся благую весть.
Мк. 5 рассказывает о том, как Иисус принял живое участие в одном отверженном человеке, которого никто не любил, и прикоснулся к его душе. Матфей, приводя этот случай, говорит о двух бесноватых, а Марк и Лука — только об одном, главном из них. Как и Марк, я сосредоточу свое внимание на более известном из двоих. Для нас в этой истории много важных уроков.
РЕАЛЬНОСТЬ (Мк. 5:1-5)
Реальные проблемы
Наш текст начинается так:
«И прибыли на другой берег моря, в страну гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом. Он имел жилище в гробницах, и никто не мог связать его даже цепями, потому что многократно был он скован цепями, но разрывал цепи и разрывал оковы, и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днем, в горах и гробницах, кричал он и бился о камни» (ст. 1-5).
Только представьте себе эту сцену: после долгого беспокойного дня наконец-то наступил вечер (4:35). Христос сказал Своим ученикам: “Переправимся на ту сторону” (4:35) — то есть на другой берег Галилейского моря (см. 4:36; 5:1). Он иногда делал это, чтобы уйти от людских толп. Они поплыли, и обессиленный Иисус уснул (4:38). Во время переправы поднялась страшная буря, которую Иисус усмирил (4:36-41). Наш рассказ начинается с того, как Иисус и Его ученики, проделав около восьми километров, наконец прибыли в “страну гадаринскую” (5:1), что на восточном берегу моря.
Если Иисус приплыл в эту малонаселенную местность, чтобы отдохнуть, то это Ему не удалось. В тексте говорится, что, “когда Он вышел из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом” (ст. 2). Джо Шуберт пишет:
«Они оказались в той части побережья, где в известняковой скале, обращенной к Галилейскому морю, было много пещер. В этих пещерах было много гробниц, в которых хоронили тела умерших. И в светлое-то время дня это место должно было внушать суеверный страх, а ночью и вовсе казалось жутким. И вот из этих гробниц вышел бесноватый...»
Почему этот человек жил в гробницах? Потому что он был изгоем общества. Тамошние люди пытались связывать его цепями и заковывать в кандалы, но никакие оковы не могли удержать его. Наконец они, очевидно, все же заставили его уйти.
Представляете себе картину стихов 1-5? Только Иисус выходит из лодки, как из мрака выскакивает сумасшедший. Голый и грязный. Тело его покрыто сочащимися язвами от нанесенных самому себе ран. У него всклокоченные волосы и дикие глаза. Это — тот, кто нуждается в живом участии Иисуса. Это — испытание готовности Христа проявить участие.
Воображаемые отговорки
Представьте себе, как Христос мог бы отреагировать на эту нужду.
(1) Он мог бы сказать: “Я так устал. Уже поздно. У Меня был длинный, трудный день!” У Иисуса действительно был такой день. Мы понимаем, что это такое, когда нет никаких сил. Многие стараются “не отставать” от других. Некоторые работают по многу часов, чтобы только оплатить счета. В результате, когда сделана вся дневная работа, у нас уже нет ни времени, ни сил. Почти ничего не остается для того, чтобы проявить внимание к другим; церковная работа не вписывается в наше плотное, изматывающее расписание.
(2) Он мог бы сказать: “Это не Моя обязанность”. У того человека неподалеку была семья (Мк. 5:19; см. Лк. 8:39), так что Иисус мог бы сказать: “Это их обязанность. В конце концов, Я столько потрудился в Галилее, а сюда пришел, чтобы хоть немного отдохнуть. Пусть кто-нибудь другой позаботится о нем”. Как не хватает нашему обществу чувства личной ответственности! Одна из самых больших нужд церкви — чувство личной ответственности.
(3) Он мог бы сказать: “Это не подходящая «кандидатура» для обращения”. Допустим, мы решили пойти в своем районе от дома к дому, чтобы найти людей, заинтересованных в евангелии. И вот представьте, что два работника идут по улице, а из темноты на них выскакивает безумный человек наподобие бесноватого из Мк. 5. Могу вас уверить, что, вернувшись, эти двое не скажут, что тот человек — “подходящая кандидатура” в ученики! Многие из нас хотят найти людей, которые более или менее похожи на нас и которые стремятся познать истину. Многие из нас не хотят заниматься с теми, у кого полно проблем, как у того человека.
(4) Он мог бы сказать: “Не знаешь разве, что это рискованно? Если Я попытаюсь помочь ему, из этого вряд ли что выйдет, а кончится тем, что люди будут Мной недовольны”. Да, рискованно протягивать кому-то руку помощи — можно и получить по ней! Разве не правда, что мы иногда колеблемся, рассказывать ли друзьям и соседям о Божьем Слове, потому что боимся, что они перестанут быть нашими друзьями, перестанут любить нас? Как мы увидим, большинство жителей гадаринской области не оценили того, что Христос принял участие в одержимом, и попросили Его уйти (Мк. 5:17).
Реальная забота
Иисус мог привести любое из упомянутых мной оправданий — но не сделал этого. Что позволило Ему преодолеть естественные барьеры, которые олицетворял этот человек? Его любовь к людям. Христос был ориентирован на людей; Он заботился о людях. Перед Ним стоял кто-то, кто нуждался в Нем. Да, он не вызывал симпатии, и его никто не любил. Он был безумен и не управлял собой. Он был склонен к саморазрушению, может быть, даже вплоть до самоубийства. И все же он был личностью со своими нуждами. Поэтому, несмотря на усталость, несмотря на отталкивающий вид человека, несмотря на то, что другие, возможно, не исполняли свои обязанности, Христос рискнул и принял в нем участие.
ОТВЕТ (Мк. 5:6-16)
Сила Иисуса
Читаем дальше: “Увидев же Иисуса издалека, [бесноватый] прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?»” (ст. 6, 7). Иак. 2:19 подчеркивает, что “и бесы веруют, и трепещут”.
Следующие слова вышли из уст человека: “Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!” (ст. 7). Фраза эта кажется странной, так как Иисус пришел исцелить его, а не мучить — но устами этого человека наверняка говорили бесы.
Согласно повествованию Матфея, они спросили: “Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?” (Мф. 8:29; Восстановительный Перевод). Приближается время, когда дьявольские силы будут осуждены и вместе со своим господином брошены в огненное озеро на вечные муки (см. 2 Пет. 2:4; Отк. 19:20; 20:10). Стих 8 говорит, почему бесов волновала их судьба: “Ибо Иисус сказал ему: «Выйди, дух нечистый, из этого человека»”.
Иисус спросил: “Как твое имя?” И человек ответил: “Легион имя мне, потому что нас много” (ст. 9). Легионом называлось подразделение римской армии численностью около шести тысяч воинов. Внутри того человека могло и не быть шести тысяч бесов; просто этот термин указывает на то, что бесов в нем было бессчетное количество (короче говоря, столько, что для них понадобилось две тысячи свиней [ст. 13]).
Обратите внимание, что вначале человек употребил единственное число: “Легион имя мне”, а потом — множественное: “потому что нас много”. Даже не могу представить, какая путаница творилась в голове человека, чьим телом и разумом управляли бесовские силы. Немудрено, что он сошел с ума.
Бесы стали просить Христа, “чтобы не высылал их вон из страны той” (ст. 10). Лука пишет: “И они просили Иисуса, чтобы не повелел идти им в бездну” (Лк. 8:31). “Бездна” — обычное место обитания бесов, но они не хотели, чтобы Господь заставил их вернуться туда — во всяком случае, пока. Они хотели еще некоторое время продолжать свою деятельность.
Случилось так, что “паслось там при горе большое стадо свиней” (Мк. 5:11). Бесы стали умолять Христа: “Пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них” (ст. 12). Почему они выразили такую странную просьбу? Возможно, вне бездны бесы могли действовать только в живом теле. Это напоминает мне блох, которые не могут долгое время активно существовать вне теплокровного тела. Лишенные его, они впадают в спячку, которая продолжается до тех пор, пока не появится подходящий “хозяин”. Чувствуя тепло этого тела, они прыгают на него и возобновляют свою мерзкую блошиную работу. Может быть, у бесов было такое же ограничение. Во всяком случае, они попросили разрешить им войти в свиней. “Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней” (ст. 13).
Если легион бесов выразил эту просьбу, чтобы продолжить свою бесовскую работу, то их ждало разочарование, потому что, как только они вошли в новых хозяев, свиньи обезумели. “И устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч, и потонули в море” (ст. 13). Какое зрелище! Какой шум! Если вы когда-нибудь жили в деревне, то знаете, как визжат свиньи. От таких звуков волосы встают дыбом. Попытайтесь мысленно увидеть и услышать, как визжат, с грохотом несутся вниз по горному склону и плюхаются в воду две тысячи свиней!
Среди наблюдавших эту жуткую картину были пастухи, смотревшие за свиньями окрестных жителей. Тут же “пасущие свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях” (ст. 14). Они “рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях” (ст. 16).
«И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит, и одет, и в здравом уме» (ст. 14, 15).
Они увидели некогда безумного человека, который теперь спокойно “сидит”. Он больше не голый, а “одет”. Он больше не сумасшедший, а “в здравом уме”. Иисус принял живое участие в человеке, которого никто не любил, — и жизнь его полностью изменилась!
Мотивация Иисуса
Почему Иисус смог проявить такое участливое отношение к несимпатичному человеку? Как я уже отмечал, потому что Он любил людей; но позвольте добавить к этому еще некоторые мысли:
(1) Он сочувствовал нуждам людей. Он всегда искал случая оказать им помощь. Бесноватый был неказист, но это была нуждающаяся душа. Это был как раз такой случай.
(2) Он начинал с того, где был нуждающийся человек, а не с того, где Он хотел бы его видеть. Он бы мог сказать этому безумному: “Давай я вымою тебя и найду какую-нибудь одежду, а потом мы поговорим о твоей проблеме с бесами”. Но Он не обратил внимания на внешний вид человека и изгнал бесов. А далее в тексте говорится, что человек оделся. Порой, когда мы хотим принять участие в людях, мы прежде всего должны помочь им исправить свою жизнь, а затем помочь прийти к пониманию Господней воли. Мы должны начинать с того, где находятся люди, а не с того, где мы хотим их видеть.
(3) Он поговорил с человеком — и выслушал его проблемы. Он даже выслушал несколько тысяч бесов! Когда мы слушаем, мы демонстрируем желание понять. Умение выслушать — почти забытое искусство, но ничто так не говорит “я люблю тебя”, как то, что мы слушаем, по-настоящему слушаем.
(4) Он положился на Божью силу. Не человеческая психология изменила жизнь того человека, но высшая сила. У нас с вами нет той чудотворной силы, которой обладал Иисус, но Бог все же дал нам силу. У нас есть сила Слова (Рим. 1:16) и Божья сила, действующая в нашей жизни (Еф. 3:20). Давайте учиться уповать на Него, а не на собственные ограниченные возможности.
РЕЗУЛЬТАТЫ (Мк. 5:15-20)
Каково же последствие того, что Иисус принял участие в отверженном всеми человеке?
Человек изменился
Некоторые результаты мы уже видели. Например, жизнь его полностью изменилась. Трудно себе представить больший контраст, чем тот человек до и после встречи с Иисусом.
Люди остались равнодушными
Как было сказано выше, некоторым все случившееся совсем не понравилось. Вместо того чтобы порадоваться спасению собрата, они “устрашились” (ст. 15). Скорей всего, они испугались, что потеряют еще и других свиней. Все указывает на то, что они больше думали о свиньях, чем о людях. Животные были для них важней, чем души. Свинина им была дороже веры.
Люди “начали просить Его, чтобы отошел от пределов их” (ст. 17). Они не попросили Иисуса остаться и помочь другим гражданам, которых угнетал дьявол. Они, по сути, сказали: “Убирайся!”
Иисус сделал, как они просили. Более трагичной просьбы они не могли высказать, но Христос не стал возражать. Он никогда не оставался там, где не был желанным, и никогда никому не навязывал Божьего пути. И мы не можем делать этого. Мы должны рассказывать, что знаем, о Слове, а затем, если люди скажут “отойди”, должны отойти.
Страна услышала проповедь
Теперь нужно отметить последний результат: участие порождает участие. Послушайте окончание истории:
«И когда Он вошел в лодку, бесноватый просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: “Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобой Господь и как помиловал тебя”. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (ст. 18-20).
Иисус и нам говорит: “Идите к своим — к друзьям, домашним и соседям — и расскажите им, что сотворил с вами Господь и как помиловал вас”. Некоторые могут возразить: “Но у меня нет близких друзей, которые не были бы членами церкви”. Тогда найдите таких. Подружитесь с кем-нибудь из своих соседей. Станьте кому-нибудь другом на работе. Найдите друга в школе. И тогда вы можете рассказывать. Кто-то сказал, что благовествование — это когда один нищий говорит другому нищему, где им обоим достать хлеб. Наш текст заявляет, что благовествование — это когда один страдалец говорит другому страдальцу, где им обоим найти утешение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чарльз Ходж иногда выходит на кафедру с полуметровой линейкой. Он поднимает ее, называет длину и говорит: “Вот какого расстояния не хватит некоторым, чтобы попасть на небеса”. Затем, держа один конец линейки возле головы, а другой возле груди, произносит: “Вот какое расстояние от головы до сердца”.
Многие из нас знают умом, что мы должны принимать участие в других людях — даже непривлекательных, — помогать им в их нуждах и делиться с ними благой вестью. Но в то же время возможно, что эта весть не проникает в наши сердца. Мы не ощущаем побуждения сделать все для того, чтобы тронуть чью-то душу: пересмотреть свой распорядок дня, преодолеть страх или что-то еще, что мешает нам делать то, что следует делать. Ведь на самом деле может случиться так, что некоторым из нас “не хватит полметра, чтобы попасть на небеса”.
В заключение позвольте сделать этот урок максимально личным. Иисус хочет прикоснуться к вашей жизни, но Он не станет принуждать вас, как не принуждал жителей Гадары. Он не станет толкать вас в воду, чтобы вы крестились (см. Мк. 16:15, 16). Он не станет выкручивать вам руки, чтобы вы признались в проступках и просили духовного исцеления (Иак. 5:16). Вы сами должны просить Его войти в вашу жизнь, смиренно пав к Его ногам. И если вам нужно ответить Ему, сделайте это сейчас.