Найти в Дзене
Как она ПИАР-IT...

Программирование для детей – рано или самое время начать?

Оглавление

Все мы родом из детства. Во многом наши увлечения, предрасположенности и навыки закладываются еще в том возрасте, в котором мы себя уже и не помним. Именно поэтому решение отдать своего ребенка на тот или иной кружок, обучать его иностранным языкам, искусству игры на фортепиано или программированию может стать одним из судьбоносных в его жизни.

Конечно, только детский психолог может дать экспертную оценку касательно того, с какого возраста дополнительные развивающие занятия пойдут только на пользу ребенку. Но даже специалист не сможет дать одно правильное, универсальное для всех родителей решение. Изучив противоположные точки зрения, постараюсь помочь взвесить все «за» и «против» и найти оптимальный для себя ответ на вопрос «Отдать ребенка на программирование в 7-10 лет – это не рано?»

Image link: https://clck.ru/35aFy4
Image link: https://clck.ru/35aFy4

Когда мы говорим о программировании в раннем возрасте, вовсе не имеется в виду кодирование на HTML, CSS и JavaScript. Не нужно становиться фанатиками в попытке запихнуть в голову своего ребенка тонны сложной для детского сознания информации и сделать из него Билла Гейтса к 12 годам. Самая главная задача родителя – это дать своему ребенку счастливое детство и заложить фундамент для его будущего, помогая ему естественным образом раскрыть свой потенциал и направляя его стремления в подходящую сторону.

Image link: https://clck.ru/35aGPf
Image link: https://clck.ru/35aGPf

О чем также стоит помнить, так это о том, что ваш ребенок не живет в изоляции, что вокруг него не только живой, но и виртуальный мир, и с этим сложно что-то поделать. Мы живем в стремительно меняющейся реальности, где уже практически невозможно не быть ее частью. С этим тоже нужно считаться и способствовать тому, чтобы ребенок поэтапно интегрировался в современное общество. Важно поддерживать здоровый баланс.

Мне посчастливилось поговорить с сотрудницей одной из школ программирования для детей, она регулярно общается с детьми и еще чаще с их родителями. В ходе разговора мы попытались разобраться в том, стоит ли вкладываться в развитие алгоритмического мышления у своего ребенка с ранних лет, с какими возражениями к школам обращаются родители и как в действительности развиваются события, если они идут на поводу у своих сомнений.

Малыши в 7 лет еще гибкие, как пластилин

Часто в подобные школы обращаются родители уже подростков, которые хотят занять своих чад чем-то полезным, интересным, подтянуть средний балл в школе или даже начать вылепливать из них будущих айтишников. Однако они не учитывают то, что говорить с подростком уже может быть гораздо тяжелее. Он уже твердолобый, чувствительный, со своим далеко не простым характером, сам знает, как ему лучше.

Image link: https://clck.ru/35aHtJ
Image link: https://clck.ru/35aHtJ
«Подростки начинают выпускать свои ягодки – цветочки уже прошли».

Все, чего хочет подросток в 12-16 лет, – чтобы от него отстали эти скучные, ничего не понимающие взрослые со своим обучением, которого ему и так хватает в школе. Или он просто хочет и дальше играть в свои компьютерные игры.

Конечно же, у маленьких детей тоже есть свое видение жизни, мира, свое мнение, и они имеют право на свой собственный выбор (особенно в вопросе профессии). Хоть они еще и дети, но их право голоса тоже стоит уважать и учитывать.

Ответ на вопрос «Стоит ли отдавать своего ребенка в школу программирования в 7-10 лет, если он проявляет интерес к математике, любит решать логические задачки и предлагает необычные решения?» очевиден: «Однозначно да».

Вашему ребенку будет гораздо легче развивать свои задатки сейчас, пока у него еще есть живой интерес к познанию чего-то нового, пока он впитывает все, как губка. В легкой игровой форме ему помогут решать подобные задачки, и ребенок будет видеть, что это может не только быть захватывающим, но еще и иметь какой-то классный и полезный результат.

Ответ на вопрос «Стоит ли отдавать своего ребенка в школу программирования в 7-10 лет, если он не проявляет никакого интереса?» уже не так однозначен. Здесь уже вы, как его родитель, сами вольны брать на себя эту ответственность. Бесспорно только то, что ничего не нужно навязывать.

Image link: https://clck.ru/35aJEB
Image link: https://clck.ru/35aJEB

Кроме того, у родителей часто есть множество опасений: ребенок навсегда застрянет в виртуальном мире, не сможет наладить живое общение, потеряет концентрацию, будет игнорировать гуманитарные предметы, из-за чего не сможет выражать свои собственные мысли, не будет читать и т.д. И зачем ребенку вообще изучать языки программирования, если он изберет совершенно другой карьерный путь?

Во всех этих аргументах действительно есть зерно правды: современные дети не похожи на предыдущие поколения. У них есть много плюсов и минусов, которые мы можем наблюдать уже сейчас, и еще столько же, последствия которых станут понятными лишь в будущем.

Однако и мир уже никогда не станет прежним, это остается просто принять. Хорошо это или плохо, но жизнь навсегда стала дико технологичной. Даже классические профессии вроде хирурга, бухгалтера, учителя или музыканта претерпевают изменения. Представители практически любой сферы деятельности начинают использовать современные средства и инструменты, которые помогают им в оптимизации их работы.

Несправедливо требовать от ребенка полного отказа от технологий, в то время как мы сами постоянно ими пользуемся абсолютно везде – на работе, дома, в магазине, в транспорте. Ну а многие бизнесы (вроде IT-компаний, digital-агентства и пр.) и вовсе строят всю свою деятельность на применении технологий.

Я спросила у IT-школы, какие есть причины того, что в любом случае занятия программированием с детками в возрасте 7-10 лет не помешают. Вот какие основанные на практике тезисы, подтверждающие это утверждение, удалось узнать.

Image link: https://clck.ru/35aJVT
Image link: https://clck.ru/35aJVT
«Здесь нет понятия успеем в 10 классе. Не успеете – вы опоздали уже в 5-ом».

Классическое школьное образование уже давно обучает программированию, что связано с пониманием всей его пользы и необходимости в современном мире. Однако уроки информатики начинаются слишком уж поздно, только в 6 классе. Поверьте, к этому времени любой современный ребенок уже сам может полностью настроить мобильный телефон, сделать селфи, включить на ноутбуке мультик и пройти все уровни в онлайн-игре.

Плюс ко всему школы совершенно не учитывают запросы реального мира, давая на изучение Pascal. Если спросите у любой команды разработчиков, сколько проектов они реализовали на этом языке, то ответ вас огорчит: «Ноль». И дело не в том, что они игнорируют эту технологию или не знают ее, а в том, что на данный момент она абсолютно не актуальна. Да, безусловно, этот язык достаточно простой и в этом смысле отлично подходит для старта. Но проблема в том, что вплоть до поступления в ВУЗ, получая знания по программированию только в обычной школе, ребенок особо и не узнает ничего другого.

Конечно, можно говорить о том, что будущему разработчику дадут багаж знаний дальше, в университете. Но, к сожалению, формат «Мы дадим тебе учебники, разберешься и станешь успешным разработчиком» уже давно не работает. Хороший разработчик занимается самообразованием всю свою жизнь и, самое главное, – набивает руку, практикуясь на настоящих проектах.

Поэтому будет отлично, если ребенок с ранних лет будет «учиться» учиться самостоятельно. Для начала будет достаточно игр и логических задачек, которые помогут заложить логическое мышление, которое полезно для любого человека из любой профессии.

Image link: https://clck.ru/35aKAR
Image link: https://clck.ru/35aKAR

Компьютерная грамотность важна для каждого

Многие родители боятся, что в школе ребенку дадут компьютер и потом он будет сидеть в нем днями и ночами. Это странная позиция, учитывая то, что некоторые родители сами норовят побыстрее дать ребенку в руки мобильный телефон, лишь бы тот успокоился. Как следствие, ребенок привыкает к сенсорам, но совершенно не умеет работать с клавиатурой. В школе программирования детям рекомендуют заниматься на тренажерах, которые помогают им выучить раскладку, причем как русскую, так и английскую (знание которой критически важно для программирования).

Почему это важно? Элементарно для высокой скорости набора текста, когда ребенок делает какое-то домашнее задание. Ну а во взрослой жизни, на работе, назовите мне профессии, в которых сейчас работник совершенно не взаимодействует с компьютером и клавиатурой. Их абсолютное меньшинство. Но тенденция идет к тому, что даже те профессии, которые никогда не предполагали такого взаимодействия, автоматизируются и диджитализируются. Практически любая профессия в настоящее время предполагает оформление множества документов и отчетов, что происходит как минимум в Microsoft Word, а скорее даже в Google Docs.

Не говоря уже о том, что обычные школы требуют от детей создания красочных проектов и презентаций порой уже с младших классов. Но, к сожалению, при этом они либо не дают достаточно знаний сами, либо у них просто нет адекватного количества часов на это. Как результат, дети вплоть до поступления в университет остаются «нулевыми» в этой области.

Что происходит с детьми, которые в 12 лет начинают заниматься информатикой в школе, не имея компьютерной грамотности? Они отстают от других, их успеваемость летит, но самое ужасное, что они замыкаются в себе и чувствуют стыд.

Image link: https://clck.ru/35aKY9
Image link: https://clck.ru/35aKY9
«Дети как будто рождаются с компьютерными мышками в руках, и это пугает родителей»

Чем младше ребенок, тем быстрее он учится новым навыкам. Его мозг и сознание максимально открыты к тому, чтобы изведывать этот мир. И не его вина, что он пришел в мир высоких технологий.

Безусловно, каждого родителя может пугать перспектива того, что его ребенок в 7 лет превратится в робота, если начнет использовать гаджеты. Но ведь в любые времена детей было сложно отвлечь от чего-то, что им искренне интересно, будь то красивая кукла или пластиковая машинка, обезьянка в зоопарке или горка во дворе. Это уже вопрос дозирования, нахождения заветного баланса и приучения детей к тому, что все может быть приятным и полезным, если это использовать по чуть-чуть.

Давайте обозначим, что компьютер – это не зло. Точнее он может стать таким, если подходить к его использованию бездумно. Даже нож можно использовать по-разному: можно им приготовить пищу, а можно убить человека. Но это не значит, что нужно запрещать ножи. Нужно воспитывать осознанных людей и обучать их правильному применению ножа (читай: компьютера).

Важно не допускать ошибки и не приучать своими запретами ребенка к мысли о том, что «компьютер – это игрушка». Потому что это не так. Если показать ребенку, что компьютер – это эффективный инструмент, который помогает ему в учебе и творчестве, что его нужно использовать дозированно и с пользой, то и проблем никаких не будет.

Не забывайте, что «Запретный плод сладок». Дети все равно сами рано или поздно найдут компьютер, как бы вы им это ни запрещали. В конце концов, они живут в социуме, у них есть друзья. И здесь вопрос только в том, в каком ключе они найдут этот компьютер и будут его использовать. Тут уже ответственность лежит на родителях в том, чтобы научить ребенка компьютерной гигиене. Ну а если этого не получается сделать самим, то здесь могут помочь профессионалы, которые обучат кибербезопасности.

Image link: https://clck.ru/35aKss
Image link: https://clck.ru/35aKss
«В 14-16 лет поезд уже практически упущен»

Конечно, все всегда индивидуально. Но опомниться и решить, что навыки программирования действительно было бы хорошо подтянуть, когда ваш ребенок уже подросток, уже бывает поздно.

Нельзя учить родителей, как им воспитывать своих детей. Конечно, было бы хорошо, если бы родители всегда на 100% давали своим детям свободу в выборе интересов, профессии и жизненного пути в принципе. Но реальность такова, что многие из них настоятельно рекомендуют своим детям поступать на программистов, при этом, сами не имея никакого понятия, что это действительно значит. Не нам их судить. Давайте просто смоделируем гипотетическую ситуацию, что родители ну очень уж хотят, чтобы ребенок поступал на какую-то из перспективных digital-профессий, и приходят с ним в школу программирования. Что происходит?

Первый вариант. Ребенку это не нужно, у него другие интересы. Либо ему ничего не хочется вообще. Тоже бывает, возраст такой. Есть ли смысл вкладывать финансовые средства и силы в обучение в таком случае? Едва ли.

Второй вариант. Все действующие лица заинтересованы в обучении. Но вот беда, базовые школьные знания у ребенка очень уж скудные, компьютерная грамотность проседает, логическое мышление, может быть, и есть, но недостаточно развитое.

Конечно же, даже в таком случае усердная работа ребенка может привести к успеху в поступлении, но какой ценой? Стоит ли в таком случае «лишать» своего ребенка уже не детства, а беззаботной юности? (А по-другому на популярные специальности поступить сложно.) Вряд ли.

Image link: https://clck.ru/35aL58
Image link: https://clck.ru/35aL58

Прохождение обучения программированию дает навык XXI века

Правда в том, что куда бы ни пошел ваш ребенок после школы и кем бы ни решил стать, без компьютерных навыков ему не обойтись. Как уже писалось ранее, в настоящее время любое производство, больница, магазин или другое место работы информатизировано, не говоря уже о ставшей особенно популярной после пандемии «удаленке».

Именно поэтому маленьких детей 7-10 лет в школе программирования учат компьютерной грамотности и безопасности, чтобы, когда они начали ходить в школу, они уже были более приспособленными к этой жизни, у них уже было преимущество перед ровесниками. А впоследствии у молодых людей с таким бэкграундом будет конкурентное преимущество на рынке труда.

Школа программирования воспитывает создателей, а не просто исполнителей

В обычной школе ребенку, конечно же, тоже дают задачки на развитие логики, но не каждый ребенок замотивирован их решать. Действительно, детский мозг не понимает, зачем ему это делать. У многих такие задачи попросту не вызывают никакого интереса.

Как же его привить? Показать, что решение каждой задачи может иметь вполне себе видимый и ощутимый результат. Если ребенку говорят, что, разобравшись в координатах, он в итоге создаст настоящую игру, то вот, где вы увидите горящие от восторга глаза.

Большинство детей в процессе получения общего среднего образования сталкиваются с тем, что получают одну сухую теорию. Редко когда учителя учат думать, придумывать и творить – чаще всего все сводится к «прочитай, сделай 10 раз по шаблону и будешь молодцом». У детей просто-напросто не закладывается аналитическое, алгоритмическое и творческое виды мышления. А значит, из таких учеников вряд ли выйдет уникальный специалист, который будет искренне «гореть» своим любимым делом.

Второй момент, связанный с сухой теорией, – это то, что маленький ребенок теряет какое-либо вдохновение тянуться к новым знаниям. Посудите сами, что интереснее: прочитать первые три главы учебника или увидеть красочный мир космоса и марсобота, который расскажет, что такое «переменная», «углы» и «циклы», кто такой «исполнитель» и зачем они вообще нужны?

Image link: https://clck.ru/35awDN
Image link: https://clck.ru/35awDN

Не отбивайте у детей охоту учиться

Как бы ни было парадоксально, некоторые родители в стремлении сэкономить на дополнительном образовании или попытках оградить ребенка от «опасного» мира технологий перестают учитывать стремления самого ребенка.

Если вам повезло и ваш ребенок уже сейчас, в 7 лет, хочет изучать что-то новое и отлично с этим справляется, не нужно вставать у него на пути.

Удивительно, но в школах программирования периодически происходят ситуации, когда по-настоящему одаренные детки прекращают обучение, потому что их родители так решили. Опять-таки не нам поучать родителей, как им воспитывать своих детей, но искренне хотелось бы, чтобы родители прислушивались к желаниям своих детей.

Еще ужаснее выглядят случаи, когда родители наказывают своих детей за их увлечение программированием. Это даже звучит нелогично. В таком случае вы «наказываете обучение обучением». Если у вашего ребенка низкая успеваемость в школе, но при этом он подает надежды в школе программирования, его хвалят преподаватели, он создает классные проекты, задумайтесь! Может быть, проблема все-таки не в ребенке и его «одержимости» программированием? Может быть, что-то все же не так с обычной школой и учителями там, которые не могут раскрыть потенциал вашего талантливого ребенка? Ну и, наверное, не стоит даже проговаривать очевидную истину: вашему ребенку необязательно разбираться во всех предметах на оценку «отлично», чтобы достичь успеха в жизни и, самое главное, чтобы стать счастливым?

Image link: https://clck.ru/35awND
Image link: https://clck.ru/35awND

В целом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что нет единственно «верного» решения для каждого родителя. В любом случае решать только вам, на какой кружок отдавать своего ребенка или не отдавать никуда вовсе, прислушиваться к желаниям и интересам ребенка или гнуть свою линию, полагаясь на свои внутренние ощущения и «опыт».

Стоит отметить, что школы программирования или другие подобные курсы дополнительного образования – это достаточно серьезно и тяжело, не каждому ребенку это понравится, не каждому может быть под силу. При этом глупо отрицать пользу, которую они приносят, даже если ребенку не суждено работать в IT-сфере.

Одно можно сказать точно. У современных разработчиков в детстве были совершенно другие способы тренировки алгоритмического мышления, некоторые из них были схожими по сути с современными задачками и тренажерами, а другие уже давно перестали быть актуальными. Но им точно было бы любопытно побывать на месте современных детей со всем огромным спектром возможностей для обучения, в том числе через увлекательные игры, и опробовать их. Быть может, тогда таким специалистам изначально было бы гораздо проще узнавать и использовать новые технологии во взрослом возрасте. Кто знает. Но с уверенностью можно сказать, что погружаться в свою IT-профессию было бы еще интереснее.