Тот самый "Миссури", на борту которого был подписан акт о капитуляции Японии. И даже были попадания, только, как в анекдоте про армянского шахматиста, выигравшего в лотерею, попали, но не иракцы, и не ракетой, а снарядами, и не тогда, когда запускались ракеты.
Произошло это во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году, когда модернизированный "Миссури" тряхнул стариной, обстреливая иракцев своими 406-мм снарядами. Вот один из них виден в момент такой стрельбы:
Кстати, выстрел производится из центрального поста управления артиллерийской стрельбой, а если что-то пойдёт не так, то и из самой башни, нажатием на спусковой крючок вот такого "кольта":
Однако не будем отвлекаться. Как всем известно™, китайцы никогда не заморачивались и не заморачиваются глупостями насчёт "интеллектуальной собственности" и беззастенчиво копировали всё, что им надо было копировать, тут же выставляя это на рынок под своими брендами.
До советско-китайского раскола СССР предоставил Китаю ракету класса «корабль-корабль» П-15 «Термит», более известную под кодовым названием НАТО SS-N-2 «Стикс». «Стикс» уже был известен к 1991 году. В 1967 году египетский флот использовал его, чтобы потопить израильский эсминец INS Eilat, и он также успешно применялся Индией в 1971 году, потопив пакистанский эсминец PNS Khaibar и повредив PNS Shah Jahan
Китайцы начали производить их под маркой HY-1 с натовским названием CSS-N-1 "Scrubbrush". Та же ракета для стрельбы с береговых пусковых установок называлась CSSC-2 “Silkworm” (Шелкопряд). На снимке "Шелкопряд" на пусковой установке:
Думаю, всем известно такое понятие, как карго-культ, когда от примитивной копии ожидают тех же результатов, что и от оригинала:
Можно скопировать изделие, но куда сложнее скопировать технологии. Иракцы обнаружили, что их «Шелкопряды» китайского производства не так хороши, как они надеялись. Китай заявлял, что гарантированная дистанция поражения составляет 35 морских миль (максимальная составляла 47 морских миль), однако иракцы обнаружили, что поразить все, что дальше 21 морской мили, практически безнадежно.
Сами ракеты часто были низкого качества изготовления. Они также были подвержены HERO (опасность электромагнитного излучения для боеприпасов), а это означает, что если хранить их рядом с мощным радаром, они могут самопроизвольно взорваться.
Постоянной проблемой был новый радиовысотомер, который должен был стать усовершенствованием; недостаток конструкции означал, что если он на мгновение потеряет контроль над морской поверхностью, ракета разобьется. «Шелкопряд» продавался Китаем с вероятностью попадания 70%, но Ирак заявил, что 9 из каждых 10 выпущенных в 1980 году ракет промахивались.
С 1983 года начались поставки улучшенного варианта, CSSC-3 «Seersucker». Основанный на предыдущих моделях, он был немного больше, немного быстрее, дальнобойнее и имел внутренние улучшения. 100 морских миль были расчётной дальностью, но реальной дистанцией была 51 морская миля. «Сирсакер» двигался со скоростью 581–615 узлов, устаревшую модель радара «Шелкопряда» заменили на «Сирсакере» современной моноимпульсной РЛС, что сделало ее менее уязвимой к помехам.
Захваченные союзниками "Сирсакеры":
К 20 февраля 1991 года США считали, что уничтожили все семь мобильных пусковых установок (включая одну, которую линкор «Миссури» уничтожил 16-дюймовым артиллерийским снарядом) и значительную часть ракет. Очевидно, что это было неверно, о чем свидетельствует атака на «Миссури» пять дней спустя, после которой были уничтожены дополнительные пусковые установки. Даже после этого две установки были захвачены неповрежденными, а это означает, что либо Ирак начал войну, имея гораздо больше пусковых установок, чем предполагалось, либо оценки авиаудара были слишком оптимистичными.
В 00:55 25 февраля линкор «Миссури» начал обстрел целей внутри страны из 16-дюймовых орудий. Он сопровождался фрегатом USS Jarrett (FFG-33), британским эсминцем HMS Gloucester , британским фрегатом HMS London и тральщиками HMS Cattistock и USS Avenger.
В 04:52 с берега была запущена пара ракет «Сирсакер». Запуски были визуально замечены штурмовиком А-6 «Интрудер», который сообщил о двух отчетливых шлейфах из района Аль-Финтас на побережье Кувейта. Одна из ракет тут же упала в море, а другая выровнялась и направилась на восток к «Миссури» .
Из-за особенностей организации радиосети Коалиции предварительное предупреждение так и не дошло до линкора или его эскорта. Сообщение «Интрудера» было отправлено на USS «Вэлли Фордж» (CG-50) и в штаб-квартиру NavCent на берегу, оба из которых не были привязаны к системе LINK, используемой этой корабельной группой.
Всё, как мы любим.
Вместо этого приближающийся «Сирсакер» был обнаружен радаром на борту HMS Gloucester на расстоянии 21 мили и классифицирован как противокорабельная ракета на основании траектории полета и отсутствия транспондера. При скорости приближения (0,89 Маха) у британского эсминца было меньше минуты, чтобы классифицировать цель как враждебную, принять решение о вступлении в бой и сделать это. Это было непростое решение, поскольку первоначальная точка обнаружения «Сирсакера» находилась на воздушной полосе, используемой военными самолетами Коалиции, возвращавшимися в Саудовскую Аравию после бомбардировки Ирака.
Если бы произошла ошибка в классификации цели, дружественный самолет был бы сбит. Ох уж эти англичане! Американцы завалили иранский пассажирский самолёт без всех этих раздумий.
Впрочем, решение открыть огонь было принято через 43 секунды после первого обнаружения «Сирсакера».
HMS Gloucester предпринял крутой поворот, чтобы иметь возможность применить пусковую установку зенитных ракет Sea Dart. Были выпущены два «Си Дарта», один из которых попал в иракскую ракету. Все мероприятие заняло 89 секунд.
На борту «Миссури» «Сирсакер» был замечен визуальными наблюдателями и правильно классифицирован как приближающаяся ракета. Линкор активировал комплекс радиоэлектронной борьбы, в результате чего были запущены SRBOC (выстреливающие в высоту снаряды, разбрасывающие облако тонко нарезанной фольги, называемой "мякиной" или "соломой"), а также (предположительно) включились постановщики электронных помех. Четыре «Фаланкса» линкора также были переведены из режима ожидания в автоматический, однако огня не открыли.
«Фаланкс» " Джарретта" не открыл огонь, поскольку «Сирсакер» находился за пределами дальности его действия. HMS London также находился вне зоны досягаемости его ЗРК (позже это было оспорено ВМС США), а у тральщиков не было оружия, способного поразить ракету.
Ближе к вечеру 25 февраля «Миссури» вернулся в тот же район (фактически, почти в то же место, где накануне вечером находился HMS Gloucester ), чтобы бомбардировать цели на берегу. После ухода HMS Gloucester вместе с линкором теперь находились тральщик HMS Atherstone , снова USS Jarrett и эсминец HMS Exeter , который действовал как центральный узел флотилии.
HMS Exeter получил голосовое сообщение с HMS Atherstone о том, что на берегу был замечен шлейф запуска противокорабельной ракеты.
Пуганая ворона и куста боится, но в данном случае уместнее сказать, что лучше перебдеть, чем недобдеть.
На самом деле ракеты не было. Высокое восходящее пламя, которое корабль HMS Atherstone заметил на берегу, было связано с тем, что иракские войска взорвали нефтяную скважину, чтобы поджечь ее. Конечно, об этом стало известно только позже.
Используя систему LINK, HMS Exeter уведомил другие корабли о возможном приближении ракеты. «Миссури» запустил SRBOC, чтобы отвлечь предполагаемую угрозу. SRBOC упали между линкором и довольно близко к фрегату USS Jarrett, который уже перевел свой «Фаланкс» в автоматический режим.
«Фаланкс» немедленно развернулся на правый борт, нацелилась на одно из облаков "соломы" SRBOC, которое он принял за угрозу, и произвел 220-зарядную очередь в его направлении. Мгновение спустя следующий залп SRBOC «Миссури» взорвался в небе, на этот раз почти прямо над палубой «Джарретта» . «Фаланкс» фрегата снова открыла огонь по правому борту, оружие было отключено после того, как было сделано 100 выстрелов.
Почти во всех версиях события говорится, что 20-мм снаряды «Фаланкс» «Джарретта» попали в «Миссури». Наиболее часто упоминаемое количество — 4 отдельных снаряда, что (даже с учетом поля рассеивания на пределе дальности действия «Фаланги») кажется очень низким, учитывая сотни выпущенных фрегатом. Один снаряд пробил стальную пластину толщиной 3/8 дюйма и одну внутреннюю переборку. Чаще всего повторяется местоположение «…у мемориальной доски» (указатель на палубе, где закончилась Вторая мировая война, по правому борту и немного позади башни B 16.
Вот подписывается акт:
Вот место, где стоял стол:
и памятный знак на его месте:
Другой снаряд, очевидно, попал в часть оборудования, находившегося на палубе, слегка ранив одного матроса осколком летящего пластика – хотя иногда вспоминают, что раненый моряк находился внутри корабля, пораженный осколками снаряда, пробившего переборку. В других сообщениях упоминается рикошет 20-мм снарядов, что, скорее всего, означает попадание в броневой пояс или 16-дюймовую башню.
В кратком заявлении ВМС США об этом происшествии, опубликованном через шесть с половиной месяцев после окончания «Бури в пустыне», упоминаются «поверхностные повреждения», но конкретно не говорится о наличии травм. По-видимому, это противоречит истории о безымянном раненом моряке, если только рана не была настолько незначительной, что и говорить не о чем.
Есть ролик длиной 40 минут, снятый в центральном посту управления артиллерийской стрельбой в тот вечер. После получения команды "Приготовиться к удару":
Личный состав старается как-то раскрепиться перед сотрясением. Поскольку ужасный Саддам Хусейн мог применить химическое оружие, часть моряков успела надеть противогазы:
Но время этих ракет к тому времени уже ушло, их применение (да ещё и изготовленных в Китае) результатов не принесло.
А здесь о других поделках китайцев:
..................................................................................................................................................................