Найти тему

История американского пародийного кино. Часть 1. Отличие пародий от других комедий. Зарождение жанра.

Оглавление

Пародийное кино как жанр родилось позже большинства других комедийных жанров. И понятно почему. Первое, что необходимо для создания пародий на другие фильмы и целые киножанры, это наличие соответствующего объекта.

Кино должно было подрасти, возмужать, расширив свою тематику и накопив массу штампов. После этого было необходимо дождаться появления благодарной аудитории, чтобы представить на ее суд кинопародию.

Правда, не все с моим утверждением будут согласны. Есть люди, которые полагают, что пародии появились уже на заре кинематографа. К примеру, из сохранившихся с той поры картин к таковым иногда относят «Кармен» (1915) Чарли Чаплина и «Три пройдохи» (1922) Макса Линдера (пародия на «Трех мушкетеров»).

Есть и такой перевод на русский язык названия самого известного фильма Линдера...
Есть и такой перевод на русский язык названия самого известного фильма Линдера...

На самом деле их вряд ли можно назвать кинопародиями в чистом виде, поскольку данные фильмы брали за основу не столько ранее снятые киноленты, сколько широко известные литературные первоисточники.

-3

Примерно то же самое наблюдалось в случае дуэта известных американских комиков 40-50-х годов Эбботта и Костелло, который переходил из одной комедии в другую.

Среди них были «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948), «Эбботт и Костелло встречают человека-невидимку» (1951), а также еще несколько комедий, в которых встречались популярные персонажи массовой культуры (доктор Джекил и мистер Хайд, мумия).

-4

Я полагаю, что эти фильмы в принципе не являются пародиями - даже на литературный первоисточник. Чтобы разобраться, почему это так, сначала нам необходимо выяснить, что такое кинопародия в точном смысле этого слова и чем она отличается от просто комедии.

Кинопародия – это комедия, которая высмеивает определенные фильмы (его эпизоды), киноштампы и целые жанры кинематографа.

Ключевое слово здесь – «высмеивает». Если мы видим, что в комедии присутствует насмешка, а смех вызывает иная интерпретация ранее созданного в кинематографе (не в литературе!), то это точно кинопародия.

"Тото и Клеопатра" (1963)
"Тото и Клеопатра" (1963)

Но часто встречается и другое понимание пародийного кино. В этом случае к этому жанру относят комедии, которые просто используют сюжеты и персонажей ранее снятых фильмов, чтобы вызывать смех у зрителя. В этом определении пародии главное слово – «использует».

Проблема в том, что такое понимание пародии делает ее практически неотличимой от обычной комедии.

Ранее названные мной фильмы с участием Чаплина, Линдера, Эбботта и Костелло были именно таким кино – авторы этих картин брали известных публике персонажей (Франкенштейна, мумию и др.), вставляли их в сюжет комедии, и пытались выжать из аудитории смех на этой основе.

"Казино Рояль" (1967)
"Казино Рояль" (1967)

Если брать более поздние примеры, то в памяти всплывает известная британо-американская комедия "Казино Рояль" (1967), которая не пародирует фильмы о Джеймсе Бонде, а представляет собой кинокапустник на шпионскую тему с тем же главным героем.

Но в Википедии ее относят к пародийной комедии и причина этого очевидна, поскольку главным героем является герой популярной франшизы.

"Зомби по имени Шон"
"Зомби по имени Шон"

Подобная история произошла и с достаточно недавним фильмом на зомби-тематику - "Зомби по имени Шон" (2004).

В Сети можно прочесть, что этот фильм пародирует киноленты о зомби. Я как таковой пародии над жанром там не заметил. Это действительно смешная комедия, но не пародия в точном смысле этого слова.

К кинопародиям следует относить те комедийные картины, которые откровенно насмехаются над фильмами, жанрами и киноштампами. Иначе практически любую комедию можно при желании объявить пародийной: те из них, которые используют тему романтической любви – это пародии над романтическими фильмами; рассказывающие о работе полицейских – пародии на полицейские фильмы и т.д. Этот путь - тупиковый.

Первые блины комом

Итак, если мы не будем причислять к кинопародиям все комедийные фильмы подряд, то, окинув беглым взглядом историю кинематографа, обнаружим, что рождение этого жанра произошло очень поздно. Первые попытки основать новый жанр мы найдем в европейском кино в 60-е годы 20 века.

-8

Первыми в те годы в пародийном кино отметились британцы. Еще с конца 50-х почти ежегодно в кинотеатрах Туманного Альбиона появлялись комедийные фильмы из серии «Carry on» (название этих комедий обязательно начиналось с фразы: «Carry on»: например, «Carry on Teacher», «Carry on Cruising»…).

До конца 70-х их создатели наштамповали около трех десятков фильмов. Некоторые из них достаточно смешные, но лично я шедевров комедийного жанра среди них не встретил.

Возможно потому, что режиссером этих картин был один человек – Джеральд Томас, а в главных ролях снимались практически одни и те же актеры: Кеннет Уильямс, Сидни Джеймс, Кеннет Коннор, Чарльз Хоутри, Джоан Симс.

-9

На русский «carry on» перевели «так держать». Из всех «такдержащих» картин некоторые вполне можно отнести к пародийным («Так держать, Клео» (1964), «Так держать, шпион» (1964), «Так держать, ковбой» (1965), «Так держать, продолжаем кричать!» (1966), «Так держать, не терять головы!» (1966), но при просмотре многих из них, которые формально являются пародиями на определенный жанр кино или фильм (например, «Так держать, Клео» явно базируется на пеплумах и «Клеопатре» с Лиз Тейлор), меня не покидало ощущение, что это просто комедии, а не высмеивание определенного жанра.

Для тех, кто рос и креп на пародиях братьев Цукеров и Джима Абрахамса, пародийный запах от некоторых картин из серии «Carry on» такой слабый, что практически не ощущается.

Есть и другой недостаток у этих фильмов – по крайней мере, тех, которые мне удалось просмотреть: начало у «Так держать, Клео» (1964), «Так держать, ковбой» (1965) и «Так держать, продолжаем кричать!» (1966) бодрое и там есть над чем посмеяться, но потом действие переходит в набор кривляний.

-10

В США в середине 60-х тоже были опыты в пародийном жанре. Участник «великолепной семерки» Джеймс Коберн сыграл шпиона Флинта в «Наш человек Флинт» (1965) и «Двойник Флинт» (1967), которые формально являются пародиями на Джеймса Бонда, но эти фильмы не смешные.

Сразу и не поймешь – то ли это неудачные пародии, то ли это бестолковое подражание бондиане, которая и сама по себе со временем стала пародией на первые фильмы о Бонде.

-11

Нельзя не отметить, что хорошая кинопародия – это фильм, который понятен широкому зрителю, а не избранной аудитории. В 1970 году на экранах Америки появилось странное кино любителя больших бюстов Расса Мейера "За пределами долины кукол".

Эта картина настоящая кинопародия, но весьма специфическая. Она высмеивает всего один и не самый известный сегодня фильм – "Долина кукол" (1967).

Если посмотреть «Долину», а потом «За пределами», то пародийность ленты Мейера будет очевидна, но без просмотра фильма-объекта пародии вы даже не поймете, что над происходящим в этом фильме надо смеяться. Эта пародия для избранных – все остальные будут воспринимать фильм как драму. Вот такой парадокс.

«Бал вампиров» (1967)
«Бал вампиров» (1967)

Из фильмов 60-х годов, которые иногда причисляют к пародиям, назову «Бал вампиров» (1967) Романа Поланского, который на самом деле не является пародийным.

Режиссер снял сказку на вампирскую тему с комедийным уклоном и даже не думал высмеивать историю о Дракуле и фильмы ужасов.

Рождение жанра

Мел Брукс в "Страхе высоты"
Мел Брукс в "Страхе высоты"

Рождение кинопародии как жанра правильнее датировать не 60-ми годами 20 века, а следующим десятилетием, когда за дело взялись американские титаны комедии Мел Брукс и Вуди Аллен.

Работать пародистом в кино Брукс начал раньше Аллена, но первый опыт Мела в этом жанре относится к телевидению: в 1965 году он стал одним из создателей сериала «Напряги извилины» (Get Smart), который откровенно высмеивал шпионские фильмы.

«Напряги извилины»
«Напряги извилины»

Весь комизм в этом кино строился на том, что главный герой – суперагент Максвелл Смарт (агент 86) – идиот. Этот персонаж сильно смахивал на инспектора Клузо из «Розовой пантеры» (кстати, создатели советского мульт-хита "Приключения капитана Врунгеля" явно срисовали своего агента с актера Дона Адамса, игравшего Смарта).

«Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить».
«Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить».

Но в кино Вуди Аллен чуть раньше обратился к пародийному жанру. В 1972 году он снял «Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить».

Правда, в этом киноальманахе в основном высмеивается книга Дэвида Рубена с одноименным названием, а не другие картины, но есть новеллы, которые посвящены итальянскому кино и некоторым фильмам ужасов («Невеста монстров», «Франкенштейн», «Капля»).

В журнале «Фильм» я прочел, что первой пародией у Аллена был фильм режиссера Герберта Росса «Сыграй еще раз, Сэм» (1972), где он сыграл главную роль и выступил автором сценария. Это явная ошибка. Разговоры главного героя с героем Хамфри Богарта из «Касабланки» – отнюдь не пародия, а прием, на котором держится сюжет этой комедии.

Следующий фильм Аллена - "Спящий" не пародия как таковая, а комедия о замороженном человеке, которого оживили в будущем, но в ней присутствуют некоторые сцены, пародирующие известные киноленты.

«Любовь и смерть»
«Любовь и смерть»

Зато следующая комедия Вуди – «Любовь и смерть» (1975) - чистая пародия, хотя не совсем ясно, над чем именно прикалывается Аллен: то ли над экранизациями русской классики в западном кино, то ли над самими классическими произведениями русских писателей – прежде всего, «Войной и миром». Но в любом случае он посмеялся над нашей классикой от души!

"Сверкающие седла"
"Сверкающие седла"

Мел Брукс обратился к пародийному жанру в большом кино лишь в 1974 году, но сумел выпустить на экраны сразу 2 картины за год:

"Сверкающие седла" – это пародия на жанр вестерна в целом и «Рио-Браво» в частности;

«Молодой Франкенштейн» (1974) – пародийное прочтение Бруксом романа Мэри Шелли и ранних черно-белых фильмов ужасов (прежде всего, «Дракулы»).

Оба фильма вошли в тройку самых кассовых картин года в американском прокате, и сейчас считаются классикой.

«Немое кино»
«Немое кино»

Чуть позже Брукс снял «Немое кино» (1976), которое в Википедии тоже причисляют к пародиям, но это неверно.

Кино является пародией, когда зрителю понятно, что оно высмеивает. В этом фильме совершенно точно нет насмешки над немым кино. Есть ли там пародия на отдельные немые фильмы? Возможно, но кто об этом мог знать в середине 70-х, когда прошло почти 40 лет с момента появления звукового кино?…

В данном случае Брукс использовал приемы немого кино, чтобы сделать комедию. И сделал, но я бы не назвал ее особенно смешной.

«Страх высоты»
«Страх высоты»

Следующая картина Брукса «Страх высоты» - настоящая пародия и весьма удачная. «Страх» Мел посвятил Альфреду Хичкоку: в нем высмеиваются «Головокружение», «Психо», «Птицы» и ряд других лент этого режиссера.

В этом фильме Брукс впервые выступил в качестве главной звезды. Главную роль он сыграл и в «Немом кино», но там в эпизодах засветились такие люди как Б.Рейнольдс, Д.Каан, Л.Минелли и Пол Ньюман.

Напротив, в «Страхе высоты» все действие держится на Меле Бруксе. До «Немого кино» Брукс не сыграл ни одной главной роли, но, похоже, пример Вуди Аллена оказался заразительным и Мел решил пойти по его пути. И тоже стал звездой мирового кино.

Трио ZAZ
Трио ZAZ

Во второй половине 70-х Вуди Аллен бросил пародию, сосредоточившись на романтических проблемах городских невротиков, но свято место пусто не бывает. В Голливуде появились новые таланты-пересмешники: братья Джерри и Дэвид Цукеры с примкнувшим к ним Джимом Абрахамсом (трио получило неблагозвучную автомобильную аббревиатуру ZAZ – по первым буквам фамилий).

"Солянка по-кентукийски"
"Солянка по-кентукийски"

Первым фильмом триумвирата стала успешная в прокате "Солянка по-кентукийски" (1977), где они выступили сценаристами (в оригинале кино называется "Кентукийский жареный фильм" – в нем авторы обыгрывают название известной сети фастфудных забегаловок KFC).

Это не чистая кинопародия, а высмеивание всего на свете (в том числе ряда известных фильмов, вроде «Выхода дракона» с Брюсом Ли, а также эксплуатационного кино). Обычно такие «солянки» называют кинокапустниками.

«Ужин с убийством»
«Ужин с убийством»

Но не только этими известными именами исчерпывается американское пародийное кино 70-х. В этом жанре снял два фильма режиссер Роберт Мур.

В 1976 году он поставил «Ужин с убийством» с участием целой россыпи звезд (П.Фальк, А.Гиннес, П.Селлерс, Д.Нивен), который высмеивал английские детективы.

В данном фильме больше пародируется не столько детективное кино, сколько произведения Агаты Кристи и сходные детективы с неожиданными и нелогичными развязками.

Зато «Дешевый детектив» (1978) Р.Мура – это явная пародия над фильмами нуар (больше всего досталось «Касабланке», меньше «Мальтийскому соколу» и «Китайскому кварталу»).

В роли типичного «Хэмфри Богарта» снялся Питер Фальк. Пародия смешная, но предварительно нужно посмотреть хотя бы «Касабланку». Иначе значительная часть приколов пройдет мимо вас.

"Монти Пайтон и священный Грааль"
"Монти Пайтон и священный Грааль"

В 70-е в жанре пародии достойную конкуренцию американцам составляли англичане: группировка «Так держать» продолжала клепать свои комедии, среди которых были и пародийные ленты («Так держать, Эммануэль» (1978), а банда неполиткорректных комиков «Монти Пайтон» соорудила "Монти Пайтон и священный Грааль" (1975) и "Жизнь Брайана" (1979).

Молодой Алан Паркер заявил о себе смешной пародией на гангстерское кино "Багси Мэлоун" (1976), в котором все взрослые роли сыграли актеры-дети.

Теренс Хилл в "Меня зовут Никто"
Теренс Хилл в "Меня зовут Никто"

Из других европейских фильмов тех лет можно вспомнить пародию на собственные вестерны «Меня зовут Никто» продюсера и сценариста Серджо Леоне (1973, режиссер Т.Валери) и «Великолепный» (1973) Филиппа Де Брока – пародию на шпионские фильмы с великолепным Жан-Полем Бельмондо.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: