Заканчиваю рассказ об американской пародии, начатый в статьях «История американского пародийного кино. Часть 1.» и «История американского пародийного кино. Часть 2.».
Едва-едва американская пародия успела окрепнуть и встать на ноги, как за ней пришла старуха с косой…
90-е годы: «золотой век» пародии идет к концу.
В благословенном 1991 году, когда вышла вторая часть "Голого пистолета", а мы навсегда избавились от невыносимого болтуна Горби, покинувший братьев Цукеров Джим Абрахамс представил публике лучшего летчика Америки - Топпера Харли в уморительно смешной пародии «Горячие головы!».
В основном фильм потешается над военным блокбастером с Томом Крузом «Лучший стрелок», а мимоходом авторы отдают должное «Танцующему с волками», «9 с половиной недель», «Рокки», «Супермену»…
При сопоставимом бюджете с «Голым пистолетом 2 ½» пародия Абрахамса собрала в мировом прокате намного больше (181 млн долларов).
Наверняка не последнюю роль в успехе картины сыграл великолепный дуэт красавчика Чарли Шина и итальянской красотки Валерии Голино.
Разумеется, что "Горячие головы" не могли обойтись без продолжения. Вторая часть вышла в 1993 году. Она вновь стала успешной в прокате и на мой вкус получилась даже смешнее, чем первая.
На этот раз Чарли Шин выступил в образе Рэмбо и вновь крайне убедительно. Помимо "Рэмбо-2" и "Рэмбо-3", создатели фильма Джим Абрахамс (сценарист и режиссер) и Пэт Профт (соавтор сценария и продюсер) не пожалели "Крестный отец", "Основной инстинкт", "Апокалипсис сегодня", «Терминатор-2», «Касабланку»…
Лучший диалог из фильма: "Я вижу мученья тебе не в новинку! – Я был женат. Дважды"...
Первая половина 90-х – это то время, когда американское пародийное кино еще не демонстрировало признаков упадка и загнивания. Помимо франшиз, запущенных членами триумвирата Цукер-Абрахамс-Цукер («Пистолет» и «Головы»), на киноэкранах появились еще несколько смешных пародий.
После «чистой» комедии "Жизнь-дерьмо" (1991) Мел Брукс вернулся к пародийному кино в картине "Робин Гуд: мужчины в трико" (1993), который насмехался над свежайшим блокбастером «Робин Гуд: принц воров» (1991) с Кевином Костнером.
Фильм стал хитом на видео в России, но в кинотеатрах США с трудом окупил расходы на свое производство. И это странно: картины Брукса не стали менее смешными, чем в 70-е и не сильно уступали пародиям братьев Цукеров и Абрахамса, но американская публика в 80-х – 90-х перестала воспринимать юмор Брукса.
В те годы пародисты не могли пройти мимо крайне успешного киносериала "Смертельное оружие" и в 1993 году зрители познакомились с его юмористическим вариантом в виде "Заряженного оружия" (режиссер Джин Квинтано), где Мела Гибсона сыграл брат Чарли Шина – Эмилио Эстевес, а Дэнни Гловера – молодой и почти никому неизвестный в то время Сэмюэл Л.Джексон.
В эпизодах этого фильма засветились крупные звезды - Вупи Голдберг, Брюс Уиллис и Чарли Шин, а также известные актеры Денис Лири и Ф.Мюррей Абрахам. В фильме поминают «добрым словом» «Грязного Гарри», «Молчание ягнят», «Основной инстинкт». Кассовым хитом картина не стала, но собрала в американском прокате вполне приличные деньги (28 млн долларов).
В том же 1993 году Карл Райнер выпустил "Фатальный инстинкт" (1993) – пародию на крайне популярные в начале 90-х эротические триллеры.
Рецензентам журнала Total DVD эта кинолента понравилась, но я ними не согласен. К сожалению, неплохой режиссер и хорошие актеры сделали несмешной фильм.
В 1996 году помимо «Неистребимого шпиона» увидели свет еще 2 пародии: "Учитель и чудовища" (он же «Беспредел в средней школе») и «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале».
Первый – пародия на фильмы о тяжелой учительской доле (вроде «Директора») и в его создании приняли участие старые пародийные перцы – Дэвид Цукер (в качестве сценариста и продюсера) и Пэт Профт (соавтор сценария).
Второй высмеивает фильмы о тяжелой доле черных парней, снятые черными режиссерами для черных зрителей ("Ребята по соседству", "Авторитет"). Это кино на совести братьев Уэйансов – одних из главных могильщиков жанра кинопародии.
На фоне последующей продукции братьев этот фильм можно посмотреть даже в том случае, если вы белый человек: несколько смешных моментов там есть. А "Учитель и чудовища" я могу смело рекомендовать к просмотру зрителям любого цвета кожи – включая тех, чья жизнь не имеет никакого значения в современном мире.
Дэвид Цукер долго воздерживался от режиссуры, ограничиваясь сценариями и продюсированием фильмов, но для комедии "Бейскетбол" (1998) он сделал исключение.
Фильм примечателен тем, что главные роли в нем сыграли создатели культового мультсериала "Южный парк" Трей Паркер и Мэтт Стоун.
Этот фильм не назовешь пародией в духе "Аэроплана" или "Голого пистолета" и в нем не высмеиваются конкретные популярные фильмы, это пародия в целом на жанр спортивного фильма. Она не менее пошлая, чем «Остины Пауэрсы», но там есть юмор и его много. Правда, в прокате кино провалилось с треском.
Зато "Анализируй это!" (1999) Гарольда Рэмиса с Робертом де Ниро и Билли Кристалом стал одним из самых кассовых фильмов 1999 года.
Фильм пародирует картины о мафии, а де Ниро свои роли в «Крестном отце» и «Хороших парнях». Очень смешная картина. Сейчас таких уже не делают. Пожалуй, как раз с 1999 года.
Как пародийное кино потонуло в нечистотах
Изначально пародийный жанр был рассчитан на взрослого зрителя. В 70-е годы 20 века Мел Брукс и Вуди Аллен в основном пародировали киноклассику и рассчитывали на людей с приличным культурным багажом за плечами.
Ситуация стала меняться примерно со второй половины 80-х - с выходом "Голого пистолета" и «Космобольцев». Юмор в этих фильмах был адаптирован к максимально широкой аудитории, чтобы его понимал любой подросток.
В 90-е годы в стремлении угодить молодежной аудитории, юмор в пародиях (да и комедиях в целом) становится все более смелым и пошлым, а к концу 20 века по-настоящему нечистотным.
Я думаю, что фатальным для жанра стал успех двух комедий 1999 года «Остин Пауэрс-2» и «Американский пирог», а также фильма братьев Уэйансов «Очень страшное кино», который вышел в следующем году.
Бондиана со времен Роджера Мура стала пародией на саму себя, но это не остановило Майка Майерса, который решил сыграть мерзкого и не смешного секретного агента Остина Пауэрса, замороженного в 60-е годы, и размороженного через 30 лет, чтобы справиться со страшным злодеем с оригинальным именем доктор Зло.
Первый фильм про Остина («Остин Пауэрс: человек-загадка международного масштаба») вышел на экраны в 1997 году и был умеренно успешен в прокате, но вторая, более пошлая часть франшизы - "Шпион, который меня соблазнил" (1999), стала кассовым рекордсменом, собрав 300 млн долларов по всему миру.
Формально все «Остины Пауэрсы" – это пародии, но, в сущности, это обычные комедии, слегка паразитирующие на бондиане, на ее наиболее узнаваемых сценах и персонажах.
Напротив, «Очень страшное кино» - стопроцентная пародия на фильмы ужасов, но ничего хорошего в этом нет, поскольку в ней был достигнут запредельный уровень пошлости на минуту экранного времени. Благодаря этому фильм с бюджетом в 19 млн долларов собрал 278 млн $ в мировом прокате!
После «Очень страшного кино» американское пародийное кино быстро погрузилось в нечистоты. Остроумное высмеивание различных блокбастеров и фильмов определенных жанров практически полностью вытеснил туалетный юмор (если его можно назвать юмором) и пошлейшие шутки на сексуальную тему.
Именно это нужно примитивным подросткам, за счет которых и делается касса в современном кино. Все остальные категории населения создателями пародийных фильмов в расчет не принимаются.
Проблема на самом деле не только в деградации отдельного жанра кинопародии. В последнее десятилетие большое кино как искусство отошло в мир иной, освободив место для телесериалов, пришедших ему на смену. Редкие талантливые киноработы – лишь исключения, которые только подтверждают правило.
Взрослые сегодня смотрят сериалы, а подростки ходят в кино на киноаттракционы и ремейки. На эти ремейки и киноаттракционы кинодельцы снимают пародии для тех же подростков, не заморачиваясь на сюжет и смешные шутки. Главное, чтобы на экране больше портили воздух, блевали и говорили о сексе. Подростки это любят. Им это кажется смешным.
Мне нет. Я рос на «Аэроплане» и «Горячих головах», поэтому не досмотрел до конца ни «Ну очень страшное кино» (2000), ни первые две части «Очень страшного кино», ни «Киносвидание» (2006), ни «Нереальный блокбастер» (2008), ни «Супергеройское кино» (2008), ни «Знакомство со спартанцами» (2008)…
Но все-таки среди гниющих останков пародийного кино Америки за последние 2 десятка можно найти несколько фильмов, которые напоминают о нашей замечательной молодости.
Например, "Очень страшное кино – 3" (2003) режиссера Дэвида Цукера. Цукер со своим старым приятелем Пэтом Профтом (сценарист) чуть облагородил дурно пахнущую франшизу, избавился от братьев Уэйянсов и пригласил в нее Чарли Шина с Лесли Нильсеном.
В результате эту пародию на «Знаки» и «Звонок» с отсылками к десятку других фильмов вполне можно посмотреть, хотя к обязательному просмотру я ее рекомендовать не могу – из-за множества пошлых эпизодов, без которых можно было легко обойтись.
Про "Очень страшное кино – 4" (2006) того же режиссера уже и этого не скажешь. Эта часть больше напоминает не третью, а первые две. Да и Чарли Шина в этом кино почти нет…
Что не получилось у ветерана жанра Цукера, то вышло у Роберта Родригеса. Он поставил две более-менее удачных пародии на эксплуатационное кино: «Планета страха» (2007) и «Мачете» (2010).
Правда, эти фильмы не всеми воспринимаются как пародии, хотя они сплошь состоят из штампов эксплуатационных фильмов 70-х годов, и серьезно их воспринимать невозможно.
Вероятно, скептическое отношение публики к этим фильмам связано с тем, что в 21 веке не так много зрителей имеет представление о том, что такое эксплуатационное кино 70-х, поэтому им непонятно, где надо смеяться при просмотре подобных фильмов.
Позднее Родригес снял «Мачете убивает» (2013) – более очевидную для широкой публики пародию, но кто выдержит бессмысленное кровавое мочилово в течение 1 часа 40 минут?
Неудивительно, что фильм провалился в прокате. Да и сколько можно пародировать одно и то же? К тому же то, чего уже никто не помнит.
И напоследок назову еще одну пародию, которая словно вышла родом из «золотого века» американского пародийного кино – «Солдаты неудачи" (Тропический гром", 2008) Бена Стиллера.
Эта картина является пародией не только на фильмы о вьетнамской войне, но и на голливудскую моду снимать картины о психически ущербных людях, чтобы получить "Оскар", на пошлые комедии, заполонившие экраны, и на Голливуд в целом.