Это история длиной в 26 лет, так что запись будет длинной.
Первые блины, или Маша-растеряша
Моим первым вышивальным опытом стал набор «Ландыши» фирмы «Сделай своими руками», подаренный на День рождения тётей. Кажется, мне тогда исполнилось восемь. На мой взгляд, это замечательный подарок для младшеклассницы: вышивание тренирует мелкую моторику, схема учит быть внимательной и следовать правилам, а результатами своих трудов можно хвастаться перед друзьями.
Эту вышивку я закончила, но после неё мне долгое время не хотелось развивать это хобби. Сейчас поймёте, почему.
Вышивать предлагалось не разобранными по цветам шерстяными нитками разной толщины и не самого лучшего качества. В инструкции о них говорилось просто: вышивать в 2 или 4 сложения. Решайте, мол, сами, как лучше смотрится, но ниток мы вложили только на один верный вариант. Нитки перетирались и рвались, от них хотелось чихать. Иголки в наборе не было, и вышивать пришлось обычной швейной иглой, найденной дома — той, что с острым концом и маленьким ушком. Не помню, купили ли мне пяльцы или я как-то обходилась без них. И что-то было не так с канвой. Органайзер пользователю набора не полагался. Цветные клеточки на схеме не включали в себя символы.
Никто из моих родных и одноклассников не умел вышивать крестиком, а мне самой сразу не пришло в голову, что все крестики должны смотреть в одну сторону. Мне нравилось, как смотрятся стежки, стоящие в шахматном порядке, и целые ряды крестиков, но я не понимала, почему. :Р Квадратный бэкстич на схеме местами был едва различим.
Когда работа подходила к концу, у меня закончились зелёные нитки. Видимо, всё-таки не угадала количество сложений. Это был мой первый набор, то есть в запасах вообще не имелось остатков, а рукодельных магазинов, как сейчас, ещё не существовало, в хозяйственных шерстью не торговали, и у нас остался один вариант: использовать нитки цвета морской волны, из которых мама вязала свитер. Вязальные. Толстые. Не попадающие в тон. Но шерстяные же! Получившиеся крестики возвышались над остальной вышивкой и бросались в глаза из-за неправильного оттенка. Мы не знали, куда девать этот ужас.
Забегая вперёд, скажу, что через несколько лет «Ландыши» удалось сдать в качестве проекта для урока труда. Наша учительница и без того славилась изъятием детских работ с последующей их продажей на Вернисаже, а тут придумала вещь, которая позволяет делать это легально. Проект состоял из самой работы, её описания, перечисления комплектующих и итоговой стоимости работы, которую дети должны были рассчитывать сами. Правильность расчётов учительницу не интересовала, одна девочка включила туда стоимость ножниц, которыми обрезала нитки, и ей ничего не сказали. «Чем больше, тем лучше», — видимо, думала учительница, предвкушая поход на Вернисаж с ценами, против которых покупатель не попрёт, ведь они назначены самими авторами работ. Таким образом мне удалось избавиться от неудавшейся вышивки и не жертвовать на урок труда ничего ценного.
Когда после завершения «Ландышей» я ездила в деревню и поведала бабушке о своих успехах и неудачах, она рассказала, что тоже вышивает, и решила меня научить. Процесс обучения порвал все мои шаблоны. Во-первых, она взяла не готовый набор, а отдельные материалы. Во-вторых, вместо канвы она выбрала ткань. «Как она собирается вышивать крестики без разметки?» — думала я. В-третьих, она обошлась без схемы: взяла какой-то журнал с изображением стилизованных птиц и цветов с ягодами, карандаш, копирку и перевела картинку на канву. У неё в запасах были нитки ПНК им. Кирова — древнейшие мотки по 20 метров с ценой, указанной в копейках. (Позже они достались мне в наследство, и теми, которые сразу не рассыпались в руках, я пользуюсь до сих пор.) К тому же она продемонстрировала мне деревянные пяльцы: без винта, в одном месте сломанные, но заклеенные широким советским пластырем. А больше всего меня поразило, что вышивать она стала не крестиком. Так я узнала, что такое гладь, но в тот момент этот вид вышивки меня не впечатлил: хотелось крестиков. Сейчас я думаю, насколько бабушка была крутая, ведь её творчество не знало ограничений, она могла вышить что угодно, даже взять рисунок из головы, и не боялась этого делать. Это то, к чему я теперь стремлюсь.
Не помню, как в моей жизни появился второй набор для вышивания крестиком, вроде бы его тоже подарили. Согласно интернету, его не существует, и я всё выдумываю. Он назывался «Попрыгунья» и выполнялся нитками мулине с неполным зашивом странной канвы. Бэкстич, конечно, квадратный.
На картинке была изображена антропоморфная серая зайчиха с развевающимися ушами и разведёнными в стороны руками. На фон ей поместили несколько жёлтых и зелёных полос, это был мой первый не бесформенный, а ровный геометрический элемент. Благодаря этим полосам я и поняла, что все крестики нужно вышивать в одну сторону: очень уж хорошо они благодаря этому смотрелись.
Мне хотелось сэкономить канву, поэтому вышивать я начала не с центра, а из угла. К слову, канвы оказалось столько, что хватило бы на четыре такие вышивки, но спустя годы мне не только не пригодилась сэкономленная канва — весь этот холст с вышивкой я потеряла. Впрочем, её всё равно нельзя было оформить из-за очень маленького отступа от края. (А ещё потому что она уродливая.)
После этого был крутейший по тем временам набор «Пушок» фирмы «Золотое руно», подаренный мне одноклассницей. Сейчас я вижу, что это красивый прогон. В настоящее время он снят с производства и собирается на заказ, но схему так и не почистили.
Я всё ещё вышивала неправильно, на этот раз — в неверное количество сложений. Из-за толстых крестиков у меня даже игла с трудом проходила через канву, но я упрямо продолжала: мысль распороть вышитый участок в то время казалась невыносимой, к тому же я слишком поздно поняла, что что-то не так. Странно, что мне хватило ниток. В результате крестики получились неровными, и вышивка смотрелась жутко, но мама всё равно оформила её в рамку и повесила на стену. Глаза у котёнка красивые, несмотря ни на что.
Шерстяной период
Обложки всех этих и последующих вышивальных наборов у меня сохранились, и с какого-то года я старалась везде ставить даты начала и завершения работы, но дальнейшую цепочку наборов отслеживать нет смысла, потому что последовавший за «Пушком» период можно назвать шерстяным. «Золотое руно» не вписывалось в наш бюджет, поэтому мы придерживались наборов «Сделай своими руками», тех самых, среди которых были «Ландыши». Без органайзеров и опознавательных знаков на нитках, без символов на схеме. Но нам нравились их пейзажи. Почти всё шло в рамки на стены (не помню, где мы их брали, но вставляли в них вышивки сами), один из пейзажей мама нашила на декоративную подушку.
Особое место у меня в памяти занимает набор «Закат». В нём я сделала последнюю ошибку с неверным количеством сложений нити, дальше мы вместе с мамой научились определять, какими нитками требуется вышивать вдвое, а какими вчетверо. Но у этой вышивки изнанка такая плотная и рельефная, что оформить её обычным образом в рамку было невозможно, и папа вышел из положения: привинтил сзади к раме деревянный квадрат. Да так основательно — на века! Родители меня поддерживали. :)
«Закат» примечателен и тем, что благодаря ему я задумалась о разном восприятии цвета в зависимости от цветового окружения. Тучи на картинке вышиваются серыми нитками, но из-за остальной цветовой палитры (в частности, наверное, из-за рыжего неба) кажутся синими. Этот обман зрения показался мне очень любопытным, впоследствии я столкнулась с ним, когда подбирала нитки к собственным схемам, но использовать это так и не научилась.
Позже нитки в наборах «Сделай своими руками» стали качественнее.
Между делом была также вышивка на мешковине по схеме из приложения к «Работнице» 1971 года (№ 5), где вместо одной клеточки я вышивала по четыре, чтобы картинка получилась больше. Это была старомодная роза, но я даже не помню, закончила ли её, прежде чем потеряла. Из декабрьского номера журнала Sandra за 1994 год я вышила две картины с диснеевскими персонажами; предполагался гобеленовый шов, но по описанию «Шить, захватывая одну клетку полотна» непонятно, чем гобеленовый шов отличается от полукреста. Нитки я подобрала вязальные, «Ирис», специально для этих проектов мы купили несколько цветов.
А когда появились кнопочные телефоны с пиксельными картинками, понравившиеся картинки я перерисовывала с рекламы себе и вышивала на рыхлой белой «Аиде» тем же «Ирисом», только чёрным. Зато никаких просветов канвы через крестики. Что-то я оформила, как это сейчас называется, в пинкипы и подарила, а свою любимую картинку вставила в рамку, и она висела у меня над кроватью много лет. Мне до сих пор нравится этот взгляд.
Лучшая подруга из начальной школы, глядя на меня, тоже захотела попробовать вышивку крестиком. Я выдала ей канвы и ниток, и мы сделали открытие, что вышивать можно даже картинки с экрана Тамагочи. Но ей не понравилось, как выглядят крестики толстым «Ирисом», она справедливо назвала это «вышивкой прыщичками» и больше не вышивала.
Это не единственный раз, когда я пыталась помочь однокласснице с вышивкой. На том же труде в каком-то классе в течение нескольких занятий нам разрешали заняться любым рукоделием, и я вообще не помню, чем занималась сама, зато отлично запомнила занятие другой девочки: вышивание крестиком снегиря по набору. Опять же, больше никто вокруг не вышивал, на фоне остальных я со своими убогими «Ландышами» казалась знатоком вышивки, поэтому девочка обратилась с вопросом ко мне: что она делает не так, почему получается некрасиво? Мы сверились с инструкцией: она вышивала по всем указанным правилам, но выбранного сложения нитей не хватало, чтобы закрыть клеточки хотя бы до такой степени, чтобы можно было отличить синий цвет от чёрного — у неё получались чёткие буквы «Х» на белом фоне. Я предложила увеличить сложение нитей, но она показала, сколько в набор вложено мулине, и стало ясно, что в этом случае ниток не хватит. И дома ни у кого запасов нет. «Придётся продолжать так», — грустно заключила она. Ну кто так наборы собирает? Ребёнку отбили желание вышивать! Фирму я не запомнила, а жаль. Возможно, это была одна из фирм-однодневок, производящих не пойми что.
Много лет мы с мамой вышивали вместе и помогали друг другу, так что теперь я не уверена, кто из нас вышивал тот или иной набор. Вышитые картинки вставлялись в готовые рамки и вешались на стены, благо места поначалу хватало. Когда мама пристрастилась к крошечным дизайнам, они тоже оказывались в рамках на стенах.
Как-то раз нам не повезло приобрести набор фирмы-однодневки, у которого даже не было названия, мы прозвали его «Горы». Картинка кошмарная, но мы так горели вышивкой, что попробовали вышивать и это. Из воспоминаний остались одни эмоции, но, кажется, канва больше напоминала крупный страмин, только рыхлый, а нитки — не шерсть, не мулине, а что-то слоистое и синтетическое, цепляющееся за каждый микрозаусенец на пальце. Никто на всей Земле не смог бы красиво уложить эти нитки на этой канве.
Это единственный набор, который мы не стали заканчивать и выбросили целиком. Только обложку на память оставили.
Переход на наборы с хлопковым мулине
В 2004 году появилась фирма «Панна» и наводнила рукодельные магазины наборами с хлопковым мулине. Так как они были не слишком дорогими (а «Сделай своими руками» перестала выпускать новинки), мы начали заглядываться на них, но иногда нам в руки попадали «Золотое руно», «Алиса» и другие, менее известные фирмы. Временами мама по старой памяти вышивала шерстяные картины от «Сотвори Сама» («Риолис»).
В какой-то момент к нашему вышивальному марафону присоединилась моя сестра, благодаря которой я узнала о других фирмах, в частности Dimensions, и получила немало наборов в подарок или по выгодной цене, которую она находила на интернет-аукционах. Цены на Dimensions в рукодельных магазинах кусались уже тогда.
Во время учёбы в старших классах и колледже я вышила несколько наборов из золотой коллекции Dimensions: котят, балерину, рыб, кошку в нитках и кота в рыболовных принадлежностях (великолепные дизайны носили у нас неблагородные бытовые названия). Моя мама тем временем осилила ангела и гейшу, я помогала ей с бэкстичем. Где-то там втиснулись полторы моих шерстяных вышивки по скриншотам из пиксельных консольных игр. Я пробовала всё, что мне предлагала сестра, познакомилась с вышиванием по ткани с напечатанными на ней крестиками, беззаботно вышивала раритеты, и это было чудесное время.
Новые, красивые картины мы оформляли уже в багетной мастерской, а мелкие — по-прежнему своими силами.
Когда я вышивала «Котят в корзинке» от Dimensions, у меня закончились серые нитки. Сестра написала фирме письмо, и мне из США прислали дополнительную пасму в конверте. Нитки Dimensions не продаются отдельно от наборов, и получить «добавку» можно было только таким образом.
«Ландыши» и «Котята в корзинке» — единственные случаи, когда мне в наборе не хватало ниток. Позже к этому добавилась китайская копия «Совы и ловца снов», где не хватило, как ни странно, чёрного цвета.
В колледже трудовики прознали о моём хобби и решили отправить меня на какую-то выставку рукоделия. Это одно из моих самых неприятных воспоминаний, связанных с вышивкой. Меня сразу спросили: «Тебе ведь 17?» Я ответила, что 19. Потом в подписях к моим вышивкам всё равно было написано «17 лет», видимо, иначе я не соответствовала условиям выставки. Почему преподавательницы труда — такие жулики?.. У меня попросили несколько готовых работ и одну в процессе, с которой я приеду на выставку и буду её какое-то время вышивать. Я привезла несколько шерстяных картин, но оказалось, что нужны оформленные, так что трудовичка прямо при мне неаккуратно прибивала их гвоздями в найденные под рукой рамы.
Но это ладно. На выставке мне действительно пришлось сесть за большой стол и вышивать, пока вокруг ходили люди и осматривали различные рукодельные работы в витринах вокруг. А я — живой экспонат: вышивальщица современная. Было смешно и неприятно слушать чужие комментарии на мой счёт — люди явно не разбирались в вышивке, но говорили с таким важным видом! Особенно мне запомнилась фраза «Неплохая скорость», произнесённая одной женщиной с выражением, будто она делает мне одолжение, а на самом деле скорость отвратительная. Я сидела и думала: ну причём тут скорость? Вы на картину посмотрите! Котята объёмные, как живые практически! Замечательно проработанная схема, красивые оттенки ниток, на худой конец аккуратность стежков бы оценили, но не скорость же.
Позже, во времена практики в детском городском летнем лагере, я вела тематическое занятие, давала девочкам советы по вышиванию и научила их делать простейший органайзер с дырочками для ниток. Принесла им показать несколько своих вышивок, включая «Котят в корзинке», чтобы они вдохновились и не бросали это замечательное занятие, но детей уже тогда нельзя было удивить. Они, конечно, оценили размер вышивки (не приняв в расчёт каунт канвы) и реалистичность котят, но органайзер впечатлил их больше. И то хлеб.
Несколько лет мы с мамой покупали журнал «Вышиваю крестиком», но скорее ради эстетического удовольствия, чем с целью вышивать по схемам. Я вышила оттуда всего пару сюжетов, чтобы сделать из картона открытки и подарить одногруппницам на праздник. Зато мне нравились стилизованные алфавиты, которые включали в некоторые номера — я собрала страницы с ними в отдельную папку и в дальнейшем использовала, чтобы вышивать именные закладки. Не помню, сколько вышила закладок, все подарила.
Когда голову вновь подняла «Панна», предложив вышивальщицам своё видение золотой коллекции и заодно серию именных оберегов, я начала сразу два набора и тут же забросила их то ли на три года, то ли на пять. Место вышивания заняли усиленная учёба и личная жизнь.
Возвращение к вышивке после долгого перерыва
Когда институт и другие отвлекающие факторы закончились, к вышивке крестиком я всё равно не возвращалась. Были попытки шить всякие мелочи вроде мошны и брелков из фетра, несколько нашивок гладью, моя первая работа, написание рассказов, рисование, компьютерные игры и ведение блога, а о крестиках я как-то забыла — не тянуло.
Напомнила мне о них соседская девочка, которая в 2018 году вдруг подарила мне на 8 Марта фетровый брелок в виде макарона (пирожного), который сшила сама. Мне захотелось чем-то отплатить им с мамой, и я вспомнила об именных закладках. Им понравилось.
А как мне-то понравилось вновь держать иглу с ниткой и «рисовать» на накрахмаленной канве картинки в приятных оттенках! Захотелось вышить что-нибудь ещё, и я вспомнила о незаконченных наборах.
Было тревожно, как к этому отнесётся муж: несколько лет я и намёка не подавала на возвращения к этому (в моём случае) дорогому, бесполезному, всепоглощающему и требующему очень много времени хобби, из-за которого в юности я забывала о кипящих на кухне пельменях (однажды даже пришлось выбросить кастрюлю). Это как возвращение к старым привычкам игромана, муж на это не подписывался. :D Но я не собиралась повторять ошибок прошлого с накопительством и излишним увлечением, и он нормально это принял, а вскоре и стал участвовать в моём хобби: критиковать, давать советы по исправлению очередной ошибки в схеме, одобрять или отбраковывать сюжеты, которые я думала вышить. Он очень внимательный человек и видит гораздо больше, чем я, так что сразу говорит о досадных недостатках, которые я заметила бы только через месяц вышивания, и наоборот, подмечает много хорошего, благодаря чему дизайн раскрывается передо мной в новом свете. Благодаря этому я поняла, что мне нравится вышивать зверей и птиц, полюбила полевые цветы, а также успокоилась на тему вышивки, перестала хотеть каждый второй набор. Последнее мне очень было нужно.
Я разобралась в остатках мулине из вышитых ранее наборов: перемотала их на бобинки, разложила по цветам в самодельные коробки, — и спустя какое-то время поняла, что у меня на руках почти полная живая карта цветов Dimensions, с помощью которой можно подбирать нитки других производителей для абсолютно любой схемы этой фирмы. Вышила парочку картин из золотой серии — и тоже успокоилась: теперь, когда мне доступны все сюжеты любимой фирмы, они почему-то так не манят. Впрочем, мне по-прежнему нравятся их схемы и разнообразие вышивальных техник, и на данный момент у меня вышито подбором семь дизайнов Dimensions.
На наш с мужем вкус, вышитых картин на стенах и так более чем достаточно (40 штук: семь в прихожей, 13 в коридоре, три на кухне и 17 в комнатах; подарочные вышивки никто не отменял), поэтому новые работы я не оформляла в рамы, а скатывала в рулоны и убирала в шкаф. Так делают многие бывалые вышивальщицы. Параллельно я начала искать варианты прикладного оформления, открыла для себя игольницы-книжки, но к чему-то большему было страшно подступиться.
Толчком к освоению новых горизонтов послужил подарок от подруги: материалы для вышивания. Так здорово, что именно материалы, а не готовый набор! Хотелось ей «отомстить», но количество прикладных вещей, которые мне удалось наскрести для подарка, вызывало уныние. Особенно закладка. Я думала: какой позор, мне уже не 20 лет, чтобы считать подобную мелочь рукодельным достижением, к тому же книжные закладки устарели как предмет обихода.
И вот тогда я решила, что буду заниматься прикладным оформлением вышивок. Вдохновение черпала в одноимённом совместном проекте Елены Цвет, то есть просто смотрела на чужие работы и пыталась поверить, что я тоже так смогу.
Но чтобы не испортить вышивки неумением шить, начала я с изделий из обычной ткани, и шитьё захватило меня с первой косметички. Целый год я шила вручную, в том числе оформила две вышивки в текстильные конверты, а несколько вышивок сделала обложками для самодельных блокнотов, это тоже оказались замечательные прикладнушки. Были и пара коробок с вышивками на крышках. Когда появилась швейная машинка, я оформила несколько вышивок в сумочки и мини-органайзер с кармашками. Я всё ещё в начале пути, но умею теперь гораздо больше, чем раньше, и могу изготовить рукодельный подарок, за который не стыдно.
Уточнение
Возможно, вам показалось жутким, что я всё это помню, да ещё в подробностях. :D На самом деле нет, эту запись я начала давно и время от времени дописывала в неё то, о чём ранее не упомянула. Например, недавно я обнаружила дома коробку с древними оформленными вышивками, которые много лет назад сняли со стен, и вспомнила о вышивках по пиксельным заставкам со старых мобильных телефонов — как об этом не написать? Потом в своём профиле Steam наткнулась на гладьевые нашивки: точно, ещё же и они были! Посвящённая им часть сюда не вошла, так как выросла в отдельную запись.
Кроме того, почти все схемы вышитых наборов хранятся у меня в трёх папках-регистраторах, практически везде написаны даты начала и окончания вышивки, по этим «документам» можно восстановить историю. Как и по интернет-блогам, которые я веду с 17 лет и всегда могу обратиться к этим записям. Возможно, я вышивала что-то ещё, но не выложила фото в интернет, прежде чем подарить — тогда эти данные утрачены навсегда вместе с воспоминаниями.
Только одной обложки в папках нет: от набора «Встреча в лесу» фирмы «Золотое руно», — вместе со схемой и остатками ниток я её продала. Я ничего не зачёркиваю на схемах, и они остаются в первозданном виде, но больше я никогда остатки не продавала, потому что они нужны мне самой.
Всего накопилось 83 обложки от наборов со схемами, из них:
• «Сделай своими руками» — 23 шт.;
• «Панна»/«Кларт» — 21 шт.;
• Dimensions/Sunset — 21 шт.;
• «Сотвори сама» / «Риолис» — 8 шт.;
• «Золотое руно» — 5 (6) шт.
И другие. Но часть из этого вышивала мама, а на мой счётчик нужно бы накинуть вышивки не по наборам, правда, теперь уже не отследить, сколько их было и каких именно.
Очень не хватает программы для выстраивания хронологической шкалы по всем вышивкам: вобьёшь в неё даты начала и окончания каждого проекта — а она наглядно покажет, в каком порядке они шли, как накладывались друг на друга, если одновременно вышивалось несколько. Хотела бы я на это посмотреть.
Вышивка и зрение
Актуальный для многих вопрос: садится ли от вышивания зрение? В научных интересах опишу свою ситуацию. У меня наследственная близорукость, в третьем классе я надела первые очки — сразу на −3. В седьмом классе перешла на контактные линзы со значением −6, ходила так лет десять и вышивала как не в себя. Затем вернулась к очкам, тоже на −6, потому что зрение опустилось примерно до −7, а носить в очках диоптрии впритык не рекомендуется. Эти же очки я ношу до сих пор, хотя они стали мне «маловаты»: за несколько лет без вышивания зрение ухудшилось ещё на единицу, а три года назад, уже после возвращения к вышивке, проверка показала −9. Там ещё и астигматизм, ДСТ и прочие «радости», но не всё так плохо, об этом чуть позже.
В моём случае вышивка не влияла на зрение либо влияла положительно, то есть сдерживала дальнейшее ухудшение. Смысл в этом есть: одно из упражнений гимнастики для глаз — это попеременно смотреть близко и вдаль, именно этим я занималась, когда вышивала в линзах под фильмы. Что точно портит зрение — так это плохое освещение и перенапряжение глаз. Каждый день нужно периодически делать зарядку: моргать, смотреть в разные стороны, делать круговые движения глазами — чтобы разгонять кровь и снимать напряжение; общая гимнастика также положительно влияет на здоровье глаз. Жалею, что в своё время не послала коллег подальше, когда они отказались делать что-либо с неудачной люстрой в кабинете, где мы по восемь часов в день проверяли тексты, объясняю этим как минимум один диоптрий в своей великолепной девятке. Зато в тот год я приобрела очки для чтения, офтальмолог назвала это хорошим решением в моей ситуации. Если правильно помню, они на −3, и я прекрасно, без намёка на напряжение, вижу в них вблизи, вышивать в этих очках — одно удовольствие.
Когда минус небольшой, кажется, что с плохим зрением жизнь будет кончена. Но когда зрение падает дальше, понимаешь: что −6, что −9 — уже не важно, одинаково не видно. :D К дому настолько привыкаешь, что при желании по нему можно ходить без очков, и близорукость перестаёт быть трагедией. Со временем учишься логически додумывать объекты, которые не видишь на 100%, и пользоваться другими органами чувств, восприятие мира меняется, приспосабливаешься видеть иначе. Так что мои −3 в очках и чьи-то −3 без очков — разные вещи. Номера автобусов вижу — отлично, к мелкому ценнику наклонюсь. Лица вдалеке не различаю — невелика потеря. Знакомых я узнаю, но не по чётким чертам лиц: по фигуре, походке, характеру движений, стилю одежды, цвету волос, голосу. Не так давно я узнала на улице девушку, с которой ходила в один детский сад, после чего однажды мельком пересеклась с ней в институте — узнала после стольких лет. Если что, мы поговорили, это точно она.
Желаю вам, чтобы ваше зрение никогда не падало или не ухудшалось дальше, если вы мои подруги по очкам. Что ни говори, хорошее зрение лучше всех этих механизмов приспосабливания. Берегите глазки и вышивайте с удовольствием. :)
Запасы и дальнейшие планы
Недавно я провела ревизию в запасах вышивальных наборов и оставила себе шесть штук: два рождественских носка от Dimensions в технике печатный крест, Pretty Country Collectibles 1988 года от Dimensions, одна китайская подделка старого образца (копия Tropical Profusion от Dimensions), «Рыбка» для вышивания на одежде от «Панны», «Дыхание страсти» от «Искусницы», в котором нужно перерисовать схему, и очень необычный, начатый не мной набор Blue Birds Wreath Picture 1986 года от Something Special. Разбирать наборы на материалы считаю кощунством, поэтому остальные попробую пристроить в хорошие руки.
Шесть наборов — вроде как мало, но я незаметно для себя перешла на вышивку подбором, причём это стало не вынужденным, а предпочтительным вариантом вышивального проекта. Мне нравится контролировать цветовую палитру и превозмогать связанные с этим трудности, творчески выходить из положения, когда нужный оттенок ниток кончается, к тому же экономия — это ещё одно моё хобби. С пятью коробками разношёрстного мулине и подборкой любимой бюджетной равномерки я чувствую огромную свободу творчества и очень рада, что больше не привязана к наборам и оформлению в рамы. Несколько прикладных вещиц у меня даже купили.
Жаль только старые вышивки в дешёвых рамках, которые томятся в коробке вдалеке ото всех. На пробу я вынула парочку из их оков и собираюсь что-нибудь из них сшить. Любая утилизация будет полезнее, чем оставить их в глубинах шкафа.