Найти тему
Книжный имаджинариум

Какой диагноз поставил американскому обществу мыслитель Герман фон Кайзерлинг

Оглавление

В годы духовного перелома, произошедшего в начале 20 века в Европе в ходе разразившейся первой Мировой войны и после ее окончания, многие писатели, поэты и философы предвидели закат отжившего из-за накопленных проблем и конфликтов прежнего мира и возникновение нового мироустройства. В зависимости от внутренних убеждений и верований, выбор склонялся в пользу государства рабочих и крестьян (СССР), обновленной и объединенной Европе или США.

Популярный в межвоенный период немецкоязычный мыслитель Герман фон Кайзерлинг выпустил несколько книг, сделавшихся международными бестселлерами, в которых отразил свои опасения и надежды на лучшее будущее. Написанные красивым языком, но требующие, тем не менее, хорошей гуманитарной подготовки, они вызвали неоднозначную реакцию у жаждущей громких сенсаций публики. По произведенному общественному резонансу с «Путевым дневником философа» и «Америка. Заря нового мира» может сравниться только «Закат Европы» Освальда Шпенглера.

Российско-немецкий философ и писатель Герман Александр фон Кайзерлинг (1880-1946)
Российско-немецкий философ и писатель Герман Александр фон Кайзерлинг (1880-1946)

В Советской России данного автора обсуждали в интеллектуальных кружках с участием мистического писателя и философа Андрея Белого, выдающегося востоковеда и лингвиста Николая Конрада, литературоведа Михаила Бахтина, эстетствующего философа Матвея Кагана и других деятелей мысли. Тем удивительней, что Кайзерлинг мало известен в современной России, к которой он имеет непосредственное отношение. Отсутствие достоверных сведений о философских взглядах и идеях Кайзерлинга не помешало некоторым отечественным «критикам» зачислить его в лагерь «выразителя фашиствующих идей» или воинственного обскурантизма, исключив имя автора из российского научного оборота. Знакомство с биографией Кайзерлинга должно исправить досадные ошибки прошлого.

Знаменитые представители рода Кайзерлингов

Герман Александр Кайзерлинг происходил из древнего прусского аристократического рода тевтонских рыцарей, осевших на прибалтийских землях в ходе их завоеваний с последующей германизацией.

Родоначальник рода Герман Кезелингк был принят на службу Тевтонского ордена Великим магистром Вальтером фон Плеттенбергом. Вскоре за проявленную храбрость и верность Герман Кезелингк был награжден поместьем в Курляндии, а будущие поколения Кайзерлингов получили дворянское звание.

  • В 18 веке Кайзерлинги поступили на русскую службу. Рейсграф Карл Кайзерлинг с 9 августа 1733 года по 23 сентября 1734 года числился президентом Петербургской академии наук. При нем в академию на службу переводчиком был принят знаменитый в будущем поэт Василий Тредиаковский, выступивший с амбициозной программой очистки русского языка от иностранных заимствований. Карл Кайзерлинг стал меценатом Иоганна Баха и прославился покровительством наук и искусств.
  • Его сын граф Генрих Христиан фон Кайзерлинг держал в Кенигсберге философский и музыкальный салон, который посещал Иммануил Кант. Супруга Генриха, неплохо владевшая карандашным рисунком, создала единственный портрет Канта в юном возрасте.
Выдающийся немецкий мыслитель Иммануил Кант в молодые годы
Выдающийся немецкий мыслитель Иммануил Кант в молодые годы
  • Также Генрих Кайзерлинг прославился ожесточенной борьбой с другим великим немецким философом Гегелем за кресло приват-доцента Берлинского университета. Он обвинил Гегеля в приверженности пантеизму, что в те времена приравнивалось к атеизму. Тем не менее, университет решил вместо Генриха фон Кайзерлинга оставить на прежней должности именно Гегеля.

Сын Генриха, приходившийся дедом Герману Кайзерлингу, - Александр фон Кайзерлинг, оказался наиболее сильно духовно связан с Россией. Проведя детство в родовом поместье и воспитанный отцом по рецептам моральных принципов и педагогических методик друга семьи Иммануила Канта, он юношей поступил в Берлинский университет. Изучая зоологию и геологию на естественном факультете, он познакомился со знаменитым впоследствии «железным канцлером» Отто Бисмарком. Его знаменитый внук-философ и герой нашего рассказа Герман породнится с родом Бисмарков, женившись на внучке Бисмарка – Геделе Бисмарк-Шенхауз.

Российский естествоиспытатель и общественный деятель Александр Кайзерлинг (1815-1891)
Российский естествоиспытатель и общественный деятель Александр Кайзерлинг (1815-1891)

Студентом вместе с однокурсником Блазиусом Александр Кайзерлинг издал объемный труд по систематике беспозвоночных в результате исследования ископаемых организмов, скрытых в горных отложениях Карпат.

Это исследование не осталось незамеченным министром финансов Российской Империи времен Николая I Егором Канкриным.

Русский государственный деятель и экономист Граф Егор Францевич Канкрин (1774-1845)
Русский государственный деятель и экономист Граф Егор Францевич Канкрин (1774-1845)
  • Вскоре молодой ученый приглашается на работу в Петербург. Он усердно изучает коллекции Зоологического музея и Горного института. Александр познакомился с одним из знаменитых русских зоологов, открывшим закон зародышевого сходства, Карлом Бэром. В составе многочисленных геологических экспедиций, организованных Канкриным с целью статистического описания естественных ресурсов Российской Империи, Александр Кайзерлинг обследовал территории Великороссии и Малороссии, нанося на карты угольные месторождения и открыв Тиманские горы. Женившись, он неожиданно в зените научной славы удалился в свое поместье, где стал заниматься домашним хозяйством и попробовал себя на философском поприще, пойдя по стопам критического идеализма Канта.
  • Его страстную любовь к загадочному Китаю и мечту совершить кругосветное путешествие унаследует не менее известный внук.
  • Сын Александра Лео (Лев) Кайзерлинг усвоил многие барские привычки от своей матери. Он также обучился в Берлинском университете, пройдя историческую науку у великого Теодора Моммзена. В тайне от родни он крестился по православному обычаю и вступил в наследство эстонскими имениями Кенно и Райкюлль. Женившись на бойкой, но недалекой особе, внезапно он умер, оставив детей на руках у взбалмошной женщины. Вскоре она повторно вышла замуж, переехав с супругом в Швейцарию. Герман не простил матери такого вероломства и всю последующую жизнь состоял с ней в напряженных отношениях.

Возможно, этот случай сильно повлиял на миросозерцание философа, обострив в нем чувство индивидуальности и неприятие родовых отношений в ущерб личному духовному развитию.

Юные годы Германа Кайзерлинга

Герман Александр Кайзерлинг появился на свет в 1880 году в имении Кенно. После смерти деда Александра семейство с маленьким Германом переезжает в усадьбу Райкюлль. Именно здесь скончался отец, а мать бросила семью ради домашнего учителя.

  • Сельская среда обострила особую мечтательность мальчика, появилась тяга к мистицизму. В круг чтения Германа вошел труд Карла Дюпреля «Философия мистики», использующего теорию естественного отбора Дарвина для объяснения зарождения жизни во Вселенной и раскрывающего способности человека предугадывать будущее.

По мнению Дюпреля, Кант в своем учении положительно относился к эзотерическим наукам. Развитие психологии Дюпрель видел в расширении зоны восприятия «сверхъестественного» мира, а помощником в этом деле он считал медиумов, посредников между миром живых и мертвых, обладающих большей чувствительностью по сравнению с обычным человеком. Под влиянием Дюпреля Герман сохранил интерес к оккультизму до конца жизни.

Немецкий философ, спиритист и оккультист Карл Дюпрель (1839-1899)
Немецкий философ, спиритист и оккультист Карл Дюпрель (1839-1899)
  • После окончания местной гимназии Герман поступил в Женевский университет. Отучившись год в Женеве и разочаровавшись в точных науках, он вернулся в Эстляндию и выбрал для продолжения учебы Дерптский университет. Здесь он прожил два года «бездуховной» жизни, отдавшись низменным страстям и участвуя в корпоративных вечеринках, нередко заканчивающихся бездумными дуэлями и отчаянными драками.
  • Счастливым моментом в жизни Германа, ставшим для него переломным, стала встреча с известным интеллектуалом и духовным лидером Германии той поры Хьюстоном Стюартом Чемберленом.

Герман Кайзерлинг и немецкий консерватизм

Герман Кайзерлинг снова меняет университет, приехав в Гейдельберг. Здесь, изучив, как и все его предшественники из рода Кайзерлингов, «Критику чистого разума» Канта, Герман почувствовал тоску от научного догматизма, критицизма и прогрессизма, повеявших от этого сочинения.

Он захотел прикоснуться к природе, познать взаимную связь всего живого на земле и окунуться в современную натурфилософскую мысль.

Он полюбил музыку Вагнера и вошел в круг избранных города Байрейта, родины композитора, познакомившись с его дочерью Козимой Вагнер. Однако в качестве духовного наставника он решил выбрать автора нашумевшей книги «Основания девятнадцатого века» Стюарта Чемберлена.

Англичанин Стюарт Чемберлен духовно преклонялся перед Германией и созданной ей цивилизацией. Он переехал в 1889 году в Вену и стал развивать свою опасную теорию о расовой исключительности ариев. Его ошибочные идеи повлияли на мировоззрение идеологов III Рейха, объявившего его провидцем, а «Основы…» назвав «Библией движения».

Англо-немецкий писатель и философ Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927)
Англо-немецкий писатель и философ Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927)

В поисках истоков германской расы Чемберлен обратил свой взгляд на Индию, где народ, перешедший через Гималаи в долины Ганга и подчинив местное население, когда-то обновил европейское общество. Ныне Европа, по мнению Чемберлена, переживает духовный закат, культура находится в печальном запустении, а бал правит современная наука. Данная наука изобреталась семитскими племенами, которые внесли в нее схематичность, узость взгляда и однобокость, так как мировые элементы рассматриваются не в вечном кругообороте вещей, а статично, в состоянии безжизненности и омертвелости.

Эллинистический дух впитал в себя болезнь схематизма, что при всей одаренности греков отрицательно отразилось на их творчестве. Необходимо, по мысли Чемберлена, порвать с прошлой культурой и возродить индоарийскую культуру, очищенную от семитской прививки. В основе возрожденной культуры находятся греческое искусство, римское право и христианство, очищенное от еврейской традиции. Залогом выздоровления Европы Чемберлен считал возрождение расового сознания в столкновении с инородными (семитскими) элементами. По словам историка Дорис Мендлевитш:

Чемберлен «сделал антисемитизм «благопристойным» для образованных немцев»

Чемберлен свободно интерпретировал учение Канта и Вагнера в духе радикального национализма для критики научного (семитского) мышления, а уже в преклонном возрасте женился во второй раз на дочери Вагнера – Еве.

  • Герман Кайзерлинг был очарован книгой Чемберлена с точки зрения ее огромного духовного наполнения, а не расовых предрассудков. Ему была близка тревога английского автора за будущее Европы в связи с бурным расцветом идей космополитизма и политического либерализма. Он захотел увидеть покрытую тайной Индию и другие страны Востока, где сохранялись духовное своеобразие и исконная иерархичность общества.
  • Герман переезжает в Вену, чтобы ближе познакомиться со своим кумиром. Позже восхищение Германа Кайзерлинга Чемберленом угасло, но его незримое влияние на идеи философа сохранялось всю последующую жизнь.

Помимо Чемберлена, на Кайзерлинга значительно повлиял венский мыслитель и эссеист Рудольф Касснер. Самобытный философ, очень высоко ценимый венскими светилами начала XX века, входившими в салон княгини Марии фон Турн-и-Таксис (Чемберлен, Артур Шнитцлер, Райнер Мария Рильке, Хуго Гофмансталь), он всю жизнь боролся с последствиями полиомиелита и с раннего детства вынужден пребывать в почти неподвижном состоянии. Тем не менее, Касснер много путешествовал по миру и был знаком со многими крупными литераторами Европы, включая Оскара Уайльда, Поля Валери, Андре Жида.

Австрийский писатель и философ культуры Рудольф Касснер (1873-1959)
Австрийский писатель и философ культуры Рудольф Касснер (1873-1959)

Особая предрасположенность Касснера к пан­э­сте­ти­че­ским выводам, близким к идеям фи­ло­со­фии жиз­ни, была с восторгом воспринята молодым Германом Кайзерлингом.

Ему импонировала мысль Касснера, что наскучившую ме­та­фи­зи­ку должна заменить фи­зи­ог­но­ми­ка, выражающая «по­во­рот от мен­таль­но­сти, ос­но­ван­ной на чис­ле, к «жи­во­му со­зер­ца­нию».

Тесные контакты с венской интеллектуальной богемой не помешали Герману Кайзерлингу закончить Венский университет по курсу минералогии. Однако в своих трудах он никогда больше не касался данной науки.

Философская карьера Германа Кайзерлинга

В начале своей творческой деятельности выходят в свет две работы Кайзерлинга: «Строение мира» и «Бессмертие». В них еще просматривается робкий поклонник Канта, вооруженный метафизикой с натурфилософским уклоном. Книги привлекли внимание властителей дум начала XX века - Бенедетто Кроче и Анри Бергсона. Тем интересней, что впоследствии он считал «философию жизни» Бергсона ничтожной, как и влияние на себя учения Бергсона.

В 1907 году произошел разрыв философа с Чемберленом и «байрейтским» обществом. Поводом послужило эссе «Шопенгауэр как исказитель», в котором любимец вагнерианцев подвергся Германом Кайзерлингом разгромной критике. Он переходит в веймарское общество, покровительствующее сестре Фридриха Ницше – Элизабет Ферстер-Ницше. Герман Кайзерлинг покинул университет и стал разъезжать по миру с лекциями, в которых он разрабатывал идеи «философии природы». Помимо мира явлений, окружающих человека и познаваемых им с помощью рассудка, по мнению Кайзерлинга существует мир произвольных понятий, или продуктов бурной фантазии индивидуума. Проявляясь как феномены, психические явления или фантомы воображения обладают такой же реальностью, как и предметы физического мира.

  • В 1911 году Герман Кайзерлинг из Генуи отправился в кругосветное путешествие, чтобы «погрузиться в конкретное бытие» вместо пустого абстрактного теоретизирования, схематизма и системности (относимых, как мы помним, его духовным отцом Чемберленом к семитским элементам). Результатом поездки стал «Путевой дневник философа», мгновенно ставший литературным событием в Германии. Вместо расколдованной Европы Кайзерлинг в дневнике трепетно приоткрыл тайны Востока, обойдя стороной только Африку и Австралию. В Германии, измученной Первой Мировой Войной, книга всколыхнула интерес к Востоку как к предполагаемому источнику разрешения экзистенциальных вопросов человечества.
  • Кайзерлинг почувствовал себя призванным свыше просвещать людей, быть им образцом для «духовного» развития личности, положительного поведения в личной жизни и при вступлении в «правильный» брак. Выходят в свет «автобиографический очерк», «Люди как символы», «Путешествие через время».

Разразившаяся Первая мировая война застала Германа Кайзерлинга в эстляндском имении Райкюлль. Он оказался в неловком положении из-за своего немецкого происхождения и подданства Российской Империи. Герман постарался воздерживаться от участия в европейской бойне, оценивая войну как кризис, ведущий к духовному оздоровлению.

После русской революции он вместе с супругой навсегда покинул Россию и обосновался в родовом поместье Бисмарков – Шенхаузен-на-Эльбе.

Поместье Шенхаузен-на-Эльбе с музеем Бимарка
Поместье Шенхаузен-на-Эльбе с музеем Бимарка

В Германии он стал местной знаменитостью, а возросшая популярность позволило ему в Дармштадте открыть «школу мудрости». Двухнедельные собрания в школе заменяли занятия, а лекторами были, помимо самого Кайзерлинга, ученые с мировым именем: философ и культуролог Эрнст Трельч, психоаналитик Карл Юнг, философ Макс Шелер, биолог-виталист Ханс Дриш, индийский поэт Рабиндранат Тагор, писатель Томас Манн, этнограф Лео Фробениус и другие.

Дармштадт в наши дни
Дармштадт в наши дни

После прихода к власти нацистского режима Кайзерлинг вместе с остальными немецкими интеллектуалами удалился во «внутреннюю эмиграцию». Близость к семейству Бисмарка спасло его от политических гонений, но наставший в стране духовный застой и гнетущая атмосфера военной деспотии подточило здоровье философа. Перебравшись во время войны в австрийский Иннсбрук, в 1946 году Герман Кайзерлинг тихо скончался в зоне французских оккупационных властей.

Размышления Германа Кайзерлинга об Америке

Герман Кайзерлинг объездил с лекциями главные города Америки. После турне он написал книгу «Америка. Заря нового мира», в которой изложил свои взгляды на мораль, культуру и духовность жителей Америки, России и других современных ему стран мира при помощи психоаналитического анализа, не скрывая субъективность и личные пристрастия автора. Сочинение вызвало негодование американцев, а в Европе было благосклонно принято соотечественниками.

В качестве примера из книги можно привести спорное утверждение Кайзерлинга, который вслед за Юнгом писал о значительном психологическом влиянии негров (более представляющих собой туземцев, чем белое население) с помощью матери-земли на американское общество. Негритянская музыка стала плотью от плоти американской, а религиозный пыл светских собраний не сильно отличается от сект трясунов. Поток болтовни в газетах и отсутствие интимности в личной жизни связаны с детской непосредственностью черного населения.

Чернокожее население Америки в начале XX века
Чернокожее население Америки в начале XX века
  • Американец укоренен в земле, оказываясь тем самым духовно ограниченным внутренне и замкнут пространством – внешне. Влиянием пуританизма можно объяснить бездушность и провинциальность жителей Америки. Они обладают одаренностью в области механики и техники, хорошими организационными способностями и развитым социальным чувством.
  • Благодаря действиям трех факторов, а именно: американской примитивности, преобладанию женского духа и моральному ригоризму (из-за пуританского сознания) на континенте возник, по мнению Кайзерлинга, американский социализм. Из-за отсутствия зависти, мести и ревности друг к другу, что обусловлено перманентной конкуренцией во всех слоях общества, американцы не способны к социальной революции в европейском смысле. Доминирующие социальные тенденции в обществе позволяют богачам и магнатам, преследующим свои частные интересы, быть бескорыстными в глазах простых американцев, что подкрепляется финансированием миллионерами общественных фондов и институтов.
  • Помимо чужаков-иммигрантов, волнами раз за разом накрывавших Америку, первые переселенцы из Европы, пионеры фронтира, ответственны за рост частного мировоззрения, когда во главу угла стоят частные, а не общественные интересы. Кайзерлинг назвал данное явление «приватизмом». Например, в правовой системе Америки закон будет выполняться до тех пор, пока он обслуживает частные желания, а частная воля гражданина оказывается важнее общей воли народа (вопреки мнению Руссо). Любопытно, что из-за приватизма, свойственного американцам, Кайзерлинг делает вывод о причинах миролюбия США того времени: при уважении к частной жизни государство оказывается подчиненной его гражданам и не может вести независимой жизни. Доминирование экономики в жизни американцев способствует тому, что воинственные инстинкты находят применение в деловой жизни, где жесткая, но справедливая конкуренция отвлекает граждан от внешнего милитаризма.

Из-за примитивности американцев следует их психологическая инфантильность, когда человек чрезмерно идеализирует детство, а молодость считается статичным и прочным жизненным состоянием. Как ребенок не способен к длительной концентрации внимания, так и американец, подобно решету, некритично впитывает всю информацию из газет или при контакте с коллегами. Отсутствие высокого престижа семейной жизни стало возможно из-за преобладающей роли детского сада и школы в жизни ребенка, что, в свою очередь, ведет к позднему бесстыдству и непосредственности молодежи в связи с первоначальной детской невинностью и «инфантильным» социализмом.

Герман Александр фон Кайзерлинг в период "внутренней эмиграции"
Герман Александр фон Кайзерлинг в период "внутренней эмиграции"
  • Помимо критических замечаний, Кайзерлинг отмечал и множество положительных явлений в американской жизни. Так, приватизм, социализм и дефицит интереса к политике рядового американца гарантировано обеспечивают сохранение демократии и способствуют росту дружелюбия и гуманизма среди нового поколения Америки.
Меткие и спорные наблюдения немецкого мыслителя должны быть заново осмыслены молодыми интеллектуалами и дерзкими политиками, так безответственно решающими судьбы множества стран и народов.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!