Найти тему
Женщина в истории

Фанни Мендельсон: почему нам знакома её фамилия, но не её произведения

Оглавление

Знаете ли вы, что у немецкого композитора Феликса Мендельсона (тот самый, который написал марш Мендельсона, один из наиболее распространённых в мире свадебных маршей) была очень талантливая сестра - Фанни Мендельсон?

Фанни прекрасно пела, играла на пианино и сочиняла музыку. Как и в случае с Эми Бич, первым её учителем игры на пианино стала мать. Голосом Фанни восхищался Гёте, посвятивший ей стихотворение.

Фанни.
Фанни.

Только украшение

Историк музыки Ричард Тарускин считает, что:

"...жизнь Фанни Мендельсон Хензель является убедительным доказательством того, что неспособность женщин "конкурировать" с мужчинами на композиторском поле была результатом социальных предрассудков и патриархальных нравов (которые в XIX веке предоставляли право принимать решения в буржуазных семьях только мужчинам)".

Хороший пример - отец Мендельсон, который в лучшем случае терпимо относился к композиторской деятельности Фанни. В 1820 году он писал ей:

"Музыка, возможно, станет его [т.е. Феликса] профессией, в то время как для тебя она может и должна быть только украшением".

Хотя в частной жизни Феликс в целом поддерживал сестру как композиторку и исполнительницу, он с осторожностью (якобы по семейным обстоятельствам) относился к публикации её произведений под семейной фамилией. Феликс писал:

"Из моего знакомства с Фанни я должен сказать, что у неё нет ни склонности, ни призвания к авторству. В ней слишком много всего, чем должна быть женщина, для этого. Она занимается своим домом и не думает ни о публике, ни о музыкальном мире, ни вообще о музыке, пока не выполнит свои первые обязанности. Публикация только помешает ей в этом, и я не могу сказать, что одобряю это".

Фанни.
Фанни.

Если бы она была дочерью бедняка...

Историк музыки Анжела Мейс Кристиан пишет, что Фанни Мендельсон:

"...всю жизнь боролась с противоречивыми импульсами авторства против социальных ожиданий, связанных с ее высококлассным статусом...; её колебания были в разной степени результатом её покорного отношения к отцу, напряженных отношений с братом и ее понимания современной общественной мысли о женщинах в публичной сфере".

Друг Феликса Генри Чорли, предполагая, что не только пол, но и социальный класс был ограничителем карьеры Фанни, писал:

"Если бы мадам Хензель (фамилия Фанни по мужу) была дочерью бедняка, она должна была бы стать известной миру рядом с мадам Шуман и мадам Плейель как пианистка высочайшего класса".

Она получила первое публичное признание как композиторка в 1830 году, когда Джон Томсон, познакомившийся с ней в Берлине годом ранее, написал в лондонском журнале The Harmonicon хвалебную статью о нескольких её песнях, показанных ему Феликсом Мендельсоном.

Большинство сочинений Фанни не было опубликовано при жизни. Авторство её «Пасхальной сонаты» изначально приписывали брату Феликсу.

Несмотря на высокую оценку её фортепианной техники, она редко выступала на публике за пределами семейного круга. Её публичный дебют за фортепиано (одно из всего трёх известных публичных исполнений, согласно исследователю Мендельсона Р. Ларри Тодду) состоялся в 1838 году, когда она сыграла произведение своего брата: Концерт для фортепиано с оркестром № 1.

Как женщин, открывших первое в СССР месторождение алмазов, лишили прав на их открытие

Чудо и трагедия: Лариса Савицкая, выжившая в авиакатастрофе

Женщина с самым высоким в мире IQ