Найти тему

За и Против! Краткие пересказы

Оглавление

Наступила осень, а значит миллионы школьников скоро столкнутся с необходимостью взглянуть правде в глаза: Литература и невыполненный список чтения на лето.

Даже я, любившая читать, не всегда успевала прочитать список на лето. 92 летних дня, когда ты хочешь бегать на улице, купаться в водоёмах, ездить к бабушке на огород или в летние лагеря, а может даже с родителями в отпуск. У ребёнка всегда найдётся тысяча и одна мелочь, которую он хотел бы сделать за эти три месяца, и они будут повеселее, чем объёмные книги писателей прошлого. А ведь список иногда состоял из 50 и более книг!

В мои школьные года на помощь одноклассникам приходили краткие содержания произведений, которые можно было найти в "Хрестоматии для какого-либо класса". Сейчас с этим ещё проще: краткую информацию с полным разбором любого романа можно за считанные секунды найти в интернете. Теперь можно не читать даже краткую версию сюжета, достаточно прочитать сам разбор.

Плохо это или хорошо? Давайте разберём все "за" и "против".

"За"

Начну с популярной стороны у самих школьников и непопулярной — у взрослых. Почему же читать краткие содержания — это может быть хорошо?

Photo by Tonny Trana from unsplash.com
Photo by Tonny Trana from unsplash.com

1. Время

Даже если детям кажется, время течёт медленнее, они всё равно ощущают его ход, и понимают, что есть ограниченное количество активностей, которыми они хотели бы и могли заняться за день. Тогда краткие пересказы спасают. Маленький дзюдоист отдаст часы на тренировки, будущая художница — практике с красками, да даже любитель поиграть в видеоигры насладится своим временем по-своему. И это тоже хорошо, ведь детство у нас одно

2. Интерес

Хмурые обложки старых книг, нудные аннотации и настоятельные требования родителей и учителей могут отпугнуть от чтения книги. Однако, прочитав краткое содержание, или только начав его читать, школьник может заинтересоваться историей и прочитать полную версию

Пример книги с кратким содержанием для школьников
Пример книги с кратким содержанием для школьников

3. Знания

Школьник, который прочитает хотя бы краткое содержание, будет намного эрудированнее, чем тот, кто вовсе откажется и от такой мелочи. Да, он не узнает слог, не поймает все детали, но в пересказах часто дают самое важное, раскрывая тему и проблематику

4. Большие объёмы

Читать в школе иногда приходится и правда очень много, и как я упоминала в первом пункте на это не всегда хватает времени. А помимо литературы ведь есть и другие предметы, а также внеклассное чтение, которое интересует самого подростка

5. Освежить память

А бывает ведь, что прилежный ученик уже прочитал произведение, но вот незадача — прошло уже много времени с тех пор. Краткий пересказ помогает вспомнить прочитанное и освежить детали

"Против"

Photo by Jonathan Borbaa from unsplash.com
Photo by Jonathan Borbaa from unsplash.com

1. Содержание книги

Автор помимо проблематики и поднятия важных тем вкладывает в своё произведение часть своей души. Краткий пересказ никогда не передаст эмоции персонажей, яркость их взаимоотношений. Слог автора уже может рассказать больше, чем сухой пересказ. А детали окружения, одежды, эмоций расскажут больше об эпохе, натуре человека и истинных мотивах

2. Интерес

Пересказ может как вызвать интерес, так и вовсе его убить, формируя представление у школьника, что у каждой истории есть краткое содержание. Так зачем тогда вообще ему читать книги полностью?

3. Привычка

Такой подход может войти в дурную привычку. У школьника может развиться отсутствие концентрации на большие тексты, он не сможет осилить ни одну большую книгу. И, если художественную книгу ещё как-то можно прочитать в кратком представлении, то профессиональные книги (медицинские, строительные, инженерные) такого не допускают

Пример книги с кратким содержанием для школьников
Пример книги с кратким содержанием для школьников

4. Детали

Если первый пункт больше говорил о том, что школьник пропустит то, что хотел вложить автор, то этот пункт про то, что школьник может упустить для себя. Все мы индивидуальны, в одном и том же тексте мы можем увидеть разный посыл, испытать от действий персонажей разные эмоции, вынести из сюжета разные уроки. Каждый получит свой, индивидуальный опыт. Читая краткий пересказ, школьник лишает себя этой возможности

5. Удовольствие

Многие произведения, которые мы не проходили на уроках, но были в списках на лето (в том числе в личных, от нашей учительницы), я пропустила. Зачем читать, если проходить не будем? И теперь я понимаю, что пропустила действительно интересные истории, которые в подростковом возрасте оказали бы на меня бОльший эффект, чем сейчас. Но прочитать их молодой я уже их никогда не смогу

Пример книги с кратким содержанием для школьников
Пример книги с кратким содержанием для школьников

Итог

Дорогие читатели, я описала, что именно я думаю насчёт кратких пересказов. Как можно заметить: я не "за" и не "против". Я считаю, что всё зависит от книги, ситуации и самого школьника, и каждый отдельный случай надо рассматривать индивидуально. А что думаете вы? Пишите в комментарии!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие статьи! Ставьте лайки, если статья вам понравилась! Это важно для меня и для продвижения контента!

И добавляйтесь в мой Телеграм-канал, чтобы не пропускать новые статьи и посты!