"Республику ШКИД" все, абсолютно все видели в кино, а многие даже и прочитали. Ещё бы - книга о школе, написанная вчерашним школьником - это уже само по себе интересно. А если это - уникальная школа, возможная лишь в уникальное время? Самые отъявленные хулиганы, воры и бузовики собраны под одну крышу, и этим выдающимся личностям поставлена высочайшая планка. В голодном Петрограде 1921 года для них создан едва ли не пушкинский Лицей!
Как туда попал сам автор, Л. Пантелеев, он же Алексей Еремеев? Сам он уверял, что с его дурными наклонностями мать не справилась, а так это или нет? Свою дошкольную биографию он сочинил сам... в трёх разных вариантах! Но как бы то ни было, а это - ещё один случай, когда первая книга оказалась в наследии автора самой лучшей. Хотя автору было только девятнадцать лет.
Когда сегодня говорят о недостаточном финансировании школ - хочется посоветовать перечитать. КАК ухитрялись учить в условиях полуголода? Учителя - энтузиасты, чеховские интеллигенты, которые ещё буквально понимали "служение своему народу"?! Да, конечно. И бессменный Президент Республики, он же директор школы, Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Вик-Ник-Сор.
(Исполнитель роли, Сергей Юрский, по словам бывших ШКИДцев, поразительно похож на их директора!) И в книге, и в фильме просто наглядно видишь, что значит "поднимать учеников до себя". Даже если ученики смеются...
А смеялись ведь, да ещё как! Взрослея, всё больше недоумеваешь, как вообще эти несчастные халдеи выжили?! Что помогло им не опустить руки, не сбежать?
Зарплаты тогда не имели значения - только пайки. И именно за пайками люди шли в школу. Но увидев, куда попали, каждый второй уносил ноги: и есть не захочешь, только бы подальше от этого контингента!
А разве шкидцы безнадёжны? Ведь учиться они ХОТЯТ! И готовы - хоть с утра до вечера. Потому что школа для них - это синоним и символ нормальной жизни, смутное воспоминание о нормальном, довоенном детстве. Они возвращаются к этой нормальности после шести лет войны!
Подумаешь, подняли на смех училку, которая слишком буквально поняла насчёт "дефективной школы", и принесла "необучаемым" азбуку на кубиках? Или прозвали "племянником" литератора, который начал им читать "Крокодила"? Ведь не "Крокодил" их насмешил, а то, что "халдей" представлялся: "племянник Айвазовского, того самого"! Но Марусю Фёдоровну полюбили, хотя она вела совершенно бесполезную ботанику. А вот - умела так, что всем интересно!
Стоп... а точно ли всем? Ведь умных, ярких, талантливых в книге едва ли десяток! Японец знает пять языков, Янкель отлично рисует, Мамочка мечтает стать артистом... От избытка творческих сил ребята выпускают самодельные журналы, устраивают театр, и даже рисуют мультфильмы. Пусть не вполне приличные, но - технику освоили. Сами!
А вот очаровательный Купа Купыч готов учиться лишь тому, что может пригодиться офицеру: никакой другой послешкольной жизни он себе и не представляет. Цыган или Дзе готовы что-то выучить, если их "зацепило". А что мы знаем о младшем поколении шкидцев, о тех, кто младше главных героев года на три-четыре?
Немного, но главное отличие очевидно: они НЕ ПОМНЯТ нормальной жизни, и не представляют перспективы. Школа для них - тюрьма.
И нравы они устанавливают вполне тюремные. Слаёнов, хлебный спекулянт, увы, не выдуман. Но ведь он возможен только там, где остальные, младшие, готовы признать его власть! Да, конкретно этого подонка из школы убрали, но где гарантия, что никто из малышей не повторит его "карьеру"?
Книга на вырост. В детстве восхищаешься шкидцами, едва ли не завидуешь им, а уже через несколько лет героями становятся Эланлюм, Косталмед, Гусь Лапчатый... и, конечно же, Викниксор.
А потом узнаёшь о судьбе школы - и ощущение удара по нервам: через три года школа была расформирована. А директор на многие годы изгнан из профессии. Как не справившийся. Но если в этих стенах выросли такие люди, как Пантелеев, это ли не результат?!
Нет, - считал Макаренко Антон Семёнович, - выдающиеся выпускники есть в каждой школе. Ими можно гордиться, но средний уровень куда важнее. А "средними" как раз и стали те малыши, что сделали миллионером Слаёнова.
Макаренко полагал, что столь высокое образование для всех - путь в никуда. Потому что нужно, интересно оно далеко не всем! Возможности - да, должны быть, но ведь здесь идёт речь о беспризорниках, которые уже как-то, худо - бедно себя кормили. Воровством. С большим риском. Значит, главное, чему их следовало научить - это кормиться без риска. Дать в руки ремесло! И не одно - практика на заводах принесла бы им больше пользы, чем любой штурм интеллектуальных вершин. Высокая квалификация и соответственно высокие заработки - средство самоутверждения, куда более надёжное, чем знания, доступные не каждому.
Это уж потом, после выпуска, некоторые захотят учиться дальше. Некоторые!
Прошло сорок лет.
Викниксор всё тот же - учит. Верит в учеников, радостно отмечает их скромные успехи. И бывший ученик, маститый писатель Пантелеев, заводит с ним разговор о былом.
- Макаренко был талантливее меня, - рассуждает Викниксор, - но ведь у него были нормальные селянские хлопцы. А у меня - вы, всезнающие питерские сволочи.
Сам ли он смягчил своё высказывание, или это сделал за него Пантелеев? Но в следующем издании бывшие ученики оказались "изощрённой публикой. Начитанными, эрудированными, богато одарёнными - и до мозга костей испорченными"...
Впрочем, в какую форму ни облекай мысль - суть одна: не повезло с учениками. Не мог и представить себе, что же это за склад психики у людей, которым интересно бузить, промышлять по базарам, бродяжничать - лишь бы не УЧИТЬСЯ?
А дольше всех шкидцев прожил Купа Купыч Гениальный - в миру Мстислав Вольфрам. В 1995 году его насмерть забили... беспризорники.
Такая вот "петля времени".