С фотографии, расположенной на одном из стендов Музея завода в Дулёво смотрит на зрителя вполне себе "обыкновенный" русский человек середины XX-го века. Которого в "пятидесятые"-"шестидесятые" годы НЕ ВСТРЕТИТЬ в автобусе, на улице или в кинотеатре было практически невозможно... Просто типаж тех лет. Пройдёшь мимо и не оглянешься. По лицу видно, что много курит. Имя - проще не бывает - Иван. Кажется - ну чем такой человек может быть интересен!? Может.
Он не отличался настолько выраженной самобытностью и узнаваемостью произведений, как первостепенные дулёвские "зубры": В.К. Яснецов, П.В. Леонов или И.Г. Коньков, - но одна его работа со временем становится всё более и более известной, и кроме восхищения, ничего у широкой публики не вызывает (см. галерею ниже)...
Информации о биографии И.П. Зорина, его трудовой деятельности, человеческих качествах, не так много. В 1961-м году к 60-летию мастера в дулёвской многотиражке "Новатор" появилась статья "Счастье в творчестве". Как раз из неё и можно почерпнуть отдельные вехи его биографии.
Родился наш герой в 1901 году в Дулёво в семье фарфористов - работников завода. Соответственно, у мальчишки и мысли не возникало заниматься чем-то ещё. В 1914-м году он пришёл на завод (ему тогда было 13 лет). Его учёба заключалась в работе. В совместной работе с И.Г. Коньковым, В.П. Мысягиным, А.А. Колосовым. Уже к "тридцатым" годам Иван Петрович - один из маститых художников завода, которому бесстрашно поручали самые ответственные заказы. Он готовил экспонаты для Всемирной выставки в Париже (1937-м году). Тогда же он создал серию блюд, посвящённых "людям труда" - в стилистике фотографий 1930-х гг., выполненных немного снизу, дабы подчеркнуть и поднять значимость "человека труда". Понятно, что изображения не были оригинальными, не взялись прямиком из фантазий художника, а были перерисованы с (чёрно-белых, скорее всего) фотографий с добавлением цвета... В 1938-м году он расписывает блюда с изображением павильонов ВСХВ (ныне ВДНХ).
В 1941-м году, как только нацистская Германия нападает на СССР, Иван Петрович уходит защищать Родину. Без всяких разговоров, что, мол, не молод, или больной плоскостопием или геморроем. Боевых наград не снискал. Главные награды для него - это Победа и то, что он смог вернуться домой живым - с ногами-руками.
Как написано в статье "Счастье в творчестве", после Войны Иван Петрович "горячо берётся за кисть". Создаёт серию рисунков для сервизов массового производства: "Розовый край", "Золотой орнамент", "Белые розы"...
Поскольку И.П. Зорин - не художник-одиночка, полностью свободный от всяческих табу и пребывающий в постоянном творческом полёте, а член единой команды, ориентирующейся на выпуск посуды для массового потребителя, он старался создавать посуду не просто с красивым, но и технологичным рисунком, когда получается красота при минимальных затратах.
Участник выставки народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР 1952 г. и Всесоюзной выставки "Искусство и быт" (1961 г.), а также многих международных промышленных выставок.
Смотрим две послевоенных работы мастера. Это, можно сказать, роскошный столовый сервиз, выполненный на новой (тогда) форме "Гранёный" с гирляндой (венчиком) из чередующихся голубовато-белых и розовых роз на тёмно-тёмно-синем крытье с золотой оторочкой, дополнительно украшенной цировкой. Называется "Розы в кобальте". 1951. Сервиз выполнен в стилистике, характерной для периода СТАЛИНСКОГО АМПИРА, и в чём-то копирует русские дворцовые сервизы, выполненные на ИФЗ в конце XVIII-го - начале XIX-го веков.
Не менее интересен более простой (в технологическом смысле - с росписью деколью) сервиз, рассчитанный на массовый спрос, сервиз "Розовый край" (Надеюсь, это именно он).
Творческий расцвет И.П. Зорина пришёлся на "пятидесятые". Вот ещё один образец его росписи - графин из набора для ликёра. 1954-й год.
Ещё один пример работы мастера - столовый сервиз образца 1956-го года с цветочном рисунком по жёлто-кремовому крытью. Светлое крытьё придаёт некоторую лёгкость всей композииции. Смотрим (если не согласны, своё мнение размещайте в комментариях).
В 1960-м году на послевоенной ампирной форме "Ленинградская", выполненной на ИФЗ известным скульптором С.Е. Яковлевой, И.П. Зорин выполняет парадный сервиз к 90-летию со дня рождения В.И. Ленина. Работа очень достойная (в эстетическом плане).
И напоследок, фотография 1953-го года, где Зорин изображён вместе с Прохоровым. Думаю, что именно это фото дало повод некоторым исследователям утверждать, что А.И. Прохоров был наставником И.П. Зорина, но подтверждений этому спорному тезису нет. Конечно, Прохоров был старше, и в какой-то степени опытнее многих и многих, но в 1953-м году и Прохоров, и Зорин считались мастерами высочайшей квалификации, и при общении разговор, конечно, шёл на равных. А вот и фото...
Друзья, это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.