В 1920-е годы, после революции и Гражданской войны, в России начались огромные социальные преобразования. Строчка из Интернационала "до основания мы разрушим, а затем..." стала воплощаться в жизнь.
Закрытие и уничтожение церквей и храмов начавшееся в начале 20 годов к концу десятилетия достигла своего апогея. Величественные храмы малых городов и сел взрывались или, в лучшем случае, использовались для других общественных нужд. Стоит ли говорить о том, что великолепные фрески украшающие многие храмы в случае превращения их в дома культуры и склады также варварски уничтожались и лишь немногие из них дошли до наших дней.
Но была еще одна культурная утрата, о которой редко вспоминают. Практически возле каждого сельского храма и церквей в малых городах центральной России находился погост, где испокон веков местные жители хоронили своих близких. И если здание церквей еще сохранились, хоть и в очень плохом состояние, то погосты находящиеся подле них были уничтожены безвозвратно. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты. Если в крупных городах России ликвидация кладбищ обуславливалась новыми градостроительными планами, где кладбища находящиеся часто в центральных районах мешали развитию инфраструктуры, то в селах и провинциальных городах центральной России они уничтожались, без какой-либо необходимости.
Типичный пример - это город Кимры, что находится в Тверской области, в 120 километрах от Москвы. В городе возрастом почти 500 лет, к середине 20 века из трех старинных кладбищ не сохранилось ни одного.
Самое крупное кладбище в Кимрах располагалось на окраине города.
Вот так выглядела Скорбящая церковь, которая стояла посреди кладбища.
Церковь была уничтожена в 1933 году. А через год началось уничтожения самого кладбища. На месте кладбища был организован парк культуры и отдыха. С кинотеатром под открытым небом и танцплощадкой. Уже 1934 г. в городской газете было размещено объявление о проведении в новом парке массового гуляния. В планы мероприятия входили игры, танцы, выступления артистов из Москвы, игра двух оркестров, работа буфета. Танцы на костях, в прямом смысле этого слова, никого не смущали. В укромных уголках нового парка, вдалеке от аллей, вплоть до 60 годов еще встречались надгробия. Да и по сей день, если прогуляться в глубине парка ранней весной или поздней осенью на земле отчетливо видны холмики, подозрительно напоминающее очертание могил.
Сейчас от кладбища сохранились лишь исторические ворота. Они не изменились за прошедшее столетие.
Постройки советского времени были заброшены в 90 годах и от них остались руины. Вот так сейчас выглядит танцплощадка, разрушенная и забытая.
А на месте снесенной Скорбящей церкви посреди парка зияющая пустота.
От сотен захоронений Скорбящего кладбища сохранилось лишь одно надгробие, обнаруженное и спасенное энтузиастами.
Еще более трагично судьба старинного староверческого кладбища. После его уничтожения часть великолепных надгробий до сих пор валяются на месте старинного кладбища, там где бросили их вандалы. Вот так сейчас выглядят надгробия богатых жителей города.
Как ни удивительно, но многие надгробия сохранились и лежат рядом с теми местами, где некогда были установлены. Видимо, массивные гранитные плиты не захотели вывезти и использовать для других целей. И несмотря на то, что часть кладбища застроена гаражами, но остальное можно частично восстановить, как памятник прошедшей эпохи.
Старинные сельские погосты также были разграблены и уничтожены. Закрытые здания церквей в селах часто использовались как зернохранилища, или клубы. И идти в клуб на концерт или на работу среди крестов жителям было дискомфортно и принимались решения о сносе кладбищ. Богатые каменные надгробия шли на бордюры или под фундаменты домов. Если вы увидите перед сельской церковью большое пустое пространство, будьте уверенны - это место старого погоста. Вот так выглядит бывшее кладбище перед храмом в селе Ильинское, Тверской области. Осталось лишь одно старое дерево, которое помнит все.
Вандалы не пощадили даже могилы исторических личностей. В селе Печетово, Тверской области было уничтожено захоронение графа Кутузова Павла Васильевича, в Прямухино разорен семейный склеп Бакуниных и даже могила Анны Керн, той самой, которой Пушкин посвятил свои великие стихи, была осквернена. Место где сейчас стоит ее надгробный памятник - приблизительное.
Тотальное уничтожение древних погостов оставило нас без огромного исторического пласта. И утрата эта, к сожалению, невосполнима.
В последние годы энтузиасты во многих селах находят могильные памятники в фундаментах домов, в оврагах, на обочинах дорог, собирают их и приносят к оставшимся церквям, где некогда они находились, собирая оставшиеся крупинки нашей памяти.
Спасибо, что дочитали до конца. Подпишитесь на наш канал, нам это очень важно!
Вам также может понравится:
Как гибнут фрески мирового значения! Заброшенный храм, умирающее село Еськи, аномальная зона...
Церковь, которая скоро рухнет. Последний взгляд на уходящую красоту русской деревни.