Неизвестные до сих пор для публики предметы можно будет увидеть в строящемся в Нижегородской области музейном комплексе «Сталин-центр». Подробности сообщил журналистам инициатор проекта, руководитель местного отделения КПРФ предприниматель Алексей Зоров.
По его словам, важную часть будущей экспозиции составят предметы из личных коллекций, которые ранее не выставлялись в музеях. И хочется надеяться, что там, например, можно будет увидеть музыкальные инструменты, на которых играли представители сталинского ближнего круга - ведь художественные таланты многих соратников вождя были заметной чертой той эпохи.
Среди высших партийных чиновников было немало тех, кого можно назвать мастерами культуры: одни музицировали, другие пели, третьи рисовали и сочиняли стихи. Ведь они принадлежали к поколению, которое получило еще дореволюционное, класическое образование.
И вот секретарь ЦК Андрей Жданов играл на рояле. Современники вспоминали, как он мастерски исполнял концерты Чайковского.
Один из главных организаторов массовых репрессий 1937-1938 годов Николай Ежов имел оперный голос – лирический тенор. А другой известный руководитель органов, министр госбезопасности Всеволод Меркулов в свободное от работы время был драматургом. Его пьесу "Инженер Сергеев" даже поставили в Малом театре.
Как рассказывали ветераны госбезопасности, существовала негласная рекомендация всем чекистам посетить Малый театр. А провинциальных сотрудников органов, приезжавших в Москву, в централизованном порядке обеспечивали билетами на "Инженера Сергеева".
Глава правительства Вячеслав Молотов играл на скрипке. До революции он даже одно время зарабатывал тем, что выступал в ресторанах. А сам Сталин писал стихи. Некоторые из них были даже включены в одну из антологий грузинской поэзии:
«Тогда гнетущей душу тучи
Развеют сумрачный покров,
Надежда голосом могучим
Мне сердце пробуждает вновь».
Еще Сталин играл на гитаре и любил петь романсы со своими соратниками. Генералиссимус особенно выделял Вертинского. Ну а в перерывах между музыкой и другими изящными искусствами Сталин и его соратники устраивали себе веселые застолья – и это еще одна поистине необъятная тема, достойная подробной музейной экспозиции.
Во многих книгах описываются эти застолья у Сталина - когда подвыпившие руководители из его ближнего круга дурачились как могли. Как напоминал журнал Story, на пирах в Кремле, например, пили “на температуру”: сидящие за столом старались угадать, сколько градусов на улице – и за каждый ошибочный градус надо было выпить рюмку водки.
Евтушенко писал, что одной из шуток Сталина было подложить торт на стул Хрущеву. Хрущев каждый раз делал вид, что не замечал торта и изображал неожиданный испуг, развлекая партийных вождей снова и снова. Описывая подобные развлечения, газета МК сообщала, что в какой-то момент Молотов после очередной попойки обнаружил в кармане своего белого пальто кусок вареной курицы.
Состав любителей застолий время от времени довольно сильно менялся. Одни вдруг попадали в опалу – и даже хуже.
Можно вспомнить хотя бы такие громкие имена, как Николай Бухарин и Алексей Рыков. Они занимали высшие посты - а потом стали Главными обвиняемыми на так называемом «процессе право-троцкистского блока» весной 1938 года. Этот публичный суд над группой бывших государственных и партийных руководителей СССР закончился их расстрелом.
Но исчезнувших функционеров заменяли новые фавориты - а концу правления Сталина одним из таких фаворитов стал солист Большого театра Максим Михайлов. Рассказывали, что Михайлова привозили в Кремль, где он на протяжении нескольких часов сидел за столом со Сталиным. Они неплохо выпивали - а затем вождь отпускал актера домой со словами:
“Ну, спасибо, Максим, снял ты с меня эту проблему, мне стало легче”.