Еще в 2000 году до нашей эры мастера начали наносить символы на свои изделия, чтоб дать понять, кто их вообще создал. И делалось это не для производителя, а для клиента. Для удобства и безопасности будущего владельца.
Давайте разберем зачем вообще нужны бренды на примере Советского Союза. Там считалось, что любой бренд – это нечто антикомунистическое, несущее капиталистические идеи в массы. И с ними необходимо бороться.
Например, хлеб назывался просто «хлеб» и ничего не указывало на то, кто его произвел. Сам продукт, упаковка, этикетка – все было стандартизированным и одинаковым, при том, что изготавливалось на разных фабриках.
И если вы купили булку с плесенью, то никогда не узнаете, откуда именно его привезли. Какую компанию вы теперь должны избегать?
Производители не несли никакой ответственности, поэтому качество многих продуктов было просто ужасным. Боюсь сейчас оскорбить любителей «самого вкусного на свете пломбира», но объективно население СССР питалось очень плохо.
В итоге все закончилось тем, что эту капиталистическую заразу в виде брендов все же начали внедрять. Потому что этот простой маленький символ в виде логотипа помогает решить проблему информационной асимметрии. Это когда продавцы знают все о том, что они продают, а вот покупатель почти ничего не знает о том, за что отдает деньги.
Если мы покупаем хорошо зарекомендовавший себя бренд, то в эту транзакцию входит еще доверие и дополнительная информация. Для многих клиентов это критически важно, по этому изначальная задача брендинга совсем не в том, чтоб манипулировать и впаривать вам что-то. А в том, чтоб клиенту было проще ориентироваться.
А вот если компания продает что-то без опознавательных знаков, то у нее есть огромный соблазн экономить на качестве, чтоб увеличить выручку. Потому что в такой схеме у них нет репутационных рисков.
Все это причины, почему люди предпочитают брендированные вещи, но и сами компании не против применения товарных знаков. Потому что со временем они прекрасно научились использовать бренды для эмоционального влияния на людей. И увеличивать свои продажи.