Найти тему
Изян

Третий крестовый поход

Оглавление

Третий крестовый поход (1189–1192 гг. н.э.) был начат с целью вернуть Иерусалим после его падения под властью мусульманского лидера Саладина в 1187 году н.э. Крестовый поход возглавили три европейских монарха, отсюда и другое название — «Королевский крестовый поход». Тремя лидерами были: Фридрих I Барбаросса, король Германии и император Священной Римской империи (годы правления 1152–1190 гг. Н. Э.), Филипп II Французский (годы правления 1180–1223 гг. Н. Э.) и Английский король Ричард I «Львиное сердце» (годы правления 1189 г.). -1199 г. н.э.). Несмотря на такую славу, кампания провалилась: Священный город даже не подвергся нападению. По пути было несколько побед, в частности взятие Акры и битва при Арсуфе. Затухая, Крестовый поход рухнул, потому что к тому времени, когда они достигли своей цели, западные лидеры оказались без достаточного количества людей и ресурсов, чтобы противостоять все еще неповрежденным армиям Саладина. Хотя был достигнут компромисс с разрешением доступа паломников в Иерусалим и сохранением христианского плацдарма на Ближнем Востоке, еще одна попытка захватить Святой город вскоре стала первоначальной целью Четвертого крестового похода 1202-1204 годов н.э.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Картина, изображающая капитуляцию латинского правителя Ги де Лузиньяна Саладину, султану Египта и Сирии (годы правления 1174–1193 гг. Н. Э.), После битвы при Хаттине в 1187 г. н. э. Потеря и последующий захват Иерусалима Саладином положили начало Третьему крестовому походу (1189–1192 гг. н.э.).
Картина, изображающая капитуляцию латинского правителя Ги де Лузиньяна Саладину, султану Египта и Сирии (годы правления 1174–1193 гг. Н. Э.), После битвы при Хаттине в 1187 г. н. э. Потеря и последующий захват Иерусалима Саладином положили начало Третьему крестовому походу (1189–1192 гг. н.э.).


Падение Иерусалима

Второй крестовый поход (1147–1149 гг. н.э.) фактически закончился полной неудачей при взятии Дамаска в Сирии в 1148 г. н.э. Тогда различные мусульманские государства Ближнего Востока осознали, что западные рыцари, которых когда-то боялись, могут быть побеждены, и шаткое существование территорий, удерживаемых крестоносцами, — Латинского Востока, — было резко подчеркнуто. Все, что теперь было необходимо, — это объединение мусульманских сил, и это было обеспечено одним из величайших средневековых правителей Саладином, султаном Египта и Сирии (годы правления 1174–1193 гг. н. э.).

Саладин, основатель династии Айюбидов в Египте, взял под свой контроль Дамаск в 1174 году нашей эры и Алеппо в 1183 году нашей эры. Затем Саладин потряс мир, победив армию Иерусалимского королевства и его латинских союзников в битве при Хаттине в 1187 году нашей эры. Таким образом, Саладин смог взять под контроль такие города, как Акра, Тверия, Кесария, Назарет, Яффо и даже, сама святая из святых, Иерусалим. Удивительно снисходительный к своим пленникам-христианам по сравнению с бойней Первого крестового похода (1095-1102 гг. н. э.), после возвращения Иерусалима почти столетием ранее Саладин принял выкуп от тех латинских христиан, которые могли позволить себе выкупить свою свободу, а остальных поработил. Восточным христианам было разрешено остаться в Иерусалиме как защищенному меньшинству. Латинский Восток почти рухнул, только Тир остался в руках христиан под командованием Конрада Монферратского, но он оказался полезным плацдармом для предстоящего отпора.

Папа Григорий VIII правил всего несколько месяцев в 1187 году нашей эры, но в октябре того же года он оказал неизгладимое влияние на историю, призвав к еще одному крестовому походу, чтобы вернуть Иерусалим и такие утраченные святые реликвии, как Истинный Крест. Не меньше, чем повторение замечательного подвига Первого крестового похода. Вызов Папы приняли не менее трех монархов: император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, король Германии, Филипп II Франции и Ричард I Англии. Поскольку это были трое самых влиятельных людей в Западной Европе, кампания обещала многое.


Смерть Фридриха I Барбароссы

Фридрих I Барбаросса был первым королем, который мобилизовался, и весной 1190 года нашей эры он путешествовал со своей армией по суше через Фракию. Византийский император Исаак II Ангел (годы правления 1185-1195 гг. н. э.) по понятным причинам опасался прохождения этой западной армии через его территорию, в то время как, с другой стороны, жители Запада с глубоким подозрением относились к новому союзу Исаака с Саладином, чувство, основанное на некоторой реальности. поскольку Исаак действительно пытался помешать продвижению крестоносцев на Ближний Восток. Когда Фридрих занял Адрианополь во Фракии, византийцы стали больше помогать своим собратьям-христианам, но император, несомненно, почувствовал облегчение, когда немцы перешли в Анатолию.

На этом изображении, миниатюре из «Вельфенхроника» («История гвельфов»), датируемого концом двенадцатого века нашей эры, изображен Фридрих I Барбаросса (годы правления 1152–1190 гг. н. э.) в окружении своих сыновей.
На этом изображении, миниатюре из «Вельфенхроника» («История гвельфов»), датируемого концом двенадцатого века нашей эры, изображен Фридрих I Барбаросса (годы правления 1152–1190 гг. н. э.) в окружении своих сыновей.

Затем, 10 июня 1190 года, произошла катастрофа. Император Священной Римской империи утонул в результате несчастного случая, упав с лошади в реку Салеф на юге Киликии (или получив сердечный приступ во время купания), все еще направляясь в Святую Землю. Смерть Фридриха, а затем катастрофическая вспышка дизентерии привели к тому, что большая часть его армии была уничтожена или решила в горе вернуться домой. Крестовому походу пришлось бы опираться на английскую и французскую армии, временных союзников, которые и в лучшие времена не слишком любили друг друга. Хотя несколько немецких войск добрались до Акры на Ближнем Востоке, потеря авторитета и опыта Фридриха имела большое значение для крестового похода в целом.


Ричард I захватывает Сицилию и Кипр

Тем временем Ричард I отправился морским путем на Ближний Восток. Опытный участник кампании, столь же дотошный, как всегда, направил на кампанию все ресурсы своего королевства, собрав флот из 100 кораблей и 60 000 лошадей. По пути Ричард захватил Мессину на Сицилии в 1190 году н. э., и когда королевская армия впервые сгруппировалась на острове в апреле 1191 года, там было 17 000 солдат, готовых к действию. Английский король прекрасно знал, что решающим фактором в любой кампании является логистика, и он приступил к обеспечению хорошей линии снабжения к следующему захвату Кипра. Официально остров все еще был византийским, но теперь у него был лидер повстанцев Исаак Комнин, который провозгласил себя его независимым правителем. Ричарда оказалось невозможно остановить, и под довольно скромным оправданием того, что местные жители не очень любезно отнеслись к некоторым потерпевшим кораблекрушение крестоносцам, в мае 1191 года Кипр был взят. Жители острова были вынуждены платить 50% налог на все имущество, чтобы еще больше пополнить предвыборную казну короля крестоносцев. Крестоносцы управляли островом, который впоследствии использовался в качестве базы снабжения для армий, направлявшихся на Ближний Восток, пока в 1571 году власть не захватили венецианцы.

Фрагмент картины Мерри-Джозефа Блонделя XIX века н.э., изображающей английского короля Ричарда I, «Львиное сердце» (годы правления 1189–1199 гг. н. э.). (Версальский дворец, Франция)
Фрагмент картины Мерри-Джозефа Блонделя XIX века н.э., изображающей английского короля Ричарда I, «Львиное сердце» (годы правления 1189–1199 гг. н. э.). (Версальский дворец, Франция)

Тем временем во Франции Филипп II собрал свою армию из 650 рыцарей, 1300 оруженосцев и еще большего количества пехоты. Эта армия также отправилась в Левант, на этот раз благодаря генуэзским кораблям, которые доставили ее в Акру. Третий крестовый поход, несомненно, превратился в поистине общеевропейскую военную авантюру.


Осада Акры

Первое крупное сражение кампании произошло при Акре, на побережье Иерусалимского королевства. На самом деле город уже некоторое время находился в осаде армией под предводительством французского дворянина Ги де Лузиньяна, короля того, что осталось от Иерусалимского королевства (годы правления 1186-1192 гг. н. э.). Однако Гай боролся с трудностями, поскольку теперь он столкнулся с армией, посланной Саладином для освобождения города. К счастью для латинского правителя, вскоре на помощь прибыло несколько армий крестоносцев: остатки армии Фридриха, немецкий контингент во главе с герцогом Леопольдом Австрийским, который путешествовал по морю, французские войска под предводительством Генриха Шампанского и армии Ричарда I. и Филипп II. К началу июня 1191 года все крестоносцы были на месте и были готовы взять город.

Карта Ближнего Востока, показывающая государства Латинской Востока, удерживаемые крестоносцами во время Третьего крестового похода (1189–1192 гг. Н. Э.).
Карта Ближнего Востока, показывающая государства Латинской Востока, удерживаемые крестоносцами во время Третьего крестового похода (1189–1192 гг. Н. Э.).

Была начата мощная и продолжительная бомбардировка с использованием катапульт, но затяжная осада увенчалась успехом только тогда, когда саперы, которым Ричард предложил денежное вознаграждение, подорвали крепостные стены города со стороны суши. Осадные машины и репутация английского короля, а также дивизии в армии Саладина стали дополнительными факторами победы. «Львиное Сердце», как теперь называли Ричарда благодаря его мужеству и отваге в войне, за пять недель добился того, чего Гай не смог сделать за 20. Город был окончательно захвачен 12 июля 1191 года н.э., и вместе с этим, что немаловажно, 70 кораблей, основная часть флота Саладина. Согласно легенде, Ричард в то время был болен, возможно, его сразила цинга, хотя его слуги несли его на носилках, чтобы он мог стрелять по вражеским укреплениям из своего арбалета. Затем Ричард подпортил свою репутацию «хорошего короля», приказав казнить 2500 заключенных. Английский король считал, что задержка с выплатой за них согласованного выкупа требует твердого ответного удара, а освобождение их означало бы лишь то, что они рано или поздно воссоединятся с вражеской армией.

Тем временем Ги де Лузиньян стал новым королем Кипра, который Ричард продал рыцарям-тамплиерам (больше денег для дела). К сожалению, вернувшись в Левант, Филипп был вынужден вернуться домой в августе 1191 года из-за политических проблем во Фландрии, которые угрожали его трону. Таким образом, из трех первоначальных королей в армии крестоносцев теперь остался только один. Тем не менее, Ричард был, вероятно, величайшим полководцем своего поколения, и кампания, несмотря на неудачи, началась прекрасно.


Битва при Арсуфе

Затем армия крестоносцев нацелилась на Яффо, жизненно важный порт, снабжавший Иерусалим, но по пути туда Саладин, после нескольких дней неэффективной тактики преследования марширующей армии, решил, что лучший способ справиться с захватчиками - это полная - в поле боя. 7 сентября 1191 года на равнине Арсуф две армии столкнулись в непрерывном бою, крестоносцы старались следовать вдоль побережья и поэтому оставляли незащищенным только один фланг своей колонны. Мусульманские конные и пехотные лучники, а также пехотные копьеносцы атаковали марширующую пехоту крестоносцев, которая, как обычно, образовала защитный блок вокруг частей тяжелой кавалерии. После стычек, продолжавшихся большую часть дня, тяжелая кавалерия жителей Запада была использована с разрушительным эффектом, хотя первоначальная атака, возможно, была несанкционированной атакой рыцарей-госпитальеров. Крестоносцы выиграли битву, но потери мусульман были незначительными — у Саладина не было другого выбора, кроме как отступить в относительно безопасный лес, граничащий с равниной.

Затем крестоносцы двинулись в Яффо, чтобы отдохнуть и перегруппироваться. Хотя Ричард предпочитал сначала обезопасить Египет и таким образом изолировать материально-техническую базу врага, большинство крестоносцев намеревались нанести удар прямо по Иерусалиму, что, в конце концов, и было первоначальной целью крестового похода. Английский король подчинился требованию народа и двинулся в Священный город, но только после осторожного наступления, где были захвачены и укреплены стратегически важные замки, защищающие линии снабжения армии. Следовательно, к январю 1192 года армия крестоносцев все еще не достигла своей цели. Влажная погода также не способствовала продвижению, и все еще в 19 километрах от их конечной цели и с нестабильными путями снабжения было принято судьбоносное решение.


Иерусалим и мир, достигнутый путем переговоров

Ричард двинулся в пределах видимости Иерусалима, но он знал, что даже если бы он смог штурмовать грозные укрепления города, его армия настолько сократилась в результате различных сражений за последние два года, что он, скорее всего, не смог бы сдержать ее. неизбежная контратака. Это решение поддержали командиры двух наиболее опытных боевых частей армии: тамплиеров и госпитальеров. Сейчас более чем когда-либо потеря армии Фридриха ощущалась наиболее остро. В следующем году был предпринят еще один марш на Иерусалим, но, как и раньше, он остановился, и лидеры еще раз решили, что они могут, как и в Акре, взять город после длительной осады, но они почти наверняка не смогут предотвратить контратаку. от Саладина.

Тем временем мусульманский лидер решил напасть на Яффо, которое было взято в июле 1192 года н.э. Ричард, к тому времени находившийся в Акре, отплыл и прибыл в Яффо 1 августа, решив вернуть город обратно. Ведя вперед, «Львиное сердце» достиг своей цели, несмотря на невероятные шансы, но с точки зрения более широкой картины мало что изменилось. Мусульмане все еще контролировали Иерусалим, а армия Саладина все еще оставалась нетронутой. Это было что-то вроде тупика, и, в любом случае, как и в случае с Филиппом, внутренние дела в Англии потребовали немедленного возвращения Ричарда домой, чтобы защитить свой трон в октябре 1192 года нашей эры. Весь проект крестового похода был фактически заброшен. Ни одна армия крестоносцев больше никогда не приблизилась бы к Иерусалиму так близко.

Несмотря на все усилия, Ричард что-то спас и заключил мирное соглашение с Саладином в Яффо. Крепость Аскалон, удерживаемая крестоносцами, должна была быть сдана и разобрана, в то время как небольшая полоска земли вокруг Акры должна была остаться за крестоносцами, а также заключался договор о будущем безопасном обращении с христианскими паломниками в Святую Землю. Это было не совсем то, на что надеялись вначале, но когда-нибудь в будущем всегда мог произойти Четвертый крестовый поход. Действительно, Ричард отмечал, что в любой будущей кампании против арабов было бы выгодно атаковать из Египта, слабого подбрюшья их империи. Именно этот план приняли Четвертые крестоносцы (1202–1204 гг. н. э.), хотя они снова были отвлечены от своей первоначальной цели, на этот раз жемчужиной Византии — Константинополем.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник