Работать детским писателем в раннесоветской России было довольно выгодно. Выгодно не в плане денег и других материальных благ, но выгодно в плане безопасности.
Это вот у взрослых писателей все было очень опасно: напишешь не те стишки – посадят за правый уклон, напишешь не тот рассказ – посадят за левый. А уж ежели чего-нить накарябаешь про советскую власть не того… – всё, 25 лет расстрела без права переписки.
А с детского писателя – ну какой с него спрос? Во-первых, тогда детской литературы как таковой в СССР не существовало, ее еще предстояло создать. А во-вторых, детский писатель – он же по определению сказочник, т.е. враль и болтун. Чего его серьезно воспринимать-то?
Именно поэтому детский писатель Корней Чуковский сделал очень удачную и сравнительно спокойную литературную карьеру. Останься он взрослым писателем, его бы еще в 1920-х годах выперли бы за границу. И это еще в лучшем случае, потому как реально за свои опусы он бы тогда лет на 10 в лагеря загремел. А так – "помогал детям, и дело с концом". Да-да, эту фразу Ильф и Петров тоже не с потолка взяли.
На самом деле, не все "детские" произведения Чуковского – именно "детские". В ряде случаев это достаточно искусно замаскированная политическая сатира.
Вот, к примеру, "Тараканище". Многие усматривают в этом сатиру на Сталина. Это вполне логично: таракан -> усы –> Сталин –> проглочу и расстреляю. НО: "Тараканище" был написан в 1923-м году, а тогда Сталин был, скажем так, средним партийным функционером. Да, с задатками лидера, с опытом политической работы и все такое, но культовой личностью он тогда еще не был.
Однако что мы знаем про 1923-й год? - Ну, например, что в том году Ленин, по состоянию здоровья, уже не мог реально руководить государством. Как символ он еще работал, но как руководитель – уже нет.
Так вот, тогда в СССР и началась внутрипартийная грызня за власть после грядущей смерти Ильича. И наиболее влиятельной фигурой в этой грызне оставался Троцкий. Именно Троцкий и стал прототипом Тараканища. У Чуковского полно намеков на него. Таракан – маленький, рыжий, слабый, но при этом терроризирует огромный лес со всеми обитателями (а уж терроризировать Троцкий умел). В лесу полно крупных животных, могущих раздавить эту козявку и даже не заметить того. НО: ни одно из них даже пикнуть против Тараканища не смеет. Кроме того, у Тараканища было много лап, а у Троцкого – много официальных должностей. Это тоже намек.
Здесь можно справедливо возразить, что то же самое можно было сказать и про любого другого тогдашнего крупного советского чиновника – про того же Сталина или, там, Рыкова. Но тут есть одна очень характерная зацепочка, которую в свое время не заметила полуграмотная (к счастью) советская цензура. Вот она:
Оригинал: Таракан, таракан, тараканище.
А теперь убираем пробелы и читаем: Тораканторакантораканеще.
Получается Тора, кантор и еще кто-то там. И вот это уже явный намек на Льва Давидыча. Это надо было читать вслух, а не глазами. Глазами такое выцепать трудно. Опять же, сравните: ТаРаКанище и ТРоцКий. Аллитерация налицо.
Попутно можно отметить, что в "Тараканище" есть намек и на дрязги в Коминтерне - там, волки от испуга скушали друг друга, слониха на ежа и т.п.
Кстати, в "Тараканище" присутствует намек и на Сталина. Только там Сталин выписан не в образе таракана с усами, а в образе воробья с клювом. Уроженец Кавказа может и не носить усов, но вот большой нос (вспоминаем, что шнобель – это от немецкого слова Schnabel, т.е. клюв) у него будет обязательно. Таково уж развитие местной антропометрии – с коротким носом в горах легко простудиться, слишком короткий воздушный тракт.
Ну а с финалом этого "Тараканища" Чуковский вполне угадал. Тараканища-Троцкого склевали уже в 1927-м году (если не в 1925-м), и это обстоятельство позволило лесным зверям счастливо жить дальше, а Советскому Союзу - успешно развиваться, строить промышленность, систему образования, победить во Второй Мировой, полететь в космос и дорваться до заоблачных вершин. Хотя полностью тараканов вывести не удалось.
=============
Поддержать автора, на ведение канала:
ЮMoney: 4100 1119 2232 2121