В составе восточнославянского пантеона имеется такое женское божество как Макошь. Но исследователи до сих пор не могут определиться, кем, же она была на самом деле. Доброй и светлой, или потусторонней и темной ипостасью Вселенного мироздания.
Ее имя упомянуто в значительном количестве источников. Так в ПВЛ эта богиня входит в семерку пантеона русских богов. Этот пантеон создал Владимир Святой в 980-м году. Он их систематизировал. А потом он и его потомки боролись с русскими богами. Парадокс или задуманная афера тысячелетия?
Память об этой богине, как и о других, сохранилась в известиях из христианских инструкций (циркуляров) которые были направлены на борьбу с язычеством. Эти циркуляры писались в 15-м - 16-м веках. При этом на Севере русские люди почитали эту богиню и в 19-м веке. Официально считается, что у западных и южных славян богиня с именем Макошь не упоминается, а только у восточных.
При этом Н.М. Гальковский в свое время в своем труде "Борьба христианства с остатками язычества" ( т. 1, с. 33) высказал мысль о том, что:
"Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи".
Чешский ученый Нидерле указывал о топонимических признаках этой богини имевшихся в Польше. Да и то связал эти признаки с влиянием со стороны Руси. (Slovanske Starozitnosti, s. 122).
Есть предположение, что имя богини происходит от слова мокнуть, потому как встречается ее написание и через букву "о" - Мокошь.
Автор, писавший Пискаревский летописец сообщает об обоих вариантах написания имени богини.
Христианская традиция считала Макош (Мокошь) знахаркой или ведьмой.
Е.В. Аничков в своем труде "Язычество и дpевняя Рyсь" расказывал о способностях Макоши к гаданию.
По мнению Н.М. Гальковского Макошь была русалкой: "Макошь — дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше".
Хотя до конца он не был в этом уверен. Макошь упоминалась совместно с русалками.
Но Макошь не могла быть просто русалкой, так как в списке богов и богинь она указана как самостоятельная ипостась пантеона русских богов. Да и в поучениях христианских деятелей она с 12-го века и далее все так же входит в пантеон восточных славян.
Хотя она имеет, какое то отношение к русалкам или вилам, то есть душам умерших. Получается, она руководит в некой степени отрядом русалок, является их царицей. Имеет главенствующую роль у них.
На славянских вышивках Макошь изображена с женщинами всадницами.
В "Слове об идолах" Григорий Богослов называет Макошь дивой, что значит богиня и ставит ее рядом с греческой Гекатой, которая в разные времена была то повелительницей всего мироздания, то покровительницей людского благосостояния, то богиней, занимавшейся гаданиями и всем что связан с миром мертвых. При этом в своем описании располагает Макошь рядом с русалками и священной собакой.
По Григорию Богослову получается, что Макошь вместе с русалками и Семарглом способствовали получению хорошего урожая.
А.Н. Баженова отводила Макоше роль матери коша или урожая. А Б.А. Рыбаков воспроизводил происхождение ее имени из индоевропейского слова "МА", то есть МАТЬ и делал такой вывод:
"МАКОШЬ, как наименование "Матери счастливого жребия", богини удачи, судьбы!
А вот Л. Нидерле считал образ Макоши близким к Астарте или Афродите.