В этой статье разберем условия гарантийного обслуживания СТМ, отталкиваясь от информации паспорта продукции от завода изготовителя.
Подробную информацию о СТМ можно узнать из выпуска №10. "Инженерные сети. Сантехнический модуль."
Итак, гарантийный срок эксплуатации внутренней отделки - 2 года, инженерных систем - 5 лет.
Важно! Дата гарантии начинается с момента подписания Акта приема-передачи квартиры (согласно п.12.1).
В 12.2 указаны причины, когда гарантия на СТМ не распространяется. Но для собственника квартиры это не важно, просто подпункты 1 и 2 переходят в зону ответственности застройщика, а подпункт 3 на УК. Единственное, что нужно понять из этого пункта, это то, что несоответствие параметров воды техническим требованиям влечет за собой большие риски выхода из строя инженерных сетей (раньше установленного срока износа).
А теперь самое интересное - недостатки, по которым изготовитель не несет гарантийные обязательства (согласно п.12.3).
И начнем с самого важного - все замечания по не скрытым работам (финишные слои отделки, монтаж оконечных устройств и оборудования, работоспособность инженерных систем и электричества) должны быть отражены в акте приема-передачи квартиры, иначе (согласно п.12.3.1) производитель СТМ как и застройщик не будет нести по этим замечаниям гарантийных обязательств! Также собственнику напоминают о необходимости соответствия его замечаний требованиям, устанавливаемым нормативной документацией (ГОСТ, СниП,СП и т.д.- п.12.3.10).
Не менее важным моментом остается эксплуатация СТМ в части ремонта и обслуживания. Так, например, если дефект починил собственник самостоятельно (или третье лицо), в результате чего произошло повреждение другой составляющей СТМ или данный дефект усугубился - гарантийные обязательства не наступают (п.12.3.4, 12.3.7), как не наступают они в результате самовольной перепланировке или переустройства санузла (п.12.3.9).
Из этого пункта делаем выводы, что любые работы, связанные с ремонтом и сервисным обслуживанием должен выполнять производитель продукции, а любое переустройство и перепланировка автоматически снимает с гарантии весь СТМ.
Далее отмечаем, что изготовитель не будет нести гарантийные обязательства при возникновении дефектов в ходе нормального износа санузла (п.12.3.1 и 12.3.6), при этом не застройщик не производитель с ходом нормального износа собственников не знакомит, как впрочем, и с требованиями к процессу эксплуатации санузла, НТД и проектной документации (п.12.3.2 и 12.3.8). Единственное, с чем знакомят это “Инструкция по эксплуатации квартиры”, в которой собраны некоторые рекомендации. Достаточно слабая позиция изготовителя при иске со стороны собственника жилья.
От более важных и незыблемых критериях, при которых изготовитель СТМ не несет гарантию, к менее безоговорочным (абзац выше) и до абсурдных. А именно, гарантия не распространяется на дефекты, возникшие в результате продолжения эксплуатации СТМ, после выявления “незначительных дефектов” (п.12.3.14). Казалось бы, все логично, но в следующем же пункте (п.12.3.15) изготовитель отказывается нести обязательства по этим самым “незначительным дефектам”. Получается изготовитель сам не несет ответственность за эти дефекты, “запрещает” пользоваться СТМ с этими дефектами, при этом самостоятельный ремонт (при помощи третьих лиц) также снимает с гарантии. Соответственно, при появлении незначительного дефекта, вся ответственность за эксплуатацию и расходы на устранения ложатся полностью на собственника жилья, о чем изготовитель дополнительно информирует (п.12.3.16).
Делаем вывод, что “незначительный дефект” вам никто по гарантии не устранит. Устранение своими силами приведет к снятию гарантии на конкретную деталь (систему), а продолжение пользоваться СТМ с “незначительными дефектами” может привести к еще большим дефектам вплоть до аварии, которые также не будут подпадать под гарантийный случай.
Важно! Изготовитель не несет ответственности за убытки, причиненные при эксплуатации санузла в гарантийный период! При аварии (если в ней не виноват собственник квартиры), изготовитель, в рамках гарантийных обязательств бесплатно произведет восстановление (ремонт) только пришедшие в негодность элементы.
Вывод: По отделочным работам (2 года гарантии) из того, что не будет отражено в акте приема-передачи, в процессе эксплуатации можно будет претендовать на гарантию в случае отслоения плитки (и то при условии отсутствия нарушений при эксплуатации СТМ), а также при аварийном случае инженерных систем внутри стен СТМ по вине изготовителя.
По инженерным сетям (5 лет гарантии) на гарантию можно рассчитывать при выходе из строя или неправильной работе системы или ее составляющей, находящейся в скрытой зоне (внутри стен), при соблюдении всех рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию СТМ, как со стороны собственника, так и со стороны УК (например несоответствующее качество воды).
Не густо! Но в любом случае, необходимо писать обращение в УК, чтобы они с застройщиком (а тот с изготовителем) выдали заключение по конкретному случаю. Если вас их заключение не устроит и вы точно знаете, что правы, в течении гарантийного срока можно рассчитывать на справедливость суда.
Спасибо за то, что дочитали до конца!
Ваше мнение пишите в комментариях, и заглядывайте на канал Дзен или Телеграмм канал "Квартира Мечты", там для вас непременно найдется много интересного материала.