Найти в Дзене
Шпионские страсти

Операция прервалась

1914-1915 годы

Европа

С началом Великой войны (так называлась до конца 1920-х Первая мировая война) у Германии и Австро-Венгрии резко обострился интерес к Транссибирской магистрали. Перед спецслужбами союзников по Тройственному союзу была поставлена задача блокирования Транссибирской магистрали с помощью диверсий.

Руководство русской военной разведки, понимая, что противник будет стремиться нанести урон транспортным магистралям Российской империи, решило выявить и поставить под свой контроль планы германских диверсий на Транссибирской магистрали.

Для этого решили использовать революционное движение в Российской империи. Ряд агентов русской разведки стали выдавать себя за революционеров, бежавших от преследований в России, и готовых на всё ради свержения монархии. Сделав себе рекламу в определённых кругах революционной заграничной эмиграции, эти агенты начали искать контакты с германскими спецслужбами.

В их задачу, в первую очередь входило: выяснить, какие именно объекты на транспортных магистралях немцы хотят уничтожить в первую очередь. Чтобы их можно было взять под усиленную охрану.

Как руководство русской разведки рассчитывало, так и получилось.

Уже в сентябре 1914 года стамбульский торговец Бернштейн, он же агент германской разведки, получил задание от руководства: найти в среде русских революционеров-эмигрантов людей, готовых за крупное вознаграждение (50 000 рублей) совершить подрыв трёх железнодорожных мостов: через Волгу, близ Сызрани; через Енисей у Красноярска; моста на Круглобайкальской дороге*.

В поисках исполнителей диверсий Бернштейн отправился в Италию, где встретился с известным революционером Шарлем и заговорил на эту тему. Шарль взялся помочь и принять личное участие в операции по подрыву мостов. Шарль, который на самом деле был опытным агентом-провокатором, засланным в революционные ряды охранкой, познакомил Бернштейна с «товарищем по партии», который на деле являлся жандармским подполковником Эргартом. Стороны стали обсуждать детали предстоящей операции. К ней по предложению Шарля привлекли ещё одного «революционера» А. Литвина.

Литвин (также тайный агент охранки) прибыл из Лондона.

Обговорив детали с Берншейном, «революционеры» приступили к выполнению задания.

18 ноября 1914 года подполковник Эргардт предложил заведующему заграничной агентурой Департамента полиции А.А. Красильникову создать иллюзии успешности диверсий. По его предложению ряд столичных газет дали ложные сообщения о взрывах мостов без указания конкретного места, где якобы совершены диверсии. Эти же сообщения были напечатаны в некоторых французских газетах. В них сообщалось о взрыве русского моста, «имевшего стратегическое значение».

Чествование текинцами бывших быховских узников, 20 ноября 1919 года. Сидят слева направо бывшие «узники»: полковник Ряснянский Сергей Николаевич, генералы Романовский Иван Павлович, Деникин Антон Иванович, Эльснер Евгений Феликсович, Плющевский-Плющик Юрий Николаевич.
Стоят: штабс-ротмистр Крапоткин, воен.чин. Будилович, прапорщик Гришин, подполковник Эргардт Владимир Владимирович, сотник Сеоев Михаил Савельевич, штабс-ротмистр Толстов Николай, полковник Арон Валентин Александрович, ротмистр Бек-Узаров Михаил Георгиевич.
Чествование текинцами бывших быховских узников, 20 ноября 1919 года. Сидят слева направо бывшие «узники»: полковник Ряснянский Сергей Николаевич, генералы Романовский Иван Павлович, Деникин Антон Иванович, Эльснер Евгений Феликсович, Плющевский-Плющик Юрий Николаевич. Стоят: штабс-ротмистр Крапоткин, воен.чин. Будилович, прапорщик Гришин, подполковник Эргардт Владимир Владимирович, сотник Сеоев Михаил Савельевич, штабс-ротмистр Толстов Николай, полковник Арон Валентин Александрович, ротмистр Бек-Узаров Михаил Георгиевич.

Однако произошло непредвиденное. Из-за ряда случайностей Шарль и Литвинов утратили связь с Бернштейном.

Пытаясь продолжить операцию по дезинформации и выяснению планов немцев, 11мая 1915 года Шарль и Литвин явились в германское посольство в Берне, где их принял военный атташе полковник фон Бисмарк. Последний с усмешкой выслушал рассказ явившихся обих успехах по подрыву мостов в России и ограничился поставкой перед Шарлем и Литвином совершенно незначительных задач, не интересных русской разведке. Фон Бисмарк явно не поверил «революционерам». То ли они были не убедительны, демонстрируя французскую газету «подтверждавшую их информацию о подрыве моста», то ли от немецкой агентуры (а в Российской империи германских агентов хватало) знал об истинном положении дел и смотрел на явившихся «диверсантов», как на мошенников, которыепытаются развести его на деньги.

Так закончилась эта операция.

* "Несомненно, самым трудным и дорогостоящим участком был Кругобайкальский. По длине – это лишь 1/18 всего пути, а по затратам – четверть всех вложенных денег. Через гранитные скалы проложены 12 тоннелей и 4 галереи общей длиной 600 км. И все это – киркой и лопатой, всего за два года и три месяца... "

Эргардт Владимир Владимирович ротмистр Туркменский конный полк Г(еоргиевское)О(ружие) - В(ысочайший)П(риказ) от 12.06.1915.

(Источник: Греков)