Сообщение о том, что в некоторых российских технических – или, как сказано в некоторых сообщениях, «научных» - вузах студенты станут учить китайский язык, вызвало у меня горечь и раздражение.
Об изучении китайского в российских вузах заявил помощник президента РФ по науке и образованию Андрей Фурсенко.
«Китайский язык сейчас становится одним из главных мировых языков в науке, и поэтому он будет постепенно включаться в программы российских вузов, готовящих исследователей…».
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) китайский язык ранее был введен в качестве второго обязательного иностранного языка, напомнил Фурсенко, выступая на форуме "Территория смыслов". Это вызвало "дикое сопротивление", добавил он.
Но сейчас в мире уже 30% научной литературы издается на китайском языке, добавил Фурсенко.
Раздражение вызывает то, что об очередной новации в высшем образовании рассказывает тот, кто в своё время на посту министра образования успешно гробил российское школьное образование. Тот, кто заявлял, что нам творцы не нужны, а нужны квалифицированные потребители. А потреблять, предполагаю, можно, и не зная чужого языка.
Не меньшее раздражение вызывает и то, что об очередной мини-реформе говорят не в обществе специалистов, обсуждают не во властных кабинетах с привлечением подлинных экспертов, высококвалифицированных профессионалов, учёных, а на очередном форуме, которых у нас проводится несчётно. На некоей "Территории смыслов".
А есть ли смысл в предложенном?
И я прекрасно понимаю то "дикое сопротивление", которое вызвало внедрение обязательного дополнительного изучения сложного языка в не самом простом вузе.
Специалисты, а не всевозможные фурсенки, могут рассказать, сколько труда и времени студентам потребуется для квалифицированного овладения китайским языком. Тем самым студентам, которые осваивают сложнейшие научные дисциплины.
А не проще ли и не качественнее ли – да и дешевле - было бы переводить научные статьи профессиональным переводчикам, освоившим основные специфические термины по теме переводов? Подключать искусственный интеллект, наконец, о котором так много трёпа повсюду.
Нет, никто не спорит, что учить иностранные языки полезно со всех точек зрения. Но не во вред основным специальностям. Не в ущерб студентам. И не ради очередной чиновничьей "галочки".
А ещё обидно, что пока другие, отстававшие от нас во всех сферах деятельности ещё на памяти моего поколения, сегодня ушли далеко вперёд, а мы, бывшие в ту пору передовыми, плетёмся в хвосте научного прогресса, и просвета нашему "моисееву" блужданию не видать.
За прошедшие без малого сорок лет, кроме ныне покойного Жореса Алфёрова, не могу вспомнить ни одного имени нового отечественного лауреата Нобелевской премии в области науки. Разве что, имена давным-давно уехавших из России в Англию двух физиков.
Зато помню, что в далёком детстве в тот же детский сад, что и я, ходил китайчонок, отец которого, приехав с семьёй из Китая, учился, перенимал опыт на предприятии, на котором работал мой отец, и при котором был тот самый детский сад. Мне когда-то часто об этом напоминал отец.
А ещё помню ироничную песню Владимира Высоцкого конца шестидесятых об «урнах революции культурной». Много почудили тогда китайцы.
Но того, что сотворили мы со своей страной не им, никому другому в голову не пришло.
Китайцы, точнее, их руководители, опомнились, взялись за ум, принялись за настоящую работу, и теперь их страна стала величайшей державой мира.
Мы же, своими руками, словно обезумев, всё порушили, позволили уничтожить или разворовать нашими отцами и дедами созданное, позволили всё пустить на распыл.
И теперь не китайцы у нас, а мы у китайцев должны и вынуждены будем учиться. Но сильно опасаюсь, что пока в помощниках у власти подобного рода фурсенки, толку от всех подобных начинаний не будет.
И в заключение.
А не заставить ли того же Фурсенко за пять лет, которые отводятся студентам МФТИ на изучение основной учебной программы, выучить китайский язык на уровне, позволяющем читать специальную научную литературу по физике. Может, ему пригодится, да и свою правоту докажет.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.