Найти тему

Бинарный урок как средство подготовки к итоговому сочинению по литературе. 11 класс. (мастер-класс)

Очень часто возникает вопрос: «Какие практические навыки, полученные на школьных уроках, пригодятся ученикам во взрослой жизни?»

Учителя русского языка на своих уроках учат

· понимать позицию автора,

· формулировать своё мнение,

· аргументировать высказывания, используя примеры,

· структурировать творческие работы, находить верные решения, слышать собеседника.

· учат общению.

Ученикам приходится писать не только сочинения по русскому языку и литературе, но и эссе по обществознанию. Если сопоставить критерии оценивания данных работ, то становится понятно, что перед словесниками и учителями обществознания стоят общие задачи.

Так, всем нам важны фактологическая точность, грамотное изложение материала, отсутствие ошибок в фоновом материале.

В ходе бинарных уроков можно объединить усилия и создать условия для подготовки одиннадцатиклассников к

- итоговому сочинению по литературе,

- к эссе по обществознанию,

- к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ,

- к сочинению по истории в формате ЕГЭ.

Кроме этого, в ходе занятий можно предложить ученикам такие виды работ, которые переводят школьников от непродуктивных видов деятельноти к продуктивным, помогут приобрести метапредметные навыки, а это пригодится в дальнейшем выборе профессии, научит работать в команде.

Отсюда и тема мастер-класса – «Бинарный урок как средство подготовки к итоговому сочинению по литературе.

Представим фрагменты бинарного урока «Сложно ли жить в эпоху перемен?»

Результатом такого урока должно стать сочинение на предложенную тему. А значит, в ходе урока нам необходимо рассмотреть исторический, литературный материал, провести словарную работу.

Возможно такое начало урока: песня В.Цоя «Мы ждем перемен». Далее можно задать вопросы:

· В какое время мы перенеслись?

· Какие ассоциации вызывает у вас это время?

Далее в рамках группы, опираясь на полученные ответы, ребята формулируют тезис, отвечая на вопрос: «Сложно ли жить в эпоху перемен?»

На следующем этапе организовываем групповую работу, используя при этом технологию кооперированного взаимодействия. Уместно в данном случае использовать элементы ролевой игры, распределив роли в группе. Предлагаем ребятам выступить роли

· лингвиста,

· философа,

· историка,

· литературоведа.

Это поможет им определить вектор рассуждений.

Каждый член группы решает свою учебную задачу, а затем делится выводами с группой.

Так, лингвисты подбирают эпитеты для словосочетания «время перемен». Философы рассуждают, в каких сферах жизни могут происходить перемены. Историки должны вспомнить, какие исторические события связаны с понятием «время перемен». Литературоведы назовут, в каких литературных произведениях изображено время перемен. В этот момент в рамках групп создаётся удивительное диалогическое пространство.

На следующем этапе нам очень важна обратная связь. Мы не только объединим изучение истории и литературы, но и расширим наше диалоговое пространство. Для этого целесообразно использовать игровую технологию.

Условия игры.

Для игры понадобится опорный конспект, который получился у каждой команды. В ходе игры ребята конструируют предложения. Первая команда должна назвать эпитет, вторая – сферу и эпоху, третья – назвать автора и художественное произведение. В результате должно получиться грамотно построенное предложение. Так, мы, с одной стороны, занимаемся взаимопроверкой, а, с другой стороны, - учимся конструировать предложения, и конечно, слушать и слышать друг друга.

В ходе такой работы получилась шпаргалка. Она поможет в подготовке к экзаменам.

А пока по ленте времени мы перемещаемся в 100 лет назад. Россия. Гражданская война.

Учитель истории обращает внимание на важные исторические факты, имена исторических личностей, на предпосылки и результаты Гражданской войны. Чтобы избежать ошибок в фоновом материале в сочинении по литературе, важно понимать, какие сословия населяли Россию, какие сословия участвовали в событиях Гражданской войны, на чьей стороне эти сословия выступали. Таким образом, ребята работают с таблицей под руководством учителя истории. Так им становится более понятна сущность термина «гражданская война».

Далее надо проиллюстрировать исторические сведения о Гражданской войне литературными примерами.

Обратимся к эпизоду «Красноармейцы в доме Мелеховых» из романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Надо сказать, что ребята должны заранее познакомиться с произведением и перечитать данную главу.

Во время бинарного урока каждая группа исследует свой фрагмент из данного эпизода, работает по определённому алгоритму.

В результате своих наблюдений, исследований, анализа, ребята должны понять, сложно ли жить в эпоху перемен. У каждой группы должно получиться своё развёрнутое высказывание, заканчивающееся микровыводом.

Далее каждая группа заносит своё высказывание в гуглформу. В определённый момент на экране появляется всё сочинение, результат работы всех групп.

Каждая группа защищает свою работу, свой фрагмент сочинения. Остальные группы слушают, читают, оценивают по критериям. На этом этапе работы можно использовать сигнальные карточки.

Гуглформа помогает сделать так, что у каждый ученик с такого урока уходит с черновым вариантом сочинения. Теперь такое сочинение необходимо отредактировать, написать вступление и заключение, опираясь на материал урока и , конечно, добавить индивидуальности.

На данном уроке ребята не только отрабатывали навыки написания сочинения. Они учились создавать удивительное диалогическое пространство. Здесь можно задавать вопросы, советоваться, находить общее решение. Здесь важно услышать чужую точку зрения, чтобы понять, насколько она близка к позиции автора, к его замыслу. Так происходит синтез мысли и слова.