Часто исторические теории и гипотезы выдвигаются лишь для продвижения грязных политических игр. Одной из крупнейших исторических мифологем стала история о "Московии" и "московитах", созданная польскими пропагандистами.
Термины и территории
После монгольского нашествия общее развитие русских земель прервалось. Пока Северная Русь развивалась в условиях монгольского ига, Киевская и Западная Русь попали под влияние Великого княжества Литовского.
Изначально в княжестве говорили по-русски, хранили православную веру, не делали различий между русскими князьями и литовской аристократией. Однако, в 1569 году ситуация кардинально поменялась. Литва и Польша объединились в одно государство — Речь Посполитую. Исчезли права и свободы, началось насаждение католичества.
"С начала XV века термином «Руссия» на польских картах обозначались только земли Юго-Западной Руси, а в качестве её главного города указывался Львов, столица «Русского воеводства»".
В то же время молодое Московское княжество, начинающее набирать силу и авторитет во внешней политике, поляки прозвали "Московией". Затем это название распространилось по всем западноевропейским источникам.
Таким образом Польша пыталась показать, что Московское княжество не может претендовать на русские земли.
Вот исторические корни этого термина. Когда Московское царство стало Российской империей "Московия" исчезла с европейских географических карт.
Теория Духинского
Эти исторические сведения в XIX веке использовал для создания новой пропагандистской теории эмигрант-поляк Франциск Духинский. Развивать свою теорию он начал после неудавшегося польского восстания 1830 года. Тогда в модных французских салонах, с его легкой руки, заговорили о "москалях", которые не могут считаться славянами, но, как и монголы, относятся к туранским племенам.
"Туранцы – дикие варвары, которыми правят цари-деспоты. Поэтому следует всячески отгородить «цивилизованную» Европу от России. Польша в старых границах, включая в неё Белую и Малую Русь, должна стать оплотом европейской цивилизации в борьбе с восточными варварами", - такими были основные убеждения Духинского.
Особенно популярной эта "теория" стала на фоне Крымской войны, когда все жаждали поражения Российской империи. Однако, вскоре научное сообщество отвергло ее, признав не состоятельной и "притянутой за уши" фикцией.
Научная критика
Интересно, что с критикой теории выступали и собственно польские ученые. Несмотря на то, что большинство польских историков хотели независимости Польши, профессионализм и объективный взгляд на ситуацию не позволяли им согласиться с Духинским. Ведь этнографический и лингвистический материал полностью опровергал "изыскания" ученого.
Особенно жестко о теории Духинского отозвался лингвист Ян Бодуэн де Куртенэ. В статье «По поводу юбилея профессора Духинского» он
назвал его теорию:
«хроническим патриотическим заблуждением», «натяжкой и извращением этнографии и географии», вызванной политической ненавистью.
В XIX веке это сумели понять. И вот, через время, сумасшедшую, абсурдную теорию снова используют в политических играх. Однако, выбор столь лживых аргументов говорит сам за себя, не правда ли?