Найти тему
Старая Правда.

Об организации учебной работы... ПРАВДА № 244 (6490) 4 сентября 1935 г., среда. Страница 1.

Оглавление

Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР И ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП(б)

Совет Народных комиссаров Союза ССР и Центральной комитет ВКП(Б). В ряде своих постановлений о школе предложили Наркомпросам установить единую организационную структуру школы, укрепить порядок и дисциплину среди учащихся, четко организовать весь ход учебной работы и обеспечить оперативное, конкретное и диференцированное руководство каждой школой.

Наркомпрос РСФСР, а также Наркомпросы других союзных республик до сих пор неудовлетворительно выполняли эти важнейшие директивы партии и правительства. Установленные СНК СССР и ЦК ВКП(б) три типа школ (начальная, неполная средняя и средняя) подменяются в ряде случаев «ступенями» и «концентрами». Учебные планы и программы подвергаются ежегодным изменениям, чем нарушается устойчивость и систематичность прохождения основ наук в школе. Все это влечет за собой дезорганизацию учебной работы, дезориентирует учителя, вследствие чего знания учащихся остаются все еще неудовлетворительными, а оканчивающие школу обнаруживают недостаточную подготовку для прохождения наук в высшей школе.

При организации учебной работы учащиеся чрезмерно перегружаются классными занятиями (6—7 уроков в день), в отдельные дни в школьной недели расписания классных уроков перегружены трудными для усвоения предметами.

Установленная Наркомпросами система оценки успеваемости учащихся не дает представления о фактических знаниях ученика и ведет на практике к понижению уровня учебы.

Наркомпросами до сих пор не изданы правила поведения учащихся в школе и вне школы, не выработан также и нормальный школьный устав, который должен определять твердый внутренний распорядок в школе и являться руководством для администрации школы, педагогов, школьных организаций и учащихся.

Неудовлетворительно организованы прием детей в школу, перевод учащихся из класса в класс и их выпуск. Установленные Наркомпросами требования при приеме в школу многочисленных документов создают ненужные затруднения для поступления детей в школу. «Индивидуальные вопросники», заранее устанавливающие вопросы, на которые должен отвечать учащийся при испытаниях, приводят на практике к снижению значения испытаний и не дают полного представления о действительных знаниях учащихся.

Наркомпросами и их местными органами, а также директорами (заведующими) школ не приняты до сих пор меры к установлению в школах чистоты и внешнего порядка, являющихся одним из важнейших средств воспитания культурных навыков учащихся.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) отмечают, что указанные недостатки в учебной работе школы свидетельствуют о недопонимании Наркомпросами важнейших вопросов организации и укрепления школы, что является следствием не изжитой еще до конца среди значительной части работников народного образования глупой антиленинской теории «отмирания школы».

СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:

I

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА

И ШКОЛЬНОГО РЕЖИМА

1. Установить во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их—в первых трех классах — 1 июня, в 4—7 классах — 10 июня и 8—10 классах — 20 июня, зимние каникулы — с 30 декабря по 10 января, весенние — в продолжение шести дней.

2. Определить с 1935—1936 учебного года количество ежедневных классных уроков: в первых четырех классах — 4 урока в день (в четвертых классах допускать два дня в неделю по 5 уроков); в пятых —десятых классах — 5 уроков (и два дня в неделю по 6 уроков). Дополнительные уроки отводить только для занятий по труду, пению, рисованию, черчению и физической культуре.

В союзных (кроме РСФСР) и автономных республиках, а также в нерусских школах РСФСР, допустить, начиная с 5-го класса, еще один шестой урок в неделю для дополнительного изучения русского языка и литературы.

Поручить Наркомпросам союзных республик по согласованию с Отделом школ ЦК ВКП(б) утвердить единые для всех школ СССР учебные планы.

Продолжительность уроков в городских и сельских школах установить в 45 минут. Установить продолжительность перемен: первой, третьей и четвертой — в 10 м., второй — в 30 м., допуская в отдельных случаях продолжительность второй и третьей перемен в 20 минут.

3. Установить следующий порядок приема учащихся:

Прием заявлений о зачислении детей в школу производить с 1 июня по 1 августа, а зачисление — с 10 по 25 августа. Учащиеся должны, как правило, приниматься в ту школу, которая находится вблизи места жительства родителей.

Обязать директоров (заведующих) школ обеспечить внимательное и чуткое отношение к родителю и ребенку, лично принимать от родителей документы, выяснять путем беседы с поступающим в школу, необходимые данные о нем (уровень развития, состояние здоровья и т. д.)

Запретить требовать от родителей предоставления в школу документов и справок, кроме установленных законом (заявление о приеме в школу, документ о возрасте ребенка и справка о привитии оспы).

Наркомпросам и их местным органам, на основании закона о всеобщем обязательном обучении, привлекать к материальной ответственности родителей или лиц, отвечающих за воспитание детей, за несвоевременное и запоздалое определение детей в школу без уважительных причин.

Зачисление детей в школу после начала учебного года допускать лишь в исключительных случаях (перевод родителей по работе из города в город).

4. Восьмые классы средних школ комплектовать, как правило, из окончивших седьмые классы этих школ, выделяя в восьмых классах до 15% мест для учащихся других школ.

5. Учащихся, переходящих из одной школы в другую, принимать соответствующий класс без испытаний. Предоставить право директору (заведующему) школы переводить поступившего из другой школы ученика в низший класс, если в течение месяца со дня поступления выяснится, что он по уровню знаний не отвечает требованиям программы данного класса.

6. Прекратить существующую неправильную практику «индивидуальных вопросников», при которой учитель заранее намечает отдельно для каждого учащегося вопросы, соответственно подготавливая ученика к ответам на эти вопросы. При проведении выпускных и переводных испытаний, обеспечить проверку знаний учащихся по разным разделам программы.

Темы для письменных работ по родному языку и математике при выпускных испытаниях в средней школе устанавливаются краевыми и областными (в крупных городах—городскими) отделами народного образования и заблаговременно сообщаются директорам школ. Директора школ, сообщают эти темы преподавателям в день испытания.

7. Учащимся, успешно окончившим среднюю школу, выдавать аттестат, с включением в него отметок по всем предметам. При переводе из класса в класс выдавать учащимся переводное свидетельство с указанием отметок об успеваемости и поведении. Наиболее успешно сдавших выпускные и переводные испытания награждать похвальными грамотами. Окончившим среднюю школу и имеющим по основным предметам отметку «отлично», а по остальным предметам (рисование, черчение, пение, музыка, физкультура) отметку отметку не ниже «хорошо» — предоставить право поступления в высшую школу без вступительных экзаменов, что особо должно быть отмечено в аттестате.

Отделу школ ЦК ВКП(б) совместно с Наркомпросами разработать и представить на утверждение СНК СССР единый для СССР образец аттестата и переводного свидетельства (на разных национальных языках).

8. Установить в школах следующие пять степеней оценки успеваемости учащихся (отметки): 1) очень плохо, 2) плохо, 3) посредственно, 4) хорошо и 5) отлично.

Поручить Отделу школ ЦК ВКП(б) с привлечением наркомов просвещения союзных республик разработать обязательные для всех школ СССР нормы оценки успеваемости учащихся с тем, чтобы один и тот же уровень знаний одинаково оценивался во всех школах.

9. Установить, что право исключения учащихся за особые проступки предоставляется районным или городским отделам народного образования по мотивированному представлению директора (заведующего) школы. Прием исключенных учеников в школу производить в обычном порядке.

10. Обязать Наркомпросы союзных республик организовать в крупных городах, в первую очередь в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве, — в 1935—1936 учебном году специальные школы с особым режимом для дефективных детей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину, дезорганизуют учебную работу и отрицательно влияют своим антиобщественным поведением на остальных учащихся. Наркомпросам союзных республик выработать инструкцию о переводе таких учащихся в эти школы.

11. Разрешить специальные испытания за VII и X классы для лиц, не обучающихся в школе, но желающих получить аттестат об окончании неполной средней или средней школы(экстернат). Наркомпросам союзных республик разработать положение об экстернате.

II

ОБ УСТАВЕ ШКОЛЫ И ПРАВИЛАХ

ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Поручить комиссии в составе т.т.Волина (председатель), Бубнова, Затонского и Чернушевича, с привлечением практических работников школ, разработать и внести на утверждение СНК СССР не позднее 1 января 1936 года проект устава для каждого типа школ.

Устав должен носить категорический и совершенно обязательный характер как для учащих, таки для учащихся.

Устав должен быть основным документом, определяющим цель и задачи школы каждого типа, организационную структуру школы, права и обязанности администрации школы, педагогов и школьных организаций, а также твердо устанавливающим учебный режим и основы внутреннего распорядка в школе и правила поведения учащихся в школе и вне ее.

2. В основу правил поведения учащихся положить строгое и сознательное соблюдение дисциплины, вежливое отношение к преподавателям, товарищам и старшим, привитие культурных навыков, бережное отношение к школьному и общественному имуществу, а также меры решительной борьбы с проявлениями хулиганства и антиобщественными поступками среди детей.

Наркомпросам союзных и автономных республик установить и ввести во всех школах единый тип ученического билета (на родном языке), с включением в него основных правил поведения учащихся. Директорам (заведующим) школ завести личное дело на каждого учащегося с момента поступления в школу и до ее окончания.

3. Установить единую форму одежды для учащихся начальной, неполной средней и средней школы, введя единую форму, начиная с 1936 г., в первую очередь в школах Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и Минска.

* * *

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают Наркомпросам и их местным органам поставить в качестве важнейшей задачи инспектирование и организацию систематического оперативного контроля над состоянием и работой школы, проверяя, как на деле реализуются решения партии и правительства о школе.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. МОЛОТОВ.

Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И. СТАЛИН.

3 сентября 1935 года.

Материал №29

Другие статьи в сентябре 1935 года.

Все материалы канала собраны в Яндекс - календаре.
Чтобы просмотреть материалы в хронологическом порядке
1. Перейдите в
календарь
2. Найдите дату выхода газеты, которая вас интересует.
Ссылки на материалы оформлены как события в календаре.

СССР
2461 интересуется