Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Самые известные работы Михаила Врубеля. «Царевна Лебедь»

Михаила Врубеля не принимали критики и не понимали современники, однако в историю русского искусства он вошел как великий живописец, один из основоположников русского модерна и символизма. «Культура.РФ» рассказывает, какие истории скрываются за знаменитыми картинами художника.

В 1895 году Врубель писал декорации для Панаевского театра в Петербурге. На репетиции оперы «Гензель и Гретель» он увидел певицу Надежду Забелу и влюбился. Много лет спустя она вспоминала:

…на одной из репетиций… я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т.С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился.

Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде предложение, и в 1896 году пара обвенчалась в Женеве, куда певица отправилась на гастроли. Художник впоследствии писал сестре, что в случае отказа покончил бы с собой. О Врубеле говорили, что он много пьет и сорит деньгами, но это Надежду не смутило. К моменту венчания художник в прямом смысле слова остался без копейки и от вокзала шел к невесте пешком.

Именно Надежда во многом открыла для Врубеля театр, особенно он полюбил оперы Николая Римского-Корсакова. Одна из них — «Сказка о царе Салтане» — вдохновила художника на создание картины «Царевна Лебедь». Врубель писал эскизы костюмов и декораций и одновременно работал над портретом волшебницы, превращающейся в птицу. Царевна Лебедь совсем не похожа на Надежду Забелу, а многие современники увидели в ней черты все той же безответной любви Врубеля — Эмилии Праховой.

Автор: Полина Пендина