«Адепты олимпийского движения ставят перед собой цель создания такого образа жизни, который будет основан на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. Кроме того, спорт должен быть поставлен исключительно на службу сбалансированного развития человека и создания мирного общества. Каждый человек должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, который подразумевает атмосферу дружбы, солидарности и честной игры.»
Пьер де Кубертен
Что имел в виду сам Пьер де Фреди, барон де Кубертен, возрождая традиции и само проведение Олимпийских Игр – сегодня сказать трудно. В первую очередь потому, что в сумасшедше жестоком мире ХХ века создать спортивный оазис благородства и добра, «а-ля» античные Игры в Олимпии, у Кубертена не получилось. Во-вторых, потому, что у него и не могло получиться.
Для того, чтобы понять, какая «мина» была заложена в благородный порыв дворянина, родившегося в одном из самых престижных кварталов Парижа - недалеко от Эйфелевой башни, достаточно бегло полистать историю. Пробежавшись по основным фактам олимпийской летописи, с 1896 по 2022-ой, мы с легкостью обнаружим, что ни один из принципов, которые 29-летний французский романтик декларировал в своем докладе «Возрождение Олимпизма», не соблюдается сейчас и, что важно - не соблюдался никогда.
Насколько же оказались далеки от реальности тезисы Кубертена! Спорт и политика мгновенно оказались связаны воедино, Олимпиады почти сразу стали предметом державных войн главных мировых игроков, ну а коммерция и коррупция стали неотъемлемым спутником Олимпийских Игр - начиная с этапа выборов места проведения, и заканчивая допинговыми скандалами на самих играх и вокруг них. Сегодня само участие в Олимпиадах стало предметом политического шантажа или простой торговли, огромные финансовые потоки текут в карманы МОК и его спонсоров, без скандалов Олимпиады очень давно не обходятся, а уж о популярности идеи проведения Игр в разных концах мира можно забыть – настолько это дорого для организаторов.
Но начнем по порядку.
О СПОРТ! ТЫ – МИР?!
Уже первые Олимпиады оказались для организаторов делом неподъемным. По завету Кубертена, долги гасились королевскими семьями Греции и Англии, олигархами из семейства Вандербильт, и наконец – пожертвованиями, в том числе, и простого народа. Но кроме того, до Второй Мировой Войны олимпийское движение начало испытывать и другие серьезнейшие трудности. Во-первых, сами Игры оказались очень длинными. Уже IV Олимпиада 1908 года в Лондоне проходила в течение полугода - с 27 апреля по 31 октября. Освещать такое событие, да еще и с задержками в публикациях, было трудно, затратно и не слишком привлекательно.
В 1931 году местом проведения Игр выбрали столицу Веймарской республики – Берлин. Еще через два года на улицах города появятся свастики и таблички «евреи нежелательны», а сам Берлин станет центром одного из самых страшных государств в истории. Однако в этой истории есть и другие крайне нелицеприятные детали.
4 августа 1935 года, бывший в отставке семидесятитрёхлетний почетный президент МОК Пьер де Кубертен произносит речь по немецкому радио, в которой называет Адольфа Гитлера «одним из выдающихся творческих духов эпохи» и клеймит противников фашистской Германии. Чуть позже барон и вовсе призовет закрепить навечно за немцами право на проведение Олимпиад и передаст в Берлин весь свой архив. В это же время будущий 5-тый президент МОК, а в 30-тые - президент НОК США Эйвери Брендедж выступает против бойкота Олимпийских игр в Берлине, называя идею бойкота «заговором сионистов».
Разорившийся и гулявший по берегу Женевского озера Кубертен, по сути, вовремя оказался «на балансе» у немцев, а Брендедж – статусный представитель США, открыто поддержал Игры в нацистском Берлине. Факт налицо: спорт и политика уже 100 лет назад шли рука об руку, а реноме основателя Олимпиад оказалось испорчено навсегда, хотя об этой части его биографии сегодня предпочитают не вспоминать.
И еще одна короткая история. Главой оргкомитета Игр в Берлине был Карл Дим, воплотивший в жизнь первую в истории эстафету Олимпийского огня. Через 9 лет, на том же самом стадионе Берлина, Дим произнесет речь перед тремя тысячами солдат «Гитлерюгенда», отправляя их на смерть в последние дни войны. Более того, именно Дим был ближайшим помощником Кубертена, а уже после войны продолжил работу в… Международном Олимпийском Комитете.
ПОЛИТИКА – КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА
С 1939 года, после начала Второй мировой войны об Играх на время забыли, но уже в 1952-ом в гонку включился СССР. Причем включился так, что на первой же своей Олимпиаде занял второе медальное место вслед за США. Но куда более интересен тот факт, что, по требованию НОК СССР, в Хельсинки сразу было создано две Олимпийские деревни: одна - для представителей стран соцлагеря, другая - для спортсменов из капиталистических стран. Такая вот, «атмосфера дружбы, солидарности и честной игры»!
Дальше – больше. Противостояние двух систем стало главной движущей силой Игр: Советский Союз, ГДР и другие страны Варшавского Договора с одной стороны и США со странами НАТО с другой стали непримиримыми соперниками и на Олимпиадах, забирая почти все медальные комплекты. С 1952 по 92-ой год только СССР и США выигрывали общекомандный зачет Олимпиад, причем преимущество на стороне наших спортсменов– 7:4. Победы советских баскетболистов в Мюнхене и Сеуле, американское хоккейное «Чудо на льду» в Лейк-Плэсиде, битва Валерия Борзова с американскими спринтерами, и десятки других примеров отнюдь не мирного сосуществования систем и в спорте тоже – налицо. Апофеозом политической войны с олимпийским уклоном стали взаимные бойкоты Игр 1980-го и 1984 годов.
Не забудем упомянуть и мировые политические катаклизмы. Войны в Корее и Вьетнаме, постоянные конфликты на Ближнем Востоке, Фолкленды, Карибский кризис, страшный теракт с захватом заложников на Играх в Мюнхене – вот неполный перечень событий, явно или неявно влиявших на само Олимпийское движение и атмосферу Олимпиад, часто - отнюдь не мирную. К слову, никаких санкций за войны сверхдержавам до 80-го года никто тогда не предъявлял. Иначе бы Игры потеряли смысл.
Ну а сегодня политика и вовсе поглотила спорт. Допинг, как мировая дубина наказания неугодных, полное финансовое подчинение олимпийских органов власти США и транснациональным корпорациям, а с ними - телевизионная доминанта компании NBC сделали спорт оружием. Односторонние отстранения от Игр целых государств и спекуляции на национальной идентичности привели бы барона де Кубертена в ужас. Возможно. Но, в 36-ом он, «умасленный» нацистами, этого предпочел не замечать. Так что, круг попросту замкнулся.
Завершая краткий экскурс в историю, констатируем: политика не просто была частью Олимпийских Игр, но именно она и стала главной движущей силой олимпийского движения, перенеся все мирные виды противостояния двух систем на арены Игр. А затем в Олимпийские Игры, на фоне ужасающих убытков Монреаля-76, Сараево-84 и двух «куцых» Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе, пришел лукавый Дон Хуан-Антонио Самаранч-и-Торельо, а вместе с ним – и большой бизнес.