Найти тему
ИнКата

Как использовать дизайн мышления при разработке новых продуктов?

Оглавление

Дизайн мышления это методология которая предполагает поиск нестандартного решения существующих проблем, через пользовательский опыт. Чтобы создавать продукт, которым будут пользоваться, нужно учитывать интересы людей, для которых он разрабатывается.

Ключевые принципы дизайн мышления:

  • Погрузись в пользовательский опыт;
  • Мысли креативно;
  • Не загоняй себя в рамки.

Этапы дизайн мышления

Дизайн мышления включает в себя 5 этапов:
Этап 1: Эмпатия
Этап 2: Фокусировка
Этап 3: Идея
Этап 4: Прототипирование
Этап 5: Тестирование

Этапы дизайна мышления
Этапы дизайна мышления

Особенность методики дизайн мышления заключается в том, что в процессе прохождения всех этапов ваше мышление переключается с абстрактного на конкретное и наоборот. Весь процесс дизайн мышления можно разделить на две фазы:

  • Дивергентную;
  • Конвергентную.
Фазы дизайн мышления
Фазы дизайн мышления

Дивергентная фаза - способ поиска множественного решения одной проблемы, в то время как конвергентная фаза - это способ выбора из множества решений одного. Эти две фазы дополняют друг друга и позволяют вам принимать во внимание все возможные варианты решения проблемы, детализировано рассматривать каждое решение и комбинировать их между собой, что впоследствии способствует созданию нестандартного решения проблемы.

Эмпатия

-3

Эмпатия - первый этап дизайн мышления которые предполагает обширные исследования и изучения опыта пользователей. На этом этапе нам важно определить:

  • Нашу целевую аудиторию?
  • Какие у неё проблемы?
-4

Эмпатия - это сбор требований к будущему продукту, исходя из опыта пользователей. На этом этапе мы собираем “боли” наших потенциальных покупателей в интересующей нас сфере.

Фокусировка

-5

На этапе фокусировки происходит поиск общей проблемы. На этом этапе мы анализируем и систематизируем данные собранные на этапе эмпатии, чтобы сформировать проблемы и потребности наших пользователей, и выделить самую главную проблему рынка - то, чего не хватает большинству.

-6

Идея

-7

После того как мы смогли сформировать проблему и уже знаем, чего не хватает пользователям, начинается этап генерации идей. Чаще всего этот этап сопровождается “мозговым штурмом”. “Мозговой штурм” – это только одна из методик. Иногда, лучше генерировать идеи в одиночку, а потом собраться, чтобы обсудить их с командой.

На этапе генерации идей важно:

  • записывать ВСЕ идеи;
  • не ограничивать свое мышление.

После того как мы подобрали возможные варианты решения проблем на этапе генерации идей, нам нужно их рассмотреть и выбрать ту идею, которая будет удовлетворять не только запросам потребителей, но и нашим целям. Мы сужаем наш выбор до одной идеи, отсекая варианты требующие больших трудозатрат или нежизнеспособные варианты.

Прототипирование

-8

Этап прототипирования - это переход от слов к действиям. Прототипирование важный этап в разработке нового продукта. Быстрый прототип - лучший способ проверки выбранной вами идеи. В ходе этого этапа мы можем как подтвердить так и опровергнуть выбранную нами идею, и оба эти варианты являются хорошими. Так как в случае несоответствия прототипа ожиданиям пользователей, мы получаем от них обратную связь, которая помогает лучше разобраться в их потребностях и не тратить свои ресурсы на запуск бесполезного продукта.

Тестирование

-9

Последний этап дизайн-мышления - тестирование. На этом этапе мы тестируем наш прототип и выясняем его “слабые места”.

Один из принципов этапа тестирование: разработчик оказывается в выигрыше независимо от того, на какой этап придётся вернуться после тестирования прототипа.

Возврат к предыдущим этапам дизайн-мышления - это нормально. Весь процесс выстроен таким образом, что мы можем вернуться в любое время на любой этап, и начать работу заново.

Пример применения дизайн мышления при разработке нового продукта

Чтобы показать, как работает дизайн мышления при разработке новых продуктов мы расскажем вам о своем опыте на примере проекта Rodent detector. Начнем с того, что же это за проект. Rodent detector - это счетчик, который фиксирует прохождение через него грызунов и отправляет отчет на сервер.

В пищевой индустрии грызуны и насекомые наносят вред, как бизнесу, так и конечному потребителю. Поэтому деятельность связанная с этой отраслью контролируется санитарными станциями и регламентируется рядом документов.

В зависимости от типа бизнеса санитарные нормы варьируются, но в общем остается то, что при достижении нормативного предела по количеству вредителей в помещении, вы обязаны вызывать специальные службы по устранению вредителей. В EnCata обратился заказчик с болью: ему нужно было устройство которое способно без летального исхода для вредителей, определять "оптимальное" время для вызова служб, чтобы не рисковать здоровьем людей и при этом вызывать службы когда в этом есть необходимость, что, в том числе, могло бы снизить его расходы на ликвидацию вредителей.

Эмпатия

Первым этапом было определение наших потенциальных клиентов:

  • Кафе и рестораны;
  • Столовые;
  • Заводы пищевой промышленности;
  • Склады с продуктами.

Общая боль наших потенциальных клиентов - нелетальный подсчет количества вредителей в своих помещениях с минимальными трудозатратами.

Фокусировка

Отобранные на этапе эмпатии потенциальные клиенты были сгруппированы по общему признаку - площадь помещения, и выделено два направления:

  1. Малые помещения - кафе, рестораны, столовые (в этим местах следы жизнедеятельности грызунов достаточно быстро можно заметить самостоятельно, так как каждый уголок помещения посещается как минимум раз в день);
  2. Большие помещения - заводы и склады (в этим местах следы жизнедеятельности грызунов можно не замечать месяцами, так как присутствуют труднодоступные и малопосещаемые места).

Собрав информацию об обоих направления и выделив их особенности, мы сформировали три важных требования, которые будут учитываться при создании решения:

  • Связь в разнотипных помещениях и простоту развертывания ловушек в помещении, а также их сворачивание и обслуживание;
  • Автономность работы в 1 год или более;
  • Не летальный метод детектирования, который будет эффективен по энергопотреблению и определению грызунов.

Идея

На этапе Идеи мы сформировали общий концепт будущего устройства, которое должно было включать в себя три основных компонента:

  • Датчик для детектирования грызунов;
  • Корпус, через который грызун будет проходить;
  • Связь, по которой сигнал о прохождении грызуна через ловушку будет передаваться на облачное хранилище.

На этапе генерации идей мы рассмотрели следующие варианты детектирования грызунов:

  1. Ультразвуковой;
  2. Оптический;
  3. Радарный;
  4. Емкостной.

При рассмотрении характеристик каждого из предложенных выше датчиков мы исключили варианты 1, 2 и 3 так как они не способны обеспечить желаемое время автономной работы ловушки в 1 год или более из-за собственного потребления тока.

Следовательно, для детектирования грызунов мы выбрали емкостной датчик, потребляемая энергия которого составляет всего 3 мкА, что составляет приблизительно 1 год автономной работы нашего устройства.

При проработке типов связи для передачи сигнала на облачное хранилище были рассмотрены два варианта связи:

  1. NB IoT;
  2. LoRaWAN.

Предпочтение было отдано первому варианту (NB IoT) так как он был проще в реализации и подразумевался как быстрый способ проверки выбранной концепции.

Прототипирование

На этапе прототипирования мы проверяли рабочая ли наша концепция (отслеживание и фиксирование сигнала), поэтому наш первый прототип представлял собой обычную картонную коробку и сеть из проводов (чувствительная область) расположенных на дне коробки и подключенных к емкостному датчику.

Тестирование

На этапе тестирования мы проверяли работу датчика, для этого мы поместили в наш прототип домашнего хомячка (ни одно животное в ходе экспериментов не пострадало):

-10

Этапы прототипирования и тестирования тесно связаны друг с другом. После первых тестов, мы неоднократно возвращались на этап прототипирования, вносили корректировки в наш прототип и вновь испытывали его. В итоге получилось 3 итераций прототипирования в результате которых мы получили первый прототип готовый к тестам в “полевых условиях”.

Первый функциональный прототип
Первый функциональный прототип

Заключение

Дизайн мышления можно применять при разработке новых продуктов как инструмент поиска нестандартных решений ваших проблем, в процессе которого вы и ваша команда будете развивать свое творческое мышление.