«Челюскин» поистине удивительный пароход. За его недолгую жизнь вокруг него произошло множество невероятных событий. Одно из последних – совместный ледовый дрейф с пароходами "Свердловск" и "Лейтенант Шмидт" в октябре 1933 года, когда три судна, зажатые сплошным льдом, неоднократно расходились на десятки миль, сходились, обгоняли друг друга, затем отставали. Продолжительное время «Челюскин» опережал два парохода, но потом все же проиграл в этой гонке. В результате "Свердловск" и "Лейтенант Шмидт" вырвались из льдов в Тихий океан, а «Челюскин» нет. Всё это время все три судна не могли действовать самостоятельно, таким сложным способом их носили ледяные поля.
Впервые эти незаурядные события описала газета с честным названием «Правда» в статье «В воротах Арктики» 16 марта 1934 г. Ситуация на тот день была следующая. К этому времени челюскинцы уже больше месяца сидели в ледовом лагере посреди моря, их запас продуктов уменьшился наполовину. Ляпидевский уже эвакуировал женщин и детей, но в следующем рейсе его самолет исчез. На 16 марта, а точнее на 15-го марта, когда писалась заметка, никто на свете не знал, что случилось самолетом, где он упал, и живы ли летчики. На всем чукотском побережье на сотни километров вокруг не было ни одного исправного самолета. Спасать челюскинцев было нечем, и, похоже никто не представлял, что же делать. Леваневский и Слепнев находились где-то между Чикаго и Ванкувером, группа Каманина собирала самолеты на побережье чуть севернее Камчатки, все за тысячи километров от нужного места.
В это время «Правда» решила рассказать о событиях, произошедших к тому времени уже полгода назад. Я кратко перескажу статью, с небольшими цитатами. А так же с картами и схемами, для наглядности. Газета их не делала, а я сделаю. «Правда» начинает поистине эпически:
«Во второй половине сентября прошлого года на протяжении 150 миль от Берингова пролива собралось 8 советских судов. Впереди, в самых воротах Арктики, между мысом Дежнева и островами Диомида, находилась только-что вышедшая из льдов самая большая группа судов, состоящая из 4 пароходов, проводимых ледоколом "Литке".
"Свердловск" и "Лейтенант Шмидт", вышедшие самостоятельно, оказались в это время в районе мыса Джинретлен, в 120 милях от Дежнева, и, наконец, последним на этом участке пути был ледокольный пароход "Челюскин", подошедший к острову Колючин.
Суда были застигнуты жесточайшим штормом, который в течение нескольких часов забил льдом широкое пространство вдоль всего берега от Дежнева до острова Колючина и дальше на запад. "Челюскин", "Свердловск", "Лейтенант Шмидт" были зажаты битым льдом и остановились. "Лидтке" в это время оказывал помощь судам, уже выведенным из Ледовитого океана, но не имевшим сил бороться с жестоким штормом. Шторм продолжался 17 суток почти без перерыва. Низкая температура сковала в одно сплошное торосистое поле битый лед вокруг пароходов».
Я прерву поток этой лирики и начну делать отметки на карте.
Оставим на совести журналистов рассказы про непрекращающийся 17 дней шторм, из позднейших свидетельств мы знаем, что вторую половину сентября и первую неделю октября суда стояли совершенно спокойно.
5 октября льды пришли в движение, рядом «Челюскиным» появилась трещина, команда парохода героически ее расширила, судно продвинулось несколько миль на север, покинуло спокойный залив и вступило в полосу движущегося льда. И помчалось на нем в сторону Берингова пролива, - так рассказывает газета «Правда».
«… несомый дрейфующим льдом "Челюскин" прошел в 6—8 милях от вмерзших в лед у мыса Джинретлен "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта". Корабль медленно продвигался вперед, и когда он был вблизи мыса Сердце-Камень…».
Ничего себе «медленно продвигался»! За несколько дней «Челюскин» пролетел порядка 150 км, мимо неподвижно стоящих во льду «Свердловска» и «Лейтенанта Шмидта». (Отто Шмидт писал позже: «Мы отлично видели их огни»). «Правда» даты не указывает, но когда «Челюскин» достиг мыса Сердце камень, то тут «…юго-западными ветрами понесло вдоль берега и весь ледовый припай вместе с вмерзшими в него "Свердловском" и "Лейтенантом Шмидтом". Рисуем новую схему.
И отмечаем для себя, что раньше «Челюскин» отставал от двух пароходов на 55 км, теперь, спустя несколько дней опережает на 90 км. Но два парохода двинулись вслед за ним. На помощь всем судам из Берингова пролива отправился ледокол «Литке».
«11 октября "Литке" достиг мыса Икигур, будучи всего в 12 милях от "Челюскина".
Икигур – это на самом деле Инкигур, следующий большой мыс после Сердце-камень. 12 миль, это около 20 км. Из даты "11 октября" замечаем, что на преодоление 150 км у «Челюскина» ушло менее 5 дней, он двигался со скоростью 30 км/сут. Но ледовая обстановка начала портиться и «Литке» повернул обратно. Так говорит «Правда». «Челюскин» в районе Сердце-камня надолго застрял неподвижно, а "Свердловск" и "Лейтенант Шмидт" продолжили движение, опередили «Челюскина» «и оказались в расстоянии 50—55 миль от берега». Это 80 км от берега и это положение примерно на 20 октября. Рисуем следующую схему.
Мы опять видим довольно скоростное перемещение льда на десятки километров за несколько дней при полной неподвижности других участков. «Челюскин» у Сердца-камня застрял надолго и медленно описывал там петлю в спокойном поле. А у "Свердловска" и "Лейтенанта Шмидта" начались драматические события. На них накатил ледовый вал, суда выжало наверх и сильно накренило.
"Шмидт" — примерно на 20 градусов, "Свердловск" — на 30. Чтобы представить силу и мощность льда, легко выжавшего и накренившего пароходы, заметим, что водоизмещение "Свердловска" — около 6 тыс. тонн.
Положение было чрезвычайно серьезным, но никто не проявил ни малейшего уныния, паники или растерянности —ни моряки, ни даже пассажиры, работники различных советских организаций на Севере и их семьи. Наоборот, тяжелое, опасное положение вызвало необыкновенный прилив энергии в проведении всех мероприятий, предпринятых капитанами для предохранения судов от дальнейшего сжатия и гибели.
Команды пытались подорвать лед, чтобы избежать гибели. Позже сжатие прекратилось и оба парохода встали на ровный киль и их понесло в Берингов пролив. Туда же льды направили и «Челюскина».
Причем "Челюскин" поначалу по-прежнему опережал караван из двух пароходов, но они его стремительно нагоняли. Обогнали уже совсем на подходе к Берингову проливу. Слово "Правде":
"Вблизи Уэллена, милях в 15 от берега, пароходы шли вдоль края льдины, сковавшей пароход "Челюскин", и отчетливо различая его отличительные огни. Учитывая более благоприятное ледовое положение под американскими берегами, капитаны Мелехов и Снежко взяли затем курс прямо на восток и через сутки, 2 ноября, благополучно вошли в бухту Провидения"
Если придерживаться строгих фактов, то «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт» 1 ноября вышли из льдов на чистую воду. «Челюскин» двигался позади них и к кромке воды приблизился 4 ноября. Однако он выйти из льдов не смог и его спустя два дня понесло обратно в Чукотское море.
Оставляю специалистам по морским течениям и дрейфу решать, насколько такая обстановка с круговертью судов характера для Чукотского моря. А я свои дилетантские и безответственные предположения выскажу в следующий раз.
Все статьи микроцикла о приключениях "Челюскина" см. ниже
Первая часть - Почему "Челюскин" провалил свою транспортную задачу. К юбилею экспедиции - находится здесь...
Вторая часть - Как Шмидт поменял план знаменитой экспедиции - здесь
Третья часть - Какие решения принял О. Шмидт после посещения острова Врангеля - здесь
Четвертая часть - Мог ли "Челюскин" выполнить задачу.
А в Москве сейчас с 30 августа по 3 сентября в Экспоцентре проходит книжная ярмарка и там на стенде издательства Паулсен можно найти мою книгу "В тени первых героев. Белые пятна челюскинской эпопеи"