Найти тему
Павел Машкин

Мог ли «Челюскин» выполнить задачу

В данном случае я имею ввиду главную задачу - пройти Северный морской путь за одну навигацию? Сыграть порученную ему пропагандистскую роль, потом что от выполнения грузового задания Шмидт в середине сентября отказался, посчитав его менее значимым. Может быть решение принял не О.Ю. Шмидт, а его начальник, для ответа на вопрос это совершенно неважно.

Я не рассматриваю вопрос, мог ли пароход не утонуть. У руководства экспедиции для этого существовало несколько вариантов на выбор. Оно могло 16 сентября поставить судно на зимовку у мыса Северного, а с началом следующего теплого сезона все-таки довезти груз до острова Врангеля. Позже судьба подарила еще один шанс, вместе с замерзающими льдами затолкав обездвиженный «Челюскин» в Колючинский залив южнее острова Колючин. Это случилось 23 сентября, и там он мог простоять до лета.

Например, в XIX веке экспедиция Норденшельда на судне «Вега» застряла именно здесь и примерно в это же время - 26 сентября 1878 года и провела неподвижно девять месяцев в зимовке по 15 июля 1879 года, после чего продолжила свое плавание.

Карта экспедиции Норденшельда с зимовкой в Колючинской губе
Карта экспедиции Норденшельда с зимовкой в Колючинской губе

Вот и «Челюскин» спокойно стоял больше месяца, пока, вдруг, 5 октября, во время подвижки льдов экипаж не предпринял серьезные усилия, чтобы вытащить пароход из тихого залива в подвижную дрейфующую зону, вручив свою судьбу на милость стихий. Потому что пройти путь «за одну навигацию» для руководства было важнее безопасности. Строго говоря, и навигация-то уже закончилось, ведь море замерзло? Может по нему и можно передвигаться, но точно не водить корабли, иначе само понятие сезонной навигации теряет всякий смысл. Так что никакой проблемы «за одну навигацию» в октябре уже не стояло, и эта цель в реальности была провалена. Да и можно ли считать, что транспорт прошел путь «за одну навигацию», если никакого груза он никуда не доставил? В чем тогда его отличие от яхты? И что именно он доказал? Пропаганда часто бывает сильнее здравого смысла, но рассматривая ситуацию объективно, мы неизбежно понимаем, что в октябре про «одну навигацию» можно уже не вспоминать.

А когда задача была решаема? Когда и откуда можно было успеть попасть в Берингов пролив до ледостава? Ответ совершенно ясен – 11 сентября ледокол «Литке» находился у мыса Северного во главе каравана из трех судов: «Монгол», «Урицкий», «Микоян». Все суда, несмотря на плохое техническое состояние, вышли в Тихий океан к вечеру 18 сентября, попутно прихватив на буксир еще и аварийных пароход «Красный партизан», стоявший в Ванкареме. Если бы «Челюскин» присоединился к каравану, то вне всякого сомнения, за пройти «за одну навигацию» он бы сумел. Таким образом, разница между катастрофой и успехом составляла менее 6 суток. Но когда «Челюскин» входил в Чукотское море, караван «Литке» был уже на другом его конце, у восточного края.

Между 11 и 16 сентября через пролив Лонга мимо мыса Северного прошли еще два парохода – «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт». Они тоже вышли в Берингов пролив на чистую воду в этом же сезоне, хотя и значительно позже, 1 ноября. Их результат во многом случаен, зависел от удачи, стечения обстоятельств, они подвергались серьёзному риску, но, если смотреть на результат с позиции «послезнания», то будь «Челюскин» рядом с ними, то и его бы вынесло в Тихий океан. Таким образом, к успеху «Челюскин» опоздал буквально на считанные дни.

Пароходы "Свердловск" и "Лейтенант Шмидт" оказались зажаты в льдах в тот же день, что и «Челюскин», 23 сентября. Но немного далее к востоку, примерно километров на 55, остановившись у мыса Джентретлен. Место для зимней стоянки было более опасным, чем у «Челюскина», но, когда в октябре льды пришли в движение, именно эта разница в конечном счете позволила им вырваться. Такую удачу нельзя было брать в расчет, но зато, в случае выигрыша, можно было трубить о грандиозном успехе.

Положение судов в районе Чукотского моря на 23 сентября 1933 г.
Положение судов в районе Чукотского моря на 23 сентября 1933 г.

Итак, если бы «Челюскин» вышел в свой поход не 10 августа, а немного пораньше, если бы бродил по Карскому морю не 19 дней, а чуть меньше… Если бы не проводил парад у мыса Челюскин, простояв там почти сутки… не останавливался для гидрографических исследований в море Лаптевых… не выписывал два дня зигзаги в «белом пятне» Восточно-Сибирского моря. В общем, сэкономив только 2-3 дня и точно также наплевав на транспортную задачу, как в реальности, и точно так же уповая на везение в дрейфующих льдах, руководство экспедиции вполне могло сорвать джек-пот. Однако… «не повезло».

В следующей статье я рассматриваю приключения пароходов "Свердловск" и "Лейтенант Шмидт"

Первая часть - Почему "Челюскин" провалил свою транспортную задачу. К юбилею экспедиции - находится здесь...

Вторая часть - Как Шмидт поменял план знаменитой экспедиции - здесь

Третья часть - Какие решения принял О. Шмидт после посещения острова Врангеля - здесь

А мою книгу "В тени первых героев. Белые пятна челюскинской эпопеи" - о спасении челюскинцев можно найти на сайте издательства "Паулсен"