Имя Дубинского для меня в связи с Крымом прежде неизвестное, а потому интересное. Нашла в широкодоступных источниках упоминание о том, что архитектор работал в Крыму – Евпатории, Гурзуфе и Симеизе, откуда в 1920 году эмигрировал сначала в Константинополь, а позже – во Францию. Именно во Франции в русскоязычной газете эмигрантов «Возрождение» в июне 1930 года и выходит довольно большая статья С. Маковского об этом мастере. Автор, оказывается, был лично знаком с архитектором, и статья на самом деле была своеобразным подарком к 25-летию деятельности Дубинского.
Санкт-Петербург
Начало профессиональной деятельности ученика Леонтия Бенуа было связано с публикацией в популярных специализированных журналах разнообразных проектов, разработанных Михаилом Хаимовичем. Начинал он с того, что сейчас называем «дизайном интерьеров», а позже перешёл к проектированию монументальных зданий. В конце XIX- начале XX века были очень популярны архитектурные конкурсы, на которые разные авторы в независимости от их опыта и портфолио могли представлять свои видения различных зданий и сооружений.
Дубинский активно участвовал в этой движухе и, пожалуй, вершиной его активности в этом направлении стал дворец, предназначенный для постройки в районе Тучкова моста – т. н. Тучковом Буяне. На самом деле это был не просто дворец, а выставочный комплекс плюс дворец конгрессов плюс пантеон имени Петра I. Более того, выставочная площадка должна была включать и испытательную лабораторию для новых экспонатов, что само по себе примечательно и удивительно. Этот проект был представлен под девизом «Синий квадрат» в виде ансамбля зданий, решенных в русском стиле. Не удивительно, что комплексность подхода в сочетании с русским настроением позволили Дубинскому взять первую премию. Впоследствии проект многократно дорабатывался и перерабатывался с учетом существующих зданий на указанной территории. Об этом можно прочитать здесь. Увы, проект так и не был реализован, потому что Первая Мировая положила конец многим подобным грандиозным проектам.
Крым, Евпатория
Вторым крупным успехом у Дубинского стал проект Мойнакского курорта имени цесаревича Алексея. Автор в 1916 г. получил на конкурсе первую премию. Предложение от Дубинского поражало масштабами: общая площадь грязелечебного комплекса должна была составить 40 тысяч кв. м – крупнейший в Европе! Автор опять же подошел системно и комплексно: в состав курорта входили грязелечебница, гостиница, курзал, церковь, озёрная и морская купальни, институт физических методов лечения – модная тогда тема, реализованная до конца только в Севастополе.
Я даже стесняюсь вам назвать цифру, которой описывалась площадь проектируемого парка. Прокрутите в уме, сколько бы вы могли земель отвести под парк на курорте? Дубинский определил площадь в миллион!!! миллион квадратных метров! Миллион, конечно, поражает воображение, но в переводе в км это не так уж и много – всего 1 квадратный километр)) То есть под парк отвёл площадку со сторонами 1 км х 1 км.
И опять, увы, проект так и не был никогда воплощен в реальности.
Крым, Гурзуф
Автор статьи говорит о том, что Дубинский, выехав в Евпаторию для проектирования курорта, параллельно сделал кое-что и для Гурзуфа. Это тоже был грандиозный проект, который подразумевал занятие территории вдоль береговой линии. На протяжении 1 км террасами к морю должны были спускаться здания большого и малого отелей, курзала, казино. Предусмотрены были фонтаны и боскеты. О судьбе этого проекта можете догадаться сами.
Крым, иные проекты
Я не знаю, что так вдохновляло архитектора, но пребывая в Крыму, он параллельно работает над проектами курортов Лимены, «Новый Крым» у мыса св. Троицы, «Гюзель» в Кикинеизе и «Киль-Бурун» у Симферополя.
Помимо архитектурных проектов Дубинский договаривается с местными властями об основании художественной академии и… и тут наступает 1917 год со всеми своими потрясениями, которые кладут конец всем курортам и проектам.
Париж
До 1920 года Михаил Хаимович остаётся в Крыму, откуда эмигрирует в Константинополь, а потом и в Париж. В столице Франции он продолжает свою деятельность, не остается без внимания и получает заказ на проектирование застройки целого квартала! Но что-то подсказывает мне, что и этот проект не был воплощен в жизнь.
Дубинский, будучи архитектором, был еще и художником: достаточно взглянуть на его великолепные эскизы к проектам! Его работы были однажды выставлены в «Салоне Лестницы» на Елисейских полях. По своей сути это были цветные эстампы в технологии монотипии, когда можно было изготовить только один отпечаток. На этих работах можно было увидеть колоритные улочки Стамбула, Константинополя, но Крыма на них не было… Зато остались вот такие проекты дач и вилл, вероятно, предназначенных для Крыма.
Источники:
- Журнал "Строитель", 1905
- Журнал "Зодчий", 1912
- Газета "Возрождение", 1930
- https://archi.ru