А, вот, дальше, происходит интересная история. В мемуарах П.И.Батова наблюдается частичная «амнезия». Генерал срочно забывает, что он вступил в командование опергруппой еще неделю назад.
Он пишет (видимо, забыв, что именно он командует этими самыми войсками):
«Но где же другие войска? Штарм утверждал, что они «на подходе». Оба моих офицера искали их на дорогах, ведущих на север от Симферополя. Поздно ночью на наш КП в Армянске примчался подполковник И. И. Федяшев. Едва выскочив из машины, он доложил, что к Будановке подходит один полк из 172-й дивизии (командиром этого полка в то время был майор П. М. Ерофеев, а комиссаром — батальонный комиссар В. М. Гнездилов)».
Далее он пишет:«Ерофееву пришлось вести свой полк днем. Трижды подвергался нападению немецких самолетов «на этом чертовом футбольном поле». Были жертвы, но, в общем, полк боеспособен. (Если полк первого эшелона 172-й дивизии в ночь на 26 сентября уже был под Перекопом, то второй эшелон только 27 числа получил приказ грузиться в поезд со станции Симферополь и прибыл к району боев лишь вечером 28 сентября, то есть тогда, когда наш контрудар фактически захлебнулся.) С полком прибыл начальник штаба дивизии майор Иван Андреевич Жуковин. Комдив должен был приехать только к утру» [1]
По данным П.И.Батова получается, что полк майора Ерофеева[2] весь день (по логике, 25 числа) шел пешком из Симферополя, и к ночи прибыл на Перекоп. Эти данные вроде бы подтверждаются мемуарами бывшего командира 172 СД[3] И.А.Ласкина: «Оборона на Перекопе стала терять свою устойчивость. В этой обстановке командующий армией решил создать оперативную группу в составе 271-й, 172-й стрелковых и 42-й кавалерийской дивизий под командованием генерала П. И. Батова и этими силами 26 сентября нанести контрудар по прорвавшемуся противнику. Но 172-я дивизия все еще находилась в районе юго-западнее Симферополя, а 271-я — в Евпатории, на удалении свыше 100 километров от перешейка. Их пришлось спешно выдвигать к линии фронта своим ходом и по железной дороге. К утру 26 сентября к Перекопу смогли подойти только головные стрелковые полки этих соединений» [4]
Мемуары солидные, оба автора являются участниками обороны Крыма, создается устойчивая историческая традиция описания событий, проверить которую достаточно сложно. Документы оперативной группы почти не сохранились (удалось выявить лишь 12 документов). Генерал-майор П.В.Черняев, командир 156-й СД погиб в 1942 году, полковник И.Торопцев, командир 3-й мотострелковой крымской дивизии народного ополчения покончил собой в том же 1942-м. Не оставил воспоминаний и начальник штаба 3-й КДНО майор И.А.Жуковин, погибший в тех сентябрьских боях.
На основе «солидных» мемуаров выстраивается вроде бы стройная система: «группа П.И.Батова» создается только тогда, когда оборона на Перекопе начала терять устойчивость, ее войска раскиданы по всему Крыму, требуется время, чтобы собрать все части в кулак, из-за нехватки времени части опаздывают. Но тезисы, изложенные в мемуарах П.И.Батова и И.А.Ласкина полностью не соответствуют немногочисленным сохранившимся документам 51-й армии.
Стоит отметить «оперативная группа генерал-лейтенанта П.И.Батова» была создана за неделю до начала штурма Перекопа. Она была создана приказом командующего 51-й армией № 010 от 15.09. 1941г.
В связи с этим, вызывает удивление тот факт, что командующий оперативной группой не знает, где находятся его войска. Сложно предположить, что П.И.Батов, являясь командующим оперативной группой, не знал об этом, так же как сложно предположить, что он, занимая высокий пост в вооруженных силах СССР, не имел доступа к документам, и не смог восстановить реальный ход событий при написании мемуаров. Налицо намеренная дезинформация.
Расположение частей было совсем не таким, как пишут авторы «официальных мемуаров». Расстановка частей опергруппы дана в Приказе № 010, текст которого приводился ранее. Можно конечно утверждать, что положения приказа выполнены не были, но документы противника говорят об обратном. По данным немецкой разведки советские части находились там, где им и надлежало стоять в соответствии с положениями приказа, что и подтверждается показаниями пленных и перебежчиков.
Для чего понадобилась эта… дезинформация?
В 3-ю МСД НО и 271-ю СД приказ о начале переброски войск поступил только утром 26 числа. Опоздание с выдачей приказа в войска явилось роковым. 3-й мотострелковый полк (будущий 383СП П.М.Ерофеева) располагался в районе Айбары, вместе с 1-м артполком дивизии. При этом, командующим 51-й армией было приказано стрелковым частям дивизии находиться на машинах в готовности. 383 СП, являясь моторизованным, двигался отнюдь не пешим маршем, но попал под удар немецкой авиации, потеряв 26 грузовиков (по немецким данным цифра втрое больше).
3-й полк 3-й моторизованной Крымской дивизии народного ополчения, был моторизованным. Его переброска для контрудара, казалось, не представляет труда. А, вот дальше, происходит то, чего советское командование предусмотреть не могло. Для прикрытия переброски этого полка были выделены истребители двух авиаполков, но…
Советская армейская авиация не смогла прикрыть переброску, и понесла тяжелейшие потери. Немецкая авиационная группа I./KG27 11 самолетами Не-111 нанесла удар по советской колонне в составе 60-80 грузовиков. Остальные авиагруппы наносили удары по железной дороге и аэродромам. По немецким данным, в воздушных боях немецкие истребители из I./JG77 сбили 27 (!) советских самолетов (и потери в составе двух советских авиаполков прослеживаются). Из них 9 самолетов потерял 182-й ИАП, базировавшийся на аэродром Ишунь, прикрывавший движение 3-го моторизованного полка.
В воздушных боях по донесениям 51 армии, кроме того, отмечены потери в 247 ИАП (два истребителя) и эскадрилье 507-го бап (Пе-2). Большие потери понес 1-й истребительный авиаполк (по количеству потерянных самолетов есть разночтения: от 2 до 5 ) 4 самолета потерял 21-й ДБАП (самолеты аварийно сели на своей территории, погибли два стрелка). Фрайдорфская группа в этот день наносила удар всего одной группой, и ее потери не отмечены.
По отчету немецкого 4-го авиакорпуса, его авиация совершила 256 вылетов. Противник разбросал с самолетов и агитационными снарядами вдоль передовой 130 тыс. листовок. Противник потерял 3 самолета Не-111, но при этом, были разбиты грузовики, перебрасывавшие советскую пехоту для контратаки[5].
Немецкий авиакорпус кроме трех Не-111 потерял 3 истребителя, еще два самолета получили повреждения при посадке.
Несмотря на потери. 3-я Крымская дивизия из состава опергруппы П.И.Батова атаковала на левом фланге, пытаясь отбросить противника за вал.
Контратаковать «опергруппа» должна была силами 3-го моторизованного и 5-го танкового полка. Но, по факту, танкисты пошли в атаку без пехоты. Атаковал 5-й танковый полк, и атаковал он не в направлении Армянска, а западнее, в направлении д. Кула. Судя по сводкам потерь, в этот день атаковал только он. Подтверждают эти данные и воспоминания бывшего командира 5-го танкового полка майора С.П.Баранова, который указывал, что атаковали один танковый и один мотострелковый батальон из состава полка, без поддержки пехоты[6]. Атака шла на левом (западном) фланге, в полосе наступления немецкой 73-й пд.
На тот момент в 5-м полку майора С.П.Баранова числилось 10 танков Т-34, 16 бронемашин Ба-10, 35 шт. легких танков, три пулеметных броневика и 450 человек пехоты (на грузовиках).
Из журнала боевых действий немецкой 73-й ПД: «Одновременно из Кулы был нанесен танковый удар для прикрытия отступления противника. Все связи полка (имеется в виду 213-й ПП) были нарушены. Для перестроения боевых порядков и смены измотанного полка времени не было. … «Авиационная разведка показала, что противник подтягивает свежие резервы, танки находятся в боеготовности. В 12,15 Кула (Волошино) была замечена группировка противника. Все слабые контрудары противника до обеда были отражены. В обед последовал удар, в районе Будановки, поддерживаемый танками, включая средние Т-34 сопровождаемые авиацией противника. Совместным ударом «Штук» и противотанковых частей были подбиты 30 танков. Авиация противника в течение дня наносила удары. Командир 213-го полка подполковник Хицфельд сумел организовать свои силы и продолжить удар в районе Армянска. В 13 часов достигнут прорыв. …Потери 73-й дивизии за 3 дня 42 офицера, 256 унтер-офицеров 1287 человек. Погода: Легкий дождь» [7]
Немцам удалось стабилизировать положение, введя в бой на участке 73 ПД штурмовые орудия и противотанковые 47-мм самоходки «Лейбштандарта», и, передав обратно в 73-ю ПД пионерный батальон «Лейбшатандарта» и передав для поддержки дивизии всю артиллерию этой бригады СС. Несмотря на все неудачи советских частей, на этом участке противник был вынужден использовать «Лайбштандарт» совсем не так, как он планировал ранее.
На правом (восточном) фланге ситуация тоже была сложной. П.И.Батов утверждает, что 26.09.41г. 3-й (383-й) полк майора Ерофеева участвует в атаке на Щемиловку (южная часть д. Перекоп), в ходе которой погибли комиссар полка В.М.Гнездилов и начальник штаба дивизии майор И.А.Жуковин. В реальности, в направлении Щемиловки была атака 442-го стрелкового полка 106-й сд и противотанкового дивизиона.
Во всех документах четко и ясно указано, что начальник штаба 3-й Крымской дивизии дивизии Жуковин Иван Андреевич погиб 27-го сентября 1941года (т.е на следующий день) в районе Будановки (т.е. совсем другом месте), указаны обстоятельства гибели «Сгорел в бронемашине».
То же касается и даты гибели В.М.Гнездилова: он погиб в той же атаке под Будановкой 27.09, данные по нему есть в ОБД «Мемориал». В этот же день, в этом же районе погиб генерал-майор Борзилов Семен Васильевич, начальник бронетанковых войск 51-й армии, пропал без вести майор Зайцев, (зам командира 3-й КДНО), и.т.д. Это означает, что полк участвовал в боевых действиях на сути позже, а 26.09 вел бой только танковый полк. В составе дивизии есть потери за 26 сентября, но они относятся только к 5-му танковому полку, 1-му артполку и батальону связи.
Подтверждает эти данные и противник. Атака на Щемиловку по данным П.И.Батова оказалась успешной. В результате этого контрудара вроде бы как, удалось деблокировать остатки 417-го полка, и захватить небольшой участок Турецкого вала до старой крепости.
Противник (46-я ПД) подтверждает, что в результате атаки, советским частям удалось, двигаясь вдоль берега Сиваша, достичь на узком участке Турецкого вала. Правда, конечный итог боевых действий они указывают иной.
Из журнала боевых действий немецкой 46-й ПД: «Дивизия, около 15 часов, отразив сильный контрудар противника, вместе с приданными частями перешла в наступление. Сопротивление противника было сломлено и части дивизии (42-й пехотный полк) захватили Армянск». Армянск в результате введения в бой советских батальонов был отбит, но, затем, противник ввел в бой 1 и 3 батальоны «Лейбштандарта», и советские части вновь отошли.
По немецким данным, к концу дня в руках советских войск оставалась юго-восточная окраина Армянска и хутор Буляк (южнее Армянска) [8].
По документам 46-й ПД в ходе боев на Перекопе дивизией в этот день захвачены: «7 офицеров, 1625 рядовых и унтер-офицеров, 14 танков, 17 орудий, 10 противотанковых пушек, 2 зенитных пушки, 25 станковых пулеметов, 24 ручных пулемета».
Потери немецких войск по данным 54-го корпуса за 26.09:
46-я ПД
Убитыми: 2 офицера 41 человек, ранено 3 офицера 128 человек. Пропал без вести 1 человек.
73-я ПД
Убитыми: 1 офицер 13 человек, ранено 2 офицера 154 человек. Пропал без вести 1 человек.
В артиллерийских частях ранено 3 человека. У «Лейбштандарта» 8 убитых, 48 раненых
Потери 73-й дивизии за 3 дня: 42 офицера, 256 унтер-офицеров 1287 человек.
Потери 46-й ПД за три дня: 37 офицеров, 187 унтер-офицеров, 1636 человек.
Немецкое наступление развивалось успешно, но в этот день поступил приказ о переброске «Лейбштандарта» на другой участок фронта.
[1] Батов П.И. «Перекоп» Симферополь изд. «Крым» 1970г. стр. 90
[2] 2-й моторизованный полк 3-й МСД народного ополчения, ставший впоследствии 383 СП 172-й СД
[3] До получения этого номера дивизия называлась 3 мотострелковой дивизией народного ополчения.
[4] Ласкин И.А. «На пути к перелому» М. Воениздат, 1977 Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
[5] NARA Rol. Т312-362 11АОК fr.0353
[6] Баранов С.П.Доклад на военно-научной конференции 1961-го года. Материалы конференции т.55 стр 87. Архив НМГООС. Фотокопия Архив автора.
[7] NARA Rol. Т315-1063 73 ID fr.1080
[8] NARA Rol. Т315-1063 73 ID fr.1079