На днях попал мне в руки детский детектив из числа тех, что я читала еще в подростковом возрасте. Я детскую литературу очень уважаю, отношусь к ней без снобизма и многое с удовольствием перечитываю или открываю для себя только сейчас. Вот и решила обратиться к жанру, который когда-то неизменно улучшал мне настроение. Но "не сегодня".
Так вот, детектив был про тайну острова сокровищ авторства Энид Блайтон. По сюжету два брата и сестра приезжают к своим дяде с тетей, знакомятся с кузиной, а дальше приключения.
Что же меня возмутило?
А возмутило меня поведение той самой кузины Джорджины.
Дело в том, что девочка прямо пышет яростным махровым женоненавистничеством. И это подается как ее интересная, забавная особенность (напоминаю, что автор - женщина, если что), которая сочетается с другими столь же "очаровательными" странностями. Например, с тем, что юная леди считает себя выше всяких там детей рыбаков и прочей деревенщины. Что не мешает ей пользоваться услугами одного из таких детей, но мешает хотя бы попытаться вписаться в социум. Общение с окружающими у нее выражается только в том, что они просят Джорджину отвезти их на ее остров, а она всем высокомерно отказывает, наслаждаясь ощущением своей избранности.
Но вернемся к мизогинии. Начать с того, что на Джорджину героиня не отзывается. Плебеи должны звать ее исключительно Джордж. И это, допустим, еще можно списать на защиту личных границ. Равно как и в стремлении девочки одеваться в брюки и коротко стричься нет ничего плохого. Ужасна мотивация делать это.
Джорджина считает, что девочки - дуры, которые занимаются тупыми делами. Вот прямо все дуры, кроме нее. И все дела у них тупые - куклы, готовка, наряды. Все это, разумеется, по умолчанию второстортно, куколки там какие-то. То ли дело залезть на дерево, грохнуться и разбить голову - вот это занятие для настоящих людей. Про женщин-ученых, женщин-исследовательниц, женщин-врачей, девочка слыхом не слыхивала, ибо живет, очевидно, в диком лесу с информационным вакуумом. Или, как вариант, там живет автор. Я понимаю, что книга была написана в середине XX века, но уже тогда находились отважные женщины, которые проявляли себя во всех сферах.
Правда, еду, которую готовит ее мама (видимо, такая же дура, только взрослая), Джорджина исправно поглощает, но приготовление ее порицает. Про подобное поведение героиня другого произведения спросила: "У вас ее кусок поперек горла не становится"?
Самое гадкое начинается, когда Джорджина сталкивается с двоюродной сестрой - девочкой традиционно женственной, да еще на несколько лет младше. Сестра добра и дружелюбна, но получает от нашей прынцессы презрение, пинки и тычки. В буквальном смысле. За то, что чуть не проговорилась о важном, Энн получила от своего сестробрата пинок до нехилого синяка, а потом еще небрежное объяснение "Конечно, тебе надо было врезать" вместо извинений.
По ходу произведения мне несколько раз невольно думалось - а каково Джорджине принимать душ с такой ненавистью ко всем женским проявлениям?
Напоследок скажу. Похвально стремление автора показать девочку, которая не вписывается в традиционные представления о том, какими должны быть девочки. Но отвратительно, что при этом надо пнуть всех остальных. Вдвойне неприятно, когда этим занимается женщина-писательница.
Ну и добавлю. В жизни мне несколько раз доводилось встречать девушек, демонстрирующих якобы высокоинтеллектуальное пренебрежение к "этим вашим женским штучкам". И я вам скажу, что за этим всегда скрыты дичайшие комплексы, непринятие себя и - на самом деле - зависть к тем, кто "женскими штучками" не пренебрегает.