Разноуровневые задания – это задания разной сложности или с разным способом выполнения. Независимо от уровня, они должны соответствовать теме урока и уровню навыков ученика.
В соответствии с ФГОС необходимо использовать уровневый подход для оценки результатов освоения обучающимися изученного материала.
Уровни учебных заданий
Существует пять основных уровней учебных заданий, напрямую связанных с системой учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному».
1 уровень – «Узнавание».
Цель: актуализация имеющихся знаний по изученной теме.
Задания нацеливают учащихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов.
Критерием правильности является выбор одного или нескольких правильных ответов.
2 уровень – «Воспроизведение».
Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях.
Задания нацеливают учащихся на освоение базовых понятий, моделей, точное воспроизведение правил, описаний изученных объектов, алгоритмов действия.
Критерием правильности выполнения является достаточное точное воспроизведение усвоенной информации в нужном объёме без опоры на вариант ответов.
3 уровень – «Понимание».
Цель: осмысленное восприятие через моделирование.
Задания нацеливают учащихся не только на освоение материала, но и на его преобразование и интерпретацию.
Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции.
4 уровень – «Применение в знакомых условиях».
Цель: решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с опорой на известные алгоритмы.
Критерием правильность выполнения является применение полученных знаний по образцу (с использованием алгоритма, формулы, правила, решение задачи и т.д.)
5 уровень – «Применение в новых условиях».
Цель: творческое преобразование усвоенной информации в новых (незнакомых) условиях, ситуациях.
Задания нацеливают обучающихся на формирование и оценку навыка решения проблемы.
Критерием правильности выполнения является решение учебно-познавательной или учебно-практической задачи.
Как использовать уровневый подход в домашних заданиях для учеников?
Для каждой домашней работы учителю необходимо продумывать и предлагать учащимся несколько заданий разных уровней, чтобы у детей была возможность выбора.
Однако подбирать и разрабатывать задания для всех пяти уровней сложно, да и не нужно. Мы можем упростить эту классификацию, сузив её до трёх или даже двух уровней.
Задания пятого уровня в домашней работе мы предлагать не будем, 1-3 уровни объединим и назовём его «базовый уровень», а четвёртый выделим в отдельный и обозначим как «продвинутый». (Названия условные).
Задания «базового уровня» носят репродуктивный характер. Он предполагает воспроизведение по образцу, по инструкции. Например:
- спишите, вставьте пропущенные буквы;
- спишите, раскройте скобки;
- спишите, расставьте запятые;
- подберите однокоренные слова;
- выделите морфемы;
- подберите проверочные слова;
- опираясь на правило, объясните, почему пишется… и др.
Задания «продвинутого уровня» носят продуктивный характер и предполагают поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Например:
- сравните…;
- распределите…;
- группируйте…;
- найдите в тексте слова по заданным характеристикам;
- определите тему, главную мысль;
- составьте план;
- найдите сходства / различия и др.
Конечно, подбирать или специально разрабатывать разноуровневые задания к каждому уроку – это большой труд, требующий от учителя много сил и времени. А с учётом того, что у учеников есть доступ к различного рода ГДЗ, этот труд может оказаться бесполезным и сведённым к нулю.
Поэтому я решила разработать специальное пособие «Домашки без поблажки» для 8 класса. В нём будут содержаться домашние задания двух уровней (базового и продвинутого) для каждой темы программы. Пособие будет выходить небольшими сборниками к каждому разделу 8 класса.
Пример домашней работы ко второму уроку по теме «Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности»
Базовый уровень
Спишите басню Эзопа, оформив диалог при помощи знаков препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Заб...вали в стену клин сильн...ми ударами и стена ра...ступившись крикнула
(За) чем терза...шь ты меня, ведь я тебе (н...) чего дурного не (с/з)делала!
А клин в ответ:
Не я в...новат а тот, кто так б...ёт по мне (с) зади.
Продвинутый уровень
Переделайте текст, оформив разговор персонажей в виде диалога.
Сосна терновнику говорила надменно, что от него нет никакой пользы, а из неё строят и дома, и крыши храмов.
Терновник, назвав сосну несчастной, сказал, что если она вспомнит, как её терзают пилы и топоры, то ей самой захочется из сосны стать терновником.
Сейчас уже готова первая часть "Домашек" для 8 класса, в которую входит 10 разноуровневых домашних работ к первым урокам русского языка по следующим темам:
1. Русский язык в кругу других славянских языков.
2. Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности.
3. Повторение. Фонетика и графика. Орфография.
4. Повторение. Морфемика и словообразование
5. Повторение. Лексика и фразеология.
6. Повторение. Морфология и синтаксис.
7. Повторение. Морфология и синтаксис-2.
8. Текст.
9. Функционально-смысловые типы речи.
10. Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».
Используя разноуровневые задания, мы можем реализовать принцип дифференцированного обучения.