Найти в Дзене

Что такое разноуровневые домашние задания?

Оглавление

Разноуровневые задания – это задания разной сложности или с разным способом выполнения. Независимо от уровня, они должны соответствовать теме урока и уровню навыков ученика.

В соответствии с ФГОС необходимо использовать уровневый подход для оценки результатов освоения обучающимися изученного материала.

Уровни учебных заданий

Существует пять основных уровней учебных заданий, напрямую связанных с системой учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному».

1 уровень – «Узнавание».

Цель: актуализация имеющихся знаний по изученной теме.

Задания нацеливают учащихся на выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов.

Критерием правильности является выбор одного или нескольких правильных ответов.

2 уровень – «Воспроизведение».

Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях.

Задания нацеливают учащихся на освоение базовых понятий, моделей, точное воспроизведение правил, описаний изученных объектов, алгоритмов действия.

Критерием правильности выполнения является достаточное точное воспроизведение усвоенной информации в нужном объёме без опоры на вариант ответов.

3 уровень – «Понимание».

Цель: осмысленное восприятие через моделирование.

Задания нацеливают учащихся не только на освоение материала, но и на его преобразование и интерпретацию.

Критерием правильность выполнения является результат использования знаково-символических средств или логических операций, уровень понимания и интеграции.

4 уровень – «Применение в знакомых условиях».

Цель: решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с опорой на известные алгоритмы.

Критерием правильность выполнения является применение полученных знаний по образцу (с использованием алгоритма, формулы, правила, решение задачи и т.д.)

5 уровень – «Применение в новых условиях».

Цель: творческое преобразование усвоенной информации в новых (незнакомых) условиях, ситуациях.

Задания нацеливают обучающихся на формирование и оценку навыка решения проблемы.

Критерием правильности выполнения является решение учебно-познавательной или учебно-практической задачи.

Как использовать уровневый подход в домашних заданиях для учеников?

Для каждой домашней работы учителю необходимо продумывать и предлагать учащимся несколько заданий разных уровней, чтобы у детей была возможность выбора.

Однако подбирать и разрабатывать задания для всех пяти уровней сложно, да и не нужно. Мы можем упростить эту классификацию, сузив её до трёх или даже двух уровней.

Задания пятого уровня в домашней работе мы предлагать не будем, 1-3 уровни объединим и назовём его «базовый уровень», а четвёртый выделим в отдельный и обозначим как «продвинутый». (Названия условные).

Задания «базового уровня» носят репродуктивный характер. Он предполагает воспроизведение по образцу, по инструкции. Например:

  • спишите, вставьте пропущенные буквы;
  • спишите, раскройте скобки;
  • спишите, расставьте запятые;
  • подберите однокоренные слова;
  • выделите морфемы;
  • подберите проверочные слова;
  • опираясь на правило, объясните, почему пишется… и др.

Задания «продвинутого уровня» носят продуктивный характер и предполагают поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Например:

  • сравните…;
  • распределите…;
  • группируйте…;
  • найдите в тексте слова по заданным характеристикам;
  • определите тему, главную мысль;
  • составьте план;
  • найдите сходства / различия и др.

Конечно, подбирать или специально разрабатывать разноуровневые задания к каждому уроку – это большой труд, требующий от учителя много сил и времени. А с учётом того, что у учеников есть доступ к различного рода ГДЗ, этот труд может оказаться бесполезным и сведённым к нулю.

Поэтому я решила разработать специальное пособие «Домашки без поблажки» для 8 класса. В нём будут содержаться домашние задания двух уровней (базового и продвинутого) для каждой темы программы. Пособие будет выходить небольшими сборниками к каждому разделу 8 класса.

Пример домашней работы ко второму уроку по теме «Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности»

Базовый уровень

Спишите басню Эзопа, оформив диалог при помощи знаков препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Заб...вали в стену клин сильн...ми ударами и стена ра...ступившись крикнула

(За) чем терза...шь ты меня, ведь я тебе (н...) чего дурного не (с/з)делала!

А клин в ответ:

Не я в...новат а тот, кто так б...ёт по мне (с) зади.

Продвинутый уровень

Переделайте текст, оформив разговор персонажей в виде диалога.

Сосна терновнику говорила надменно, что от него нет никакой пользы, а из неё строят и дома, и крыши храмов.

Терновник, назвав сосну несчастной, сказал, что если она вспомнит, как её терзают пилы и топоры, то ей самой захочется из сосны стать терновником.

Сейчас уже готова первая часть "Домашек" для 8 класса, в которую входит 10 разноуровневых домашних работ к первым урокам русского языка по следующим темам:

1. Русский язык в кругу других славянских языков.
2. Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности.
3. Повторение. Фонетика и графика. Орфография.
4. Повторение. Морфемика и словообразование
5. Повторение. Лексика и фразеология.
6. Повторение. Морфология и синтаксис.
7. Повторение. Морфология и синтаксис-2.
8. Текст.
9. Функционально-смысловые типы речи.
10. Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».

Используя разноуровневые задания, мы можем реализовать принцип дифференцированного обучения.