Найти в Дзене
История Русского Мира

Как в период холодной войны разведка США работала против нас, а советская разведка – против нее

Их забрасывали по воде и с воздуха. Они приезжали в страну под видом обычных туристов, а потом меняли внешность и исчезали в толпе. Глобальное противостояние двух супердержав привело к войне разведок. Из США в СССР хлынул поток шпионов. По Москве сотрудники ЦРУ работали под крышей американского посольства. За этим зданием и его обитателями и днем, и ночью наблюдали наши, с Лубянки.

В начале Холодной войны американские дипломаты, прямо с крыши посольства, фотографировали наши военные самолеты. Им помогали сотрудницы посольства, которые тоже увлекались фотографией. Американской разведке как воздух нужны были детальные снимки советской техники.Раздобыть их без особого риска позволяли парады 7 ноября. Гости столицы получали лучшие места на трибунах. И все, как один, начинали снимать наши танки. В те годы такие кадры считались большой удачей. Шпионы отправляли фотографии советской военной техники в ЦРУ и даже не догадывались, что многие образцы оружия не пошли в серийное производство. Советская контрразведка всегда знала, для чего предназначались эти снимки. И мы использовали военные парады как повод для намеренной дезинформации противника.

Использование бывших сотрудников спецслужб 3-го рейха.

Еще не отгремели победные салюты 9 мая 1945 года, как на Лубянку стали приходить секретные донесения. Вместо того, чтобы выслеживать нацистских преступников для ареста и суда, наши бывшие союзники решили их использовать в своих интересах.

Начиная с 45-го года американские спецслужбы искали по всей Европе бывших сотрудников спецслужб третьего рейха, которые имели опыт работы против Советского Союза, имели агентуру. Их вербовали, они проходили переподготовку и потом забрасывались с диверсионными заданиями, с разведывательными заданиями на территорию Советского Союза.

Для подготовки такого рода агентов на территории ФРГ было создано семь разведывательных школ - в Ганновере, в Мюнхене, еще в других городах. Также в Австрии, в Инсбруке была такая разведывательная школа. В Лондоне и в Мадриде. То есть мы видим, что была создана серьезная база, серьезный фундамент для реализации планов массовой заброски агентуры в Советский Союз. Каждый агент был снабжен подробными топографическими картами тех районов, в которых ему предстояло выполнять задания.

Начиная с 1947 по 1954 год сухопутные, водные и воздушные границы СССР пересекли около 150 хорошо вооруженных агентов ЦРУ. Помимо автоматов у шпионов было изъято более 100 пистолетов и около 30 000 патронов. Ручные гранаты Mills. Они также находились на вооружении шпионов. Арсенал шпионского оборудования впечатлял. Шифровальные блокноты, тайники и средства связи, поддельные печати и штампы о регистрации. Англичане снабжали свою агентуру поддельными печатями различных советских учреждений и организаций, а также наборами специального инструмента - поддельная печать пятого отделения милиции города Москвы, штамп прописки в городе Риге, в городе Москве, поддельная печать первого отделения милиции города Риги. Их задача была осесть в определенном районе и там приступить к выполнению задания.

Специальная обувь, обработанная химическим составом, надевалась для того, чтобы избежать преследования служебных собак пограничной охраны. После высадки на берег лодка была демонтирована и спрятана. С остальным снаряжением шпионы двигались вглубь нашей территории.

Объектами изучения разведки США стали все сферы жизни СССР - от оборонной промышленности и дислокации воинских частей до национальных проблем. Была еще другая категория агентуры из числа участников националистических организаций, будь это украинские националистические организации или литовские, латышские, эстонские националистические организации.

Операция "Аэродинамик" - это одна из операций ЦРУ, когда было решено использовать украинских националистов для подрывной деятельности против Советского Союза. Это была серьезная угроза, но здесь очень хорошо сработало советская контрразведка. В начале 50-х все операции ЦРУ по заброске диверсантов и шпионов на территорию СССР закончились крахом.

Поскольку следовали провалы, американцы отказались от использования такого рода агентов. Существенно увеличилось количество разведчиков ЦРУ, которые направлялись на территорию Советского Союза. И они работали в первую очередь, конечно в дипломатическом представительстве, в посольстве США в Москве.

В 1950 году в Москву прибыл Роберт Гроу. Военный атташе генерал-майор Роберт Гроу. Всю Вторую Мировую Войну он прошел как командир танковой дивизии, потом работал в Иране разведчиком. Личность Гроу воплотила в себе два таких явных характерных признака деятельности американской разведки. Их, скажем так, оперативного почерка. Это наглость и прямолинейность. Поэтому Гроу именно нагло и прямолинейно начал работу в Москве. Контрразведчикам, которые работали по нему, было ясно, что он, как кадровый военный, выявляет объекты для потенциальных бомбардировок. Под видом туристов генерал Гроу вместе с женой путешествовали по стране. Только почему-то супругов интересовали не дворцы и музеи, а секретные объекты - дороги, мосты, заводы. Так, 28 ноября 1950 года они съездили в Псков, где пытались попасть на военный аэродром. Сладкая парочка сфотографировала мост через реку Великая, а когда их остановили контрразведчики и забрали плёнки, изобразили полное недоумение. Мол, искали памятники архитектуры и заблудились.

Генерал не брезговал подглядывать даже сквозь дырки в заборах. Он всегда ходил, условно говоря, по лезвию бритвы, но не переходил черту дозволенного.

Он, образно говоря, уже достал контрразведчиков своими действиями. И в какой-то момент наша контрразведка получила возможность доступа к дневнику, который он вел и описывал свои поездки - где он был, что он видел. Иногда делал заметки, что да, вот эта цель очень удобна для бомбардировки в случае ведения войны против Советского Союза. С дневника американского шпиона делались фотокопии, МГб СССР периодически докладывала самому Сталину эти выдержки из дневника.

5 января 1951 года Гроу с горечью записал в своем дневнике: "Мы с Торналом ездили в Южную часть города в напрасных попытках обнаружить зенитную установку. Наш шофер был задержан гражданским комендант ом автопарка, около которого мы остановились".

Уж тогда наша контрразведка имела возможность арестовать Гроу возле какого-то секретного объекта и потом через ноту МИДа выдворить обычным классическим способом из страны, объявив персоной нон грата. Но советские контрразведчики в тот момент поступили тоньше, умнее, то есть они провели филигранную операцию. При содействии разведки ГДР выдержки из дневника Гроу были внедрены в текст книги английского писателя Ричарда Сквайерса "Дорога войны". Книга была опубликована на немецком, русском и английском. В Вашингтоне бестселлер произвел эффект разорвавшейся бомбы. Американцы не отрицали, что дневник является подлинным и принадлежит именно Гроу.

Все были просто шокированы тем, что он, как писали в американских газетах, как школьница описывает все свои поездки. Через несколько недель Гроу был отозван в Соединенные Штаты, подвергнут суду и изгнан из американской армии. После скандального провала генерала Гроу разведка США решила сменить тактику.

Вербовка советских граждан

Главный упор в ЦРУ сделали на вербовку советских граждан. Они перешли к вербовке агентуры, которая бы располагалась стратегической информацией. А такие агенты могли быть прежде всего в разведывательных службах Советского Союза. Для работы в СССР эксперты ЦРУ даже разработали формулу вербовки агентов - MICE. Название образовано от первых букв слов деньги, идеология, компромат, эго. Суть - нащупать слабую сторону человека. Меркантильному предложить хорошие деньги, идейного укрепить в его желании бороться с социалистическим строем, тщеславному внушить иллюзию его уникальности, раздувая эго или запугать человека, собрав на него компромат. Например, любитель женщин может угодить в медовую ловушку. Так на шпионском сленге называют связь с красоткой, действующей по заданию спецслужб. Интимные фото и видео - идеальный компромат. И вот уже объект вербовки перед выбором - крах карьеры или предательство родины.

Петр Попов. От информирования ЦРУ до изгнания - одна девушка

Сотрудник Петр Попов становиться предателем не собирался. В 18 лет он ушел на фронт. После войны окончил военно - дипломатические академию, где готовят разведчиков, и был направлен для работы в Вену. Вена до 55 года была разделена на зоны, шла борьба между разведками различных стран. И он был завербован там. Он выезжал в американскую зону по работе. И там ему подставили под видом дочери австрийского коммуниста одну из сотрудница ЦРУ. В конце концов, он стал с ней встречаться, его захватили, вывезли. По материалам уголовного дела складывается такая картина, что он стал жертвой так называемой медовой ловушки.

Он дал согласие сотрудничать с американской разведкой. В 1953 году подполковник Советской Армии Петр Попов стал работать на ЦРУ. Он стал первым высокопоставленным офицером спецслужб, которого удалось завербовать американской разведке в самом начале Холодной войны. Он передавал материалы о персоналиях сотрудников ГРУ, работающих в Австрии вместе с ним, об агентурном аппарате в Австрии. После того, как его перевели в ГДР, где американцы с ним тут же восстановили связь и продолжили работу. К тому времени американскую разведку больше всего интересовал ядерный потенциал СССР. И Попов обеспечивал ЦРУ сверхсекретной информацией. Он передавал военную структуру советских подразделений на случай ядерной войны. Вот эту всю документацию относительно структуры советских войск он передал американцам, то есть нанес колоссальный ущерб. Чуть позже эта связь Попова с иностранной гражданкой, которая тут же появилась и в ГДР после его переезда, она была вскрыта контр разведкой КГБ. Попов был изгнан из ГРУ по морально- психологическим, так сказать, аспектам, но на тот момент связь с американской разведкой вскрыта не была.

В 1958 году Попов вернулся в СССР. Перед отправкой домой для него в ЦРУ были сделаны специальные тайники для хранения шпионских атрибутов, замаскированные под обычные бытовые предметы.

Бритвенный помазок, где была специальная полость для хранения шифра таблиц. Поскольку Попов увлекался охотой и рыбалкой, в одну из катушек с леской тоже была вмонтирована эта полость, где находился шифр блокнот. Однако в Москве Попов и его куратор из американского посольства Рассел Лэнжелли почти сразу попали в поле зрения контр разведки. После этого уже началась непосредственная разработка Попова. На квартире Попова был произведен негласный обыск. И найдены предметы тайнописи.

Было найдено письмо, написанное обычными чернилами, бытового характера. А после проявки этого листа бумаги с помощью химикатов, появлялся совершенно другой текст.

Дело оперативной разработки Попова получило название "Бумеранг", а сам его главный фигурант - псевдоним Иуда. Через месяц он был арестован. У предателя не было другого выхода, как начать помогать КГБ. И это позволило продолжить с участием Попова, но уже под контролем контрразведки, второго Главного управления КГБ, вести игру с Лэнжелли - вызывать его на встречи, продвигать ему какие-то дезинформационные материалы и, в конце концов, результатом всего этого осенью 1959 года стало задержание Лэнжелли с поличным.

Агент ЦРУ Лэнжелли в течение 48 часов со скандалом был выслан из СССР. Предатель Попов был приговорён к высшей мере наказания - смертной казни через расстрел.