Вот мама, которая озадачена тем, чтобы ребёнок вовремя делал уроки и был подготовлен к предстоящим ОГЭ или ЕГЭ.
А вот ребёнок, которого «кроме телефона ничего не интересует. Он увлечен играми, соцсетями, просмотром смешных видео и чем угодно в гаджетах, только не учебой».
Первое, что приходит в голову — запретить или отобрать телефон и заставить делать уроки или начать готовиться к экзаменам. Но сначала лучше поискать причину. Вот самые частые:
- Учеба стала напряжённой.
Накануне экзаменов учителя и родители «давят» с подготовкой. А в телефоне и компьютере ребёнок снимает стресс. Там ему весело, спокойно и интересно.
- Трудности с конкретным предметом.
Сидя в телефоне или компьютере ребёнок «тянет время», чтобы не приступать к нелюбимому и сложному уроку. Так часто бывает, если у ребёнка склонность, например, к гуманитарным наукам, а готовиться нужно к математике.
- Ребёнок перегружен.
Взрослые, например, чаще имеют возможность сменить скучную, надоевшую, тяжёлую работу. Ребёнок редко выбирает, как и где именно ему обучаться в школьные годы. В гаджетах он отдыхает, потому что знает только такой способ отвлечься.
- Трудности с коммуникацией.
В школе у ребёнка могут быть натянутые отношения с одноклассниками или конфликт с учителем. Если нет доверительных отношений с родителями, порой так он «сбегает» от контакта с реальностью.
Вот как психологи советуют действовать, чтобы не ссориться, не отбирать телефон и не «заставлять учиться из-под палки»:
1. Скажите прямо о своих переживаниях.
Например: «Я очень волнуюсь, что ты так много времени сидишь в телефоне, а не готовишься к предстоящим экзаменам. Расскажи, есть ли предметы или задания, которые тебе даются тяжело?». Предложите решение: «Хочешь, я попробую помочь, или вместе поищем способы, как можно подтянуть твои знания?»
Для ребёнка это будет значить, что вы не пытаетесь переступать через его личные границы, но всегда рядом, если ему нужна помощь.
2. Вместе договоритесь о том, сколько свободного времени ребёнок проводит в гаджетах.
Например: «Давай обсудим, в какое время тебе больше хочется отдохнуть и поиграть в компьютер: до того, как начнёшь делать уроки, или после? Сколько времени ты бы хотел на это потратить?»
Важно, чтобы дальше ребенок сам следил за тем, когда время уже вышло.
3. Поговорите о том, чтобы интегрировать подготовку прямо в телефон или компьютер.
Если ребёнку привычнее усваивать новую информацию именно так, а не в книге или учебниках по подготовке к экзамену — сейчас есть большое разнообразие платформ, репетиторов, приложений, которые предлагают качественную подготовку в онлайн-формате.
Вот тут ещё полезная статья о плюсах онлайн-подготовки 👇
4. Будьте примером сами.
Придумайте вместе подходящие вам ритуалы для отдыха. Например: каждую субботу с семьёй ездить в бассейн, а вечером в пятницу — вместе готовить ужин и разговаривать о том, что интересного произошло за неделю в школе и на работе. Пусть для ребёнка телефон не будет единственным доступным способом расслабиться и отдохнуть от скучных дел.
Возможно, гаджеты — это и вовсе не проблема, на которую родители часто списывают отсутствие интереса к учёбе. Чаще — это всего лишь «кокон», куда ребёнок прячется от других переживаний или проблем. Поэтому, открытый и честный диалог с ребёнком — это первый шаг на пути к их решению.
Поделитесь, как много времени ваш ребёнок проводит за компьютером или в телефоне? Мешает ли это его подготовке к школьным урокам и экзаменам?
→ А вот что ещё почитать о мотивации 👇