Найти в Дзене
Роман Батраханов

Стивен Кинг - Пляска Смерти

Очень легко - может быть, слишком легко - отдавать дань памяти умершим. Эту же книгу я посвящаю шести великим писателям ужасов, которые ещё живы:
Роберту Блоху, Хорхе Луису Борхесу, Рэю Брэдбери, Фрэнку Белнэпу Лонгу, Дональду Уондри, Мэнли Уэйду Уэллману.
Издательство АСТ, 2019, перевод А. Грузберга, 608 стр
Издательство АСТ, 2019, перевод А. Грузберга, 608 стр

Нехудожественная книга, в которой Стивен Кинг проводит собственное исследование жанра ужасов в рамках 1950-1980 годов. Чтение не развлекательное, можно сказать, перед нами 9 полномасштабных лекций.

Те, кому слог Кинга и хоррор кажутся слишком примитивными ребятами, - добро пожаловать на серьёзный разговор. Меня же уговаривать не пришлось, я с радостью отправился в это далёкое путешествие сам.

Входи, путник, на свой страх и риск: здесь могут водиться тигры

Поначалу хочется сидеть с карандашом и выписывать все упомянутые здесь книги и фильмы, пока не приходит осознание, что отсылок слишком много. Сказывается и эффект чужой культуры, благо, в конце есть рекомендуемые списки книг и фильмов.

Чтобы полностью быть на одной волне с автором, можно предположить, что сначала нужно посмотреть все 100 фильмов и прочитать все 100 книг из приложений. Не стоит зацикливаться на этом.

«Лучшая карта - та, на которой обозначен север и места, где есть вода». Кинг и выдаёт нам эту карту, обозначив на ней ориентиры, тропинки и направления.

Когда вы создаёте чудовище в своём сознании, у него на спине нет никакой молнии; это самое настоящее чудовище

Не скажу, что неизвестно было абсолютно всё. В отличие от дикарей мы изучаем и перенимаем (именно в такой последовательности) даже вражескую культуру.

Из знакомых произведений было интересно почитать про мистера Хайда (Суперэго и Ид), Франкенштейна (страх и эмпатия к Безымянной Твари) и Дракулу (концепция внешнего зла и сексуальный подтекст).

Неожиданно было встретить здесь и «Невероятно уменьшающегося человека» Ричарда Мэтисона. Мне в нём понравилась концовка про переход измерений, нежели «внутренняя политика силы».

Говоря про фильмы, запомнилась мысль: «…художественная ценность фильмов ужасов заключается в том, что он обладает способностью устанавливать связь между страхом реальным и вымышленным».

Отсюда пойдет глобальное обсуждение фильмов ужасов по подтекстам наших страхов: социальные, экономические, культурные, политические, технологические и т.д.

Ещё интересные моменты: фильмы ужасов можно воспринять как угрозу для других. Получается современная версия публичного линчевания. Я сразу вспомнил книги самого Кинга: «Долгая прогулка» и «Бегущий человек».

Хорошо было сказано и про насилие, которое обладает собственной логикой для раскрытия морали. Двойственность бытия, как ни крути.

Был поднят вопрос о том, почему так много плохих фильмов ужасов (словно у других всё только цветёт и пахнет). Соглашусь, что сам жанр наиболее прост к эксплуатации. Творческий конвейер лёгких бабок проще строить на стереотипах и трендах, а не культуре и смыслах.

Да и не просто хорошо писать об ужасах в мире, где полно ужасов настоящих.

Но и в трэшовых фильмах встречается явление «так любят ребенка-дебила». Можно любить хотя бы за то, что благодаря им есть канал TerlKabot. В конечном итоге всё это процесс поиска, а не приговор.

Когда гаснет свет и мы погружаемся в темноту, сама реальность приобретает неприятные свойства тумана

Было интересно почитать и про радио, потому что сам люблю включать и слушать страшные истории, пусть и на ютубе. Принцип восприятия тот же. Сила нашего воображения и мозга, жаждущего тайн. Ничего лишнего, так сказать.

Глава про телевидение почему-то запомнилась просто как какое-то бормотание деда о 60-х. Повспоминал Сумеречную зону и пошел спать… Зато классно подобрано название главы: сравнение телевизора со стеклянной соской.

В книге можно найти и некоторые занимательные вкрапления автобиографического материала.

Например, приятно знать, что у истоков страха Мастера стояли «злые русские», запустившие первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» 4 октября 1957 года (другими словами - межконтинентальные баллистические ракеты, хе-хе): «..колыбель [ДУХА ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ] внезапно опрокинулась и мы вывалились. Для меня это был конец сладкого сна… И начало кошмара».

Да что уж говорить, есть тут отдельная целая глава «Раздражающее автобиографическое отступление».

Вот конец. … Однако он ещё не настал. Не в этот раз. Потому что в конечном счёте фильм ужасов - это праздник для того, кто чувствует, что может смотреть на смерть, ибо она ещё не живёт у него в сердце.

Без оригиналов местами тяжеловато, но всё равно занимательно.

«Что-то страшное грядёт» Брэдбери и осквернение детских воспоминаний тревогой. «Похитители плоти» Джек Финнея и борьба хаоса vs упорядочивания. Рассказ Курта Ваннегута «Гаррисон Бержерон» и современная повесточка о равенстве. Джеймс Герберт и чернуха. А иногда просто мелькнёт интересный абзац, скажем, про геометрию Лавкрафта и восприятие мозга.

Но больше всего меня впечатлила концовка.

Я люблю ужасы и мистику, потому что мне нравится быть ребёнком, играющим в патологоанатома. Нравится эта магия страха, крови, насилия и жестокости, резонирующая с реальным миром. Я могу поверить в эту магию и перестать быть взрослым, хотя бы на какой-то миг. И это прекрасно.

Не самый простой текст, много неизвестных переменных (больше камень в мой огород, но я клал болт на объективность и пишу о собственных впечатлениях), иногда не нравились «шутливая» манера письма и национальное высокомерие, хватало поворотов в ностальгию. Но когда смотришь на всю работу со стороны, в целом, то понимаешь, что это классно. 8/10

Это совсем не танец смерти. В нём тоже есть третий уровень. И на самом дне это - танец мечты. Это способ пробудить спящего внутри нас ребёнка, который никогда не умирает, только всё глубже погружается в сон. Если история ужасов - репетиция смерти, то строгая мораль также делает её подтверждением жизни, и доброй воли, и просто воображения - а значит, ещё одним каналом с вечностью.

Материал по теме:

Стивен Кинг – Буря столетия

Стивен Кинг - Трилогия Билла Ходжеса (Мистер Мерседес)

Стивен Кинг - Будет кровь (сборник)

Стивен Кинг - Долгая прогулка

Стивен Кинг - Зелёная миля

Стивен Кинг - Кладбище домашних животных

Любимые книги и фильмы Стивена Кинга (подборка 1950-1980 гг.)