ТЭД-27. «Землемеры» и «теплушки» — реле защиты, часть 2

156 прочитали

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»

Первая часть — здесь:

РЗ с отдельным питанием — «активный радар» пробоя

Все рассмотренные выше реле работают как известный сайт «Флайтрадар24» — тот просто принимает сигналы самолётных ответчиков, в которых содержится информация как о самом самолёте, так и о его местоположении. Сами приёмники «Флайтрадара» ничего не излучают, в отличие от диспетчерских локаторов.

Вот и реле заземления тепловоза ничего не излучает — оно ждёт, пока между нужными точками появится нужная разность потенциалов. При трогании, например, когда напряжение в силовой цепи ничтожно (единицы и десятки вольт), оно может не сработать. А ведь в цепи уже могут быть два пробоя изоляции, уже может полным ходом протекать ток короткого замыкания.

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»  Первая часть — здесь:  РЗ с отдельным питанием — «активный радар» пробоя Все рассмотренные выше реле работают как известный сайт «Флайтрадар24» —...

РКЗ 123 (KV4) этих недостатков лишено — напряжение во вспомогательной цепи всегда 380 вольт (пусть и плавает от 300 до 400, не суть), реле всегда сработает надёжно. А вот в силовой цепи этого же электровоза — та же проблема, что и на тепловозе: при трогании, на первой позиции главного контроллера (это на «старичках» типа ВЛ80С), напряжение всего 42 вольта, РЗ может не учуять пробой.

  • Как работает силовая схема старых электровозов ВЛ60К и ВЛ80 с главным контроллером — в статье «ТЭД-15»:

Значит, надо делать РЗ с «активной локацией»:

Добавьте описание
Добавьте описание

Для питания РЗ установлен отдельный небольшой трансформатор Т9, который мы видели на снимке выше, прямо под РЗ KV1. Питается он от обмотки собственных нужд (вспомогательных цепей) напряжением 380 вольт и выдаёт 230 вольт. Далее ток выпрямляется диодным мостом U16, U17. Один вывод моста через катушку реле KV1 подключён к корпусу, второй — через разъединители QS7 к силовым цепям обеих тележек.

Получается, что силовая цепь всё время под напряжением около 230 вольт относительно корпуса (амплитудно — больше 300 В, но это детали), то есть постоянно идёт её прозвонка. Если где-то появляется пробой изоляции — то туда устремляется и контрольный ток от Т9, цепь контроля замыкается, реле срабатывает. Такая схема — постоянно работающий мегомметр или «землемер», как мы называли этот прибор в депо — он указывает, есть ли замыкание на землю в цепях.

Трансформатор Т9 развязывает цепь контроля изоляции с остальными цепями — чтобы KV1 срабатывало лишь при пробое изоляции силовой цепи и не имело других общих точек с другими цепями. В электротехнике такой тр-р называется трансформатором гальванической развязки. Кстати, именно из-за отсутствия на борту источника переменного тока такую схему не применили на старых тепловозах, а когда источник — синхронный подвозбудитель — появился, то, видимо, уже мешала инерция мышления.

QS7 нужны для отключения тележки от РЗ, чтобы можно было понять, в цепи какой из тележек пробой, и после выключения ВИПа с тележкой из работы отключить их и от РЗ, чтобы оно не срабатывало впустую. А срабатывает оно нешуточно — выключает ГВ, главный выключатель:

Потому что последствия короткого замыкания в силовой цепи, где напряжение поднимается выше 1000 вольт, могут быть очень плачевны. А РКЗ ГВ не отключает — светится и светится, если и случится что-то страшное — сработает тепловое реле отказавшей машины (выключит машину) или сразу общее реле перегрузки 113 (оно уже выключит ГВ). А что такое тепловое реле?

Тепловые реле

Если вернуться к схеме вспомцепей ВЛ80К — то между контактором 127 и машиной МВ1 (мотор-вентилятор № 1) видны некие закорючки 141 и 143:

Добавьте описание
Добавьте описание

Остальные машины тоже с этими закорючками в цепи. Или взять схему двоюродного брата ЧС4 — «автомата Калашникова» постоянного тока ЧС2:

Добавьте описание
Добавьте описание

Машины здесь постоянного тока, справа красным залиты якоря тяговых двигателей, а слева зелёным залиты якоря двух двигателей вентиляторов и двух двигателей компрессоров. Ниже залиты «кубики» реле 230 ... 233, но это не катушки, как можно было бы подумать, а чувствительные элементы тепловых реле.

Но раз начали с ВЛа — вернёмся к ВЛам. Так как Бог един, то есть схемы вспомцепей от ВЛ60 до 4ЭС5К практически не поменялись — взглянем на блок аппаратов II «быка» ВЛ85:

Добавьте описание
Добавьте описание

Красной стрелкой отмечены те самые страшные для промышленных электриков двухполюсные контакторы — КМ11 включения мотор-вентилятора № 1 охлаждения оборудования передней тележки и КМ14 включения МВ-4 охлаждения главного трансформатора. За ними стоит контактор поменьше — КМ17 включения маслонасоса тр-ра.

А над контакторами — отмеченные зелёной стрелкой тепловые реле КК11, КК14, КК17 защиты этих машин, это и по номерам видно, они совпадают с номерами контакторов. А на врезке в зелёной рамке — одно из реле крупно. Внутри реле — нагревательный элемент, по которому протекает ток потребителя (машины), и прикреплённая к нему биметаллическая пластина.

Чем больше ток — тем сильнее нагревается и изгибается пластина. Когда изогнётся до нужного порога — реле срабатывает, размыкает свои контакты в цепи управления и отключает контактор машины. Очевидно, что ток срабатывания реле будет меняться в зависимости от температуры окружающей среды, поэтому на реле есть рукоятка регулировки со шкалой — отмечена жёлтой стрелкой на врезке. В теории летом надо ставить на +3, зимой ставить на –3, в межсезонье — на 0.

А вот панель № 1 на ВЛ80С:

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»  Первая часть — здесь:  РЗ с отдельным питанием — «активный радар» пробоя Все рассмотренные выше реле работают как известный сайт «Флайтрадар24» —...-6

Почти то же самое, что подчёркивает преемственность электровозов, расписанную в «Эволюции ездового быка»:

Однако видно и различие — на ВЛ80 надо маленькие чёрные кнопки возврата нажимать после срабатывания реле вручную, а на ВЛ85 между элементами реле стоит «стакан» электромагнита возврата, от него идёт серая рамка к кнопкам. Кнопка возврата реле на ВЛ85 и ВЛ65 стоит на пульте слева (у помощника), на ЭП1 переместилась под правую руку машиниста:

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»  Первая часть — здесь:  РЗ с отдельным питанием — «активный радар» пробоя Все рассмотренные выше реле работают как известный сайт «Флайтрадар24» —...-7

Собственно, несколько тепловых реле есть дома почти у каждого. Во-первых, оно входит в состав пускового реле холодильника — если у вас обычный холодильник, а не инверторный. В пусковом реле есть как непосредственно пусковое токовое реле, которое после раскрутки компрессора отключает пусковую обмотку, так и тепловое, отключающее компрессор при перегрузке — например, при заклинивании.

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»  Первая часть — здесь:  РЗ с отдельным питанием — «активный радар» пробоя Все рассмотренные выше реле работают как известный сайт «Флайтрадар24» —...-8

Во-вторых, биметаллический элемент входит в состав любого автомата защиты, что стоят в щитке возле электросчётчика. Но там у этого элемента нет собственных контактов — биметаллическая пластина размыкает общие контакты автомата. «Тепловое реле», входящее в состав автомата, зовётся тепловым расцепителем и защищает сеть от незначительных перегрузок. При резкой большой перегрузке срабатывает уже электромагнитный расцепитель — катушка с сердечником.

В промышленных автоматах на большие токи вроде АВМ-15, что стоят в распредустройствах подстанций, мне попадались механические замедлители расцепления, заменяющие тепловой расцепитель. Приводится такой механизм от тягового электромагнита, внутри — нечто вроде часового механизма, и чем сильнее электромагнит тянет — тем быстрее механизм идёт.

От слабой тяги может идти полминуты, от сильной — буквально секунд 5. Автомат с таким замедлителем имеет такую же времятоковую характеристику (ВТХ), что и автомат с тепловым расцепителем, но термостабильную — а это на подстанциях очень важно. Перегретый силовой кабель может устроить большой пожар, да и стоит кабель дорого — как там шутили про Ту-134, почему у него максимальный боковой ветер на посадке больше, чем у Ту-154? Потому что Ту-134 дешевле...

Теперь вы знаете, немного больше, чем раньше, как говорит автор канала «Советская авиация». В следующем «ТЭДе» надеюсь добраться до асинхронных двигателей с фазным ротором, если удастся наконец попасть на кран с таковыми (когда-то на работе их было вдосталь — а не снял...), и до фазорасщепителя — в общем, закрыть асинхронную тему, начатую ещё в 9-й статье. А пока вопрос: какую простую (простую!) тему по ЖД или авиации осветить в ближайших статьях?

Дзен слишком огромен, на его просторах можно потеряться — поэтому несколько авторов, пишущих на тему транспорта, объединились в общий Телеграм-канал https://t.me/vsechtodviz. Он поможет и при автоматической отписке, и при других проблемах.

Общее оглавление канала

Оглавление цикла «ТЭД — труженик электродвигатель»  Первая часть — здесь:  РЗ с отдельным питанием — «активный радар» пробоя Все рассмотренные выше реле работают как известный сайт «Флайтрадар24» —...-9