Все началось с госзаказа. В 1974 г. председатель Госкино Филипп Ермаш предложил Андрею Михалкову-Кончаловскому снять фильм о нефтяниках к съезду КПСС, а также для демонстрации на международном кинофестивале. Пусть Запад посмотрит какая у нас богатая и могущественная страна. Денег на проект не пожалели.
Прообразом темы послужила история поисков большой нефти в Западной Сибири геологом Фарманом Салмановым и его борьбы с оппонентами, завершившаяся в начале 60-х годов. Вошедший в сюжет эпизод с телеграммой "в верха" взят из жизни.
Андрей Сергеевич согласился, но его более всего привлекали широкие возможности. Кончаловский хотел выразить в киноэпопее собственные идеи, в результате чего нефтяники появляются ближе к финалу и в довольно двусмысленной трактовке. Так о чем же фильм?
Сюжет: В начале ХХ в. в глухое сибирское село Елань приходит беглый каторжник Родион Клементьев, судя по искусству изготовления бомб и участию в террористической деятельности, - эсер. Родион - революционер-романтик, вдохновленный историей жизни итальянского философа Томаззо Кампанеллы. О борьбе своего кумира с инквизицией и его проекте Города Солнца, прообразе городов будущего, он рассказывает Кольке Устюжанину - мальчишке, приютившему беглеца.
В Елани живут два больших семейных клана. Соломины - зажиточные хозяева, умножающие благосостояние торговлей. Они за водку скупают ценные шкурки у охотников-хантов и выгодно продают, сплавляясь весной по реке в обжитые места. Глава рода Ерофей Соломин, здоровенный мужик с нехилыми взрослыми сыновьями-помощниками, - негласный авторитет села.
Устюжанины - охотники, фантазеры, широкие душой и безалаберные в быту. Отец Кольки Афанасий Устюжанин спас и поселил у себя замерзавшую немую девушку. Сам дома появляется редко. Лето и зиму рубит в лесу просеку и мостит дорогу. Куда? Над верхушками деревьев горит яркая неизвестная звезда - на нее он и рубит, мало интересуясь как живут маленький сын и девушка-найденыш.
Колька приспособился воровать пельмени из кладовой богатых соседей. Идейный враг собственности Клементьев с этим семейством сошелся легко, а еще вписался заступаться за обираемых хантов. Так пришла в Елань идея классовой борьбы и светлого будущего. С того и повелось, что Устюжанины - сторонники нового, рвущиеся вперед, а Соломины - консерваторы и стоят за старину. Несмотря на это, между молодежью враждующих родов периодически возникают любовные романы.
Еще живет в лесу возле села Вечный Дед - отшельник, помогающий жителям то лечением, то добрым советом. Сколько ему лет никто не знает, но не меньше ста, однако. Три поколения Соломиных и Устюжаниных будет он встречать, провожать и опекать, пока не встанет вопрос о самом существовании Елани.
О картине: Фильм можно назвать произведением клана Михалковых. Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский - режиссер и один из сценаристов. Никита Сергеевич Михалков - исполнитель одной из главных ролей, рабочего-нефтяника Алексея Устюжанина.
Блестящая работа оператора Левана Пааташвили, поражающего красотой и подтекстовой многозначительностью сибирских пейзажей, и композитора Эдуарда Артемьева, придающего своими мелодиями космическую глобальность действию. Актерские работы великолепны. Художественная ценность фильма неоспорима. "Гран-при" в Каннах для него специально учредили (не давать же главный приз картине, хоть и ориентирующейся на западные образцы, но советской по производству!), но есть в этой киноработе для меня одно большое "НО".
В когорту любимых народных фильмов из серии "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень", "Угрюм-река", "Семнадцать мгновений весны", "Рожденная революцией", "Место встречи изменить нельзя" и прочих, при демонстрации которых улицы пустели и падал уровень криминала, киноэпопея Кончаловского не вошла, несмотря на популярную форму семейной саги. Так в чем же дело?
На мой взгляд, стиль творчества семейства Михалковых, приближенного к власти и одновременно стремящегося выглядеть независимо, сделал картину нецельной по жанру и идеологии.
Сначала о жанре. Народ наш любит смотреть и киносказки, и "про жизнь". Кончаловский снял нечто между тем и этим, добавив в картину символизм и необходимость считки авторских образов. Занятие это сугубо интеллигентское. Человек простой скажет, что лицом на муравейник не ложатся и то, что это образ слияния с природой его не волнует. Просто не ложатся на муравейник люди в здравом уме, как и не рубят дорогу на звезду.
Мечтательности в русском народе всегда хватало, но она имела вполне практическую цель. С колокольни на самодельных крыльях прыгали, потому что кругом было бездорожье, а полет был бы выходом из сиутации. В Беловодье, или еще в какие-нибудь мифические страны, бежали за свободой и землей. Дорогу на звезду можно начать рубить спьяну, но долго это не продлится. Народ себя в таком образе не узнал. Вот в "Формуле любви" 1984 года, повествующей, что русский человек к абстрактным целям и мистике не склонен, - узнал и растащил картину на цитаты.
Идеология "Сибириады" тоже двойственная. Нельзя сидеть на двух стульях, служить двум господам, снимать и для Канн, и для сибиряков. Всем не угодишь. Вот, например, пресловутые нефтяники с одной стороны герои (Алексей Устюжанин погибает, спасая товарища), с другой - разрушители (горит в перекинувшемся от нефтяной скважины огне кладбище предков).
Двусмысленен и образ власти. Елань пытаются затопить ради постройки гидроэлектростанции. Автор на стороне жителей, а начальников советских рисует исключительно в положительном ключе. Филипп Соломин - идеальный руководитель, не оторвавшийся от деревенских корней. Товарищ, которому он в ЦК излагает свою точку зрения, - герой-фронтовик. Так от кого же страдают жители Елани?
Благодаря двойственности образов фильм называют и просоветским, и антисоветским, и жизненным, и мистическим.
В общем, пусть лучше свою точку зрения поясняет автор, но учтите, что с переменой государственного строя Кончаловский находит в "Сибириаде" разные смыслы . Если в советское время он говорил о том, что нефть - средство перевести человеческие отношения на более гуманный и высокий уровень, то в интервью 2014 г. (https://vk.com/video176490474_168979106) речь уже о другом.
Теперь, по-словам автора, ему было важно выразить религиозную концепцию мира, хотя Андрей Сергеевич тут же признается, что каких-то твердых взглядов в этом вопросе не имел. Был равно увлечен идеями пантеизма, философскими взглядами А.Л. Чижевского (о влиянии солнца на общественные движения) и В.И. Вернадского о ноосфере.
Словом, на мой взгляд, это была дань популярному в диссиденствующей творческой среде веянию, вставить что-нибудь о религии. Не менее круто считалось снять обнаженную натуру. Кончаловскому в "Сибириаде" удалось совместить и то, и другое :-).
Также его увлекала идея контакта недвижного места действия, хранящего незыблемые человеческие ценности, и накатывающихся волн времени, приносящих людей, идеи, перемены из большого мира.
Эта тема выражается почти неизменной стабильностью порядка жизни в Елани и ускоренной суетливостью черно-белых хроникальных кадров, показывающих движение масс в исторических событиях: Первая мировая война, революция, гражданская война, индустриализация, Вторая мировая война. Вставки кинохроники перемежают цветные киноновеллы, посвященные отдельным героям сюжета и попутно рассказывающие о других.
Дорогу же на звезду Кончаловский теперь трактует как бесполезную дорогу к коммунизму. Мол, шли на свет, а пришли на Чертову Гриву. К счастью, его образы так многозначны, что ими все можно обозначить: хоть ад, хоть богатства земных недр.
Из сумбура авторских идей вернемся на твердую почву - к актерским работам. Они, как я и говорила, прекрасны (хотя многим исполнителям развернуться негде). Никита Сергеевич, впервые засветивший образ лихого бабника с танцами, гитарами, цыганами, здесь выглядит свежо. Оказывается, барин Паратов и комдив Котов - более поздние варианты типажа Лешки Устюжанина, а часть словечек героя из разговоров с Таей Соломиной (Людмила Гурченко) перешла вместе с актерами в картину "Вокзал для двоих".
Михаил Кононов (Родион Клементьев) играет только в первой новелле "Афанасий", но герой у него значимый. Звено каторжной цепи с его шеи, как и идея "Города Солнца", передается в семье Устюжаниных из поколения в поколение. Никогда не думала, что исполнитель роли учителя Нестора Петровича способен на такой глубокий образ разбойника-романтика.
Из женских персонажей наиболее запоминается Настя Соломина (Наталья Андрейченко). Как внешним безупречным попаданием актрисы в образ, так и ярким сочетанием гордости, верности любимому и жестокости к нелюбимому.
Убийца и юродивый Спиридон Соломин (Сергей Шакуров) пытается обнять осиротевшее дитя своей жертвы. Великолепный Павел Кадочников (Вечный Дед), похожий на постаревшего сказочного царя Берендея, бродит по сибирским лесам с медведем, тревожно вглядываясь в перемены. Косматый Афанасий в исполнении Владимира Самойлова яро рубит сосны, стремясь вывести к звездам дорогу, идущую по земле. Мертвые встречаются с живыми. В общем, как у Пушкина: "Там чудеса, там леший бродит".
Картина мощная, колоритная и прелюбопытная, как ее не трактуй. Рекомендую посмотреть независимо от отношения к автору-создателю и его идеям.
Вместе с вышеназванными звездными исполнителями снимались: Виталий Соломин (Николай Устюжанин-взрослый), Евгений Перов (Ерофей Соломин), Елена Коренева (Тая Соломина в юности), Евгений Леонов-Гладышев (Алексей Устюжанин в юности), Игорь Охлупин (Филипп Соломин), Александр Потапов (Петр, сын Ерофея), Николай Скоробогатов (Ермолай, отец Филиппа), Геннадий Юхтин (Прокопий), Александр Январев (вахмистр) и другие актеры. Володя Левитан внес много личного обаяния в роль маленького Кольки Устюжанина.
В сети есть сокращенный фестивальный вариант с приличным качеством изображения и полная авторская версия, менее четкая.
Предыдущий обзор фильмов на похожую тему: "Страна алмазов, золота и других подземных богатств": 3 забытых советских фильма о Сибири".