История Древнего Египта насчитывает тысячи лет, наполненных удивительными эпизодами и биографиями. Один из эпизодов переносит нас в VIII век до н.э., чтобы вспомнить о начале правления так называемых “черных фараонов”. Кто они такие?
C XI века до н.э. вокруг города Напата (территория современного Судана) возникло новое государство, которое в VIII веке начало священную войну во имя бога Амона. Царем Напаты был Пианхи. Именно он возвеличил свое отечество, которое вместо статуса региональной державы благодаря Пианхи добилось положения державы по-своему международной: ему удалось завоевать Египет и основать династию упомянутых "черных фараонов".
Но история отношений египтян и кушитов началась задолго до того. Более двух тысячелетий кушиты соперничали с египтянами за господство в долине Нила. Греки называли их эфиопами с «обожженными лицами».
Фараонам XII династии (примерно 1900 г. до н.э.) пришлось возводить мощные крепости для защиты своей южной границы государства от периодических нападений со стороны воинственного кушитского царства Керма.
Примерно в 1550-х г. до н.э. династия гиксосов в Аварисе пыталась заключить союз с правителем Кермы. В конце концов кушиты Кермы были побеждены фараоном Камосом, который позже, вероятно, женился на кушитской принцессе Македе. Их дочь, выйдя замуж за фараона Яхмоса, первого правителя XVIII-й династии, стала великой царицей Яхмос-Нефертари. Наконец фараон Тутмос III вовсе разрушил Керму и установил господство Египта над страной Куш, которая оставалась вассалом Египта до правления Рамзеса IX (1050 г. до н.э.).
Около 1000 г. до н.э. возникло новое Кушитское царство. Ее столицей был город Напата, основанный у подножия священной горы кушитов Джебель-Баркал, считавшегося домом бога Амона. Именно это царство достигло пика своего могущества начиная с 752 г. до н.э.
***
I. Начало правления.
В работе, опубликованной в 1864 году, французский египтолог Огюст Мариетт (1821-1881), впервые прославившийся открытием подземного Серапеума в Саккаре, сообщил об обнаружении исключительного артефакта. Двумя годами ранее египетский офицер Саид-паши неожиданно нашел этот артефакт у подножия Джебель-Баркала, на севере современного Судана - там, где когда-то существовала древнее государство Куш и его столица Напата. Это была монументальная стела высотой почти два метра, посвященная победоносному походу в Египет царя Пианхи, первого великого деятеля Кушитской (иначе – Нубийской или Эфиопской) династии, существовавшей примерно с 1000 по 655 гг. до н.э.
Со всех сторон стелы выгравированы иероглифические надписи, составляющие 159 строк. Стела рассказывает об правлении фараона Пианхи с вниманием к деталям, которым египтологи обычно не избалованны. То, как стела описывает продвижение сил Пианхи по нижнему течению Нила, с указанием всех подробностей, с которыми столкнулся этот царь, делает её бесценным свидетельством, сообщающим нам не только о начале кушитского присутствия в Египте, но о состоянии страны – в данном случае ее политического распада в середине VIII века до н.э. Позже находка стала «знаменитостью» Каирского музея.
Пианхи, герой найденной стелы, происходит из рода африканских правителей, господствовавших в стране Куш после окончания Нового царства. До того с начала XVIII династии египетских фараонов Нижняя Нубия была египетским протекторатом, управляемым наместниками из Египта, что позволило культуре египтян распространиться за пределы четвертого порога Нила.
Даже если коренное население сохраняло собственные традиции, оно с определенного момента оказалось в орбите влияния доминирующей державы. Постепенно Куш заимствовал у Египта некоторые особенности, в частности, в сфере религиозных практик. Так Амон, божество фиванской столицы, возведенное на вершину пантеона царями Нового царства, стало особо почитаемым кушитами. В Куше преимущественно Амон распространение получил в облике барана, тогда как для египтян он оставался прежде всего богом с человеческим обликом.
Произношение и происхождение имени Пианхи специалистам даже приблизительно не известны. Знаменитый египетский историк Манефон в целом основателем XXV династии египетских фараонов называл Шабаку, которого он называет Сабаконом – то есть не вел отсчета с Пианхи. Сейчас египтологи изменили точку зрения. И все же имя царя вызывает вопросы. Поскольку ни в одном другом тексте соседствующих государств его имя не упоминается, мы не можем быть уверены, является ли имя “ Пианхи” чисто египетским или кушитским именем.
Многие из его преемников, похоже, действительно носили истинно кушитские имена. Пианхи было его именем при рождении. Но в различных источниках мы видим, что его имя при рождении упоминается как Пианхи, Пие, Пий и Пийи. В некоторых источниках указывается, что его настоящее имя было Пи, и что оно было ошибочно прочитано как Пианхи.
Пианхи взошел на трон Напаты после смерти царя Кашты, около 755 г. до н.э. Кашта, по-видимому, ранее уже добился некоторых успехов в Египте. Но именно Пианхи впервые закрепит власть над Нубией и частично над Египтом.
В начале правления Пианхи распространил власть на сами Фивы. Там у него была сестра Аменирдис I, названная (под напором Пианхи) преемницей Шепенупет I и носившая титул «божей жены Амона». Шепенупет I была дочерью фараона Осоркона III и сестрой Рудамона из XXIII-й (Фиванской) династии фараонов. По-видимому, и Рудамон, и Пианти были признаны правителями в Фивах одновременно. После смерти Рудамона фиванская царская линия, похоже, отказалась от притязания на Фивы в пользу Гераклеополя, где Пефтаубаст, муж дочери Рудамона, оставался союзником Пианхи до конца своих дней. В те времена, когда Египет по все видимости погрузился в хаос деливших его после падения XXIII династии новых четырех самопровозглашенных царей, претендующими на власть, а также ряда местных вождей, осуществляющих контроль, особенно в Дельте, Пианхи решил вмешаться и решить проблемы Египта.
В будущем после обретения власти над Египтом Пианхи принял египетский титул, включающий пять имен. Одно из этих имен совпадает с именем трех фараонов XXIII династии - Педубаст I, Такелот III и Осоркон III. Еще два из имени совпадают с именами знаменитого фараона XVIII династии Тутмоса III. Тот факт, что эти имена носили эти фараоны, скорее явно неслучаен. По словам венгерского египтолога Ласло Тёрека, они были выбраны Пианхи в надежде повторить свое правление в качестве реставратора традиционного порядка.
О правлении Пианхи в наши дни известно нам главным образом благодаря трем источникам: фрагментарно сохранившуюся стелу из песчаника, еще одну гранитную стелу и триумфальную стелу, воздвигнутую после его завоевания страны.
В первой он объявляет о своем долге расширить территорию Куша, а также о своей программе воссоединения Египетского и Кушитского царств, оставляя при этом политическую автономию народу, которыми он будет править. Пианхи считает свою легитимность выше других современников в том числе и в Египте, где началась борьба за власть. Свое право на царствование по мнению Пи было даровано ему Амоном.
На не полностью уцелевшей стеле из песчаника он заявляет, гордый и уверенный в своем предназначении:
«Амон из Напаты сделал меня повелителем всех народов. (…) Амон Фивский сделал меня правителем Египта. (…) Боги могут создавать царей, люди могут создавать королей, Это Амон создал меня!»
С самых ранних династических периодов Нубия всегда была объектом завоеваний египетских фараонов, и поэтому большая часть Нубии часто находилась под контролем Египта. Возможно, это объясняет, казалось бы, сильные эмоциональные связи Пи с Египтом, который он считал частью своей родины, хотя он и не был выходцем из Египта.
II. Завоевания Пианхи.
В начале своего правления Пианхи, похоже, сразу принял участие в конфликте с одной или несколькими армиями из северного Египта. Тефнахт I, лидер ливийских этнических групп Мешвеш и Либу, отреагировал на потенциальное ассирийское вторжение в Египет, объединив вокруг своих владений в городе Саис несколько других владений северного и среднего Египта, включая Мемфис и Гермополис, ранее бывших в союзе Пианхи. Пианхи вступил в соперничество тогда уже с провозгласившим себя фараоном Тефнахтом I (727-716 гг., основатель будущей XXIV династии Египта), который пытался подчинить себе Египет. Он продвинулся для осажды города Гераклеополь, который был союзным для Пианхи. Вероятно, благодаря своей сестре Аменирдис, имевшей большую власть в Фивах, Пианхи мог полагался на местные войска.
После первых неудачных попыток остановить Тефназта он решает лично повести армию в северный Египет. Пианхи прибывает около 735 г. до н.э. в Фивы, чтобы отпраздновать праздник Опета бога Амона. Там он получает официальную поддержку фиванцев в кампании, которую планировал провести против «мятежников». Для Пианхи эта война не только вопросом политическим. Это для него была также священная война, которую следует вести против ливийских «неверующих», игнорирующих ритуалы поклонения богу Амону. Царь был очень набожен. Он приказал своим солдатам ритуально очиститься перед началом кампании.
После снятия осады Гермополя ему удалось заручиться благосклонностью многих региональных египетских правителей – царя Леонтополиса Иупута II ( 754-715), царь Таниса Осоркона IV (730-715) и царя города Гермополя Великого Нимлота III (725-715), чтобы попытаться помешать противнику завоеванию всей страны.
Эта походная коалиция под предводительством Пианхи выиграла несколько сражений, в том числе захватила крепости Эль-Хиба и Пер-Пега, затем осадила Гераклеополь. Город сдался Пиянхи, Тефнахту I и его союзники проиграли битву. Нубийским королем противник был отброшен в Дельту, но Тефнахту в итоге все же удалось сохранить контроль над Саисом. В том же году он официально основал XXIV династию, провозгласив себя фараоном, и сделал город своей столицей.
В 726 году Пианхи, не сумевший смириться с этой полупобедой, вновь отправился на завоевание Севера. Он подчинил Гермополь Великий Нимлота III, чей город пал только после пятимесячной осады, и одержал победу над Пефтаубастом (754–720), царем Гераклеополя. Затем он осадил Мемфис, который, несмотря на гарнизон в 8000 солдат, также был вынужден сдаться. После этой победы Пиянхи подчинился царь Иупут II из Леонтополя, Юканеш из Себеннита, Бакеннефи III из Атрибиса и Осоркон IV из Таниса, а также дюжина других ливийских вождей.
Нубийский правитель продолжил войну против Тефнахта I, которому в конце концов пришлось признать власть Пианхи над южным Египтом, да еще и заплатить ему дань, чтобы спасти свой город от нубийской армии. История этих побед Пианхи и увековечена на упомянутой выше стеле, обнаруженной в Джебель-Баркале в 1862 году.
***
Как только северный Египет оказался полностью под его контролем, после религиозных торжеств в храме Птаха в Мемфисе и Гелиополе фараон решил окончательно вернуться в Напату, чтобы там дожить последние десять лет своего правления. Трудно понять, почему Пианхи, разгромив столь многих своих противников, вместо того, чтобы довести дело до конца и завоевать Нижний Египт, решил отступить в свою столицу Напату, оставив побежденных лидеров на месте и просто приняв их вассальную зависимость. Судя по всему, правление этого фараона характеризовалось взвешенной и мягкой политикой по отношению к подчиненным территориям, без какой-либо дифференциации по отношению к подданным.
Подчинив многих, Пи не стал расправляться с покоренными, но этим региональным лидерам напротив предоставил возможность свободно управлять своими городами. Он прежде всего руководствовался целью восстановить верховенство законов Маат и сохранить власть Амона как в Куше, так и в Египте. Религиозные мотивы были очень важны для Пианхи.
Но в какой-то степени его неокончательное покорение Египта считается историками стратегической ошибкой, поскольку Тефнахт также закрепил за собой титул фараона Египта. Он реорганизовал свои силы, а царь Пи умер в 716 году, так и не «подчинив» Египет полностью. Это случится при следующей фараоне. Египет вновь объединиться под властью фараона Шабаки, брата и преемника Пианхи, которого многие историки, в том числе Манефон, считали истинным основателем XXV-й египетской династии.
Но, очевидно, уже Пианхи воспринимал себя полноправным фараоном Египта. Последние десять лет правления Пианхи в Напате посвящены религиозным сооружениям, призванным, в частности, воздать должное Амону, богу, которому, по его словам, он обещал, когда он был в утробе матери, что он станет царем Египта.
Что касается его деятельности как строителя, особенно она заметна в его столице Напате. В своей столице Пианхи увеличил площади храма, ранее посвящённого Амону, который стал точной копией Карнакского храма. Он также воздвиг другие небольшие памятники в Напате и восстановил то, что было разрушено в Мемфисе после осады города. Известно, что изваяния из храма Аменхотепа III (1390-1353/52 гг.) в Фивах Пи привез в свою новую резиденцию. В самом Египте его действие сравнительно невелико.
Пианхи был похоронен в некрополе Эль-Курру, в гробнице, построенной в форме пирамиды по египетскому образцу. В гробнице со стороны восточного портала есть лестница из 19 ступеней, ведущая к погребальной камере, высеченной в скале, созданная в виде открытой траншеи. Тело фараона было погребено в центральной части помещения внутри каменной четырехугольной пирамиды. Гробница имеет выступающую каменную крышку. Рядом с пирамидой также были похоронены четыре его любимых лошади. На этом месте также находились гробницы нескольких других членов династии.
У фараона Пианхи было 6 или 7 жен. Его брат и двое из его сыновей будут приемниками Пианхи. “Черные фараоны” будут править Египтом до 656 года н.э. Нубийская (кушитская) цивилизация, от которой произошла 25-я династия, могла, как и египтяне, похвастаться впечатляющими архитектурными, художественными и культурными достижениями. К сожалению, эта загадочная цивилизация оказалась в тени своих наиболее известных представителей и не привлекла до сих пор того внимания, которого она заслуживает.
Правления Пианхи, провозгласившего себя фараоном Египта и положившем начало правлению Кушитской династии над Египтом, стало прологом для новой данастии. Его преемник Шебитку полностью утвердит кушитскую власть над всем Египтом после победы фараона из конкурирующей XXIV династии в битве при Саисе. Последующие цари династии, в том числе Шабака, Шебитку, Тахарка и Танутамун, продолжали укреплять и утверждать свою власть над Египтом.
Кушитские фараоны XV династии во время своего правления проводили разнонаправленную политику. Они стремились восстановить традиционные египетские религиозные обряды и способствовали возрождению старых культов и храмов, то есть продолжили начинания Пианхи. “Черные фараоны” таким образом подчеркивали свою легитимность, уважая египетские традиции. Они возводили величественные сооружения и реконструировали существующие храмы, оставив после себя богатое архитектурное наследие.
Кушитские цари Египта также стремились инициировать возрождение строительства пирамид в своем новом царстве, что привело к возрождению возведения монументальных гробниц. Это возрождение произошло примерно через 1000 лет после того, как египетские погребальные традиции отошли от строительства пирамид.
XV-я династия возвела свои собственные пирамиды, опять же демонстрируя свою культурную и политическую связь с Древним Египтом. Строительство нубийских пирамид началось в Эль-Курру в 751 г. до н. э., первоначально они служили местом последнего упокоения Пи. Нубийские пирамиды воплотили архитектурный стиль и символику Древнего Египта, отражая преемственность и почитание традиций фараонов.
Примечательно, что до наших дней сохранилось большее количество нубийских пирамид по сравнению с их египетскими аналогами. Этот факт подчеркивает долговечность нубийских пирамидальных сооружений, выдержавших испытание временем. Нубийские пирамиды являются непреходящим свидетельством инженерного мастерства и культурного взаимодействия двух удивительных цивилизаций при “черных фараонах”.