Родители непосед меня поймут - минула только первая школьная неделя, а все помыслы крутятся и долбят в одно направлении:
- Скорее бы закончилась вся эта школа! Как нам всем станет легко, когда деть перестанет туда ходить.
Педагоги задергали:
➤ Ваш ребенок вскакивал с места и ходил по классу;
➤ Он болтает на уроке, не дает работать соседям - куда мне его посадить? Отдельных парт нет;
➤ Он не может ответить ни на один вопрос - тут же отвлекается и забывает, о чем говорил;
➤ Он играет на парте с карандашами! Гремит линейкой и всех отвлекает.
☢ Выкрикивает с места, грубит, напевает под нос, вслух комментирует каждое свое действие, гоняется на перемене, плюется, пинает школьный рюкзак…
И еще 100500 “ужасных” вещей, которые вытворяет ребенок, и с которыми не может справиться учитель.
И вот к пятнице вы уже могли получить резюме:
- Он у вас гиперактивный - нужно обратиться к специалисту!
Что это - некомпетентность учителей или медицинский диагноз?
Давайте разбираться
👇👇👇
Русская рулетка 1:20
Бесит, конечно, когда мало-мальски живого и энергичного ребенка тут же причисляют к “гиперактивным” и “принимают меры”.
Откуда они знают, что там не так с медицинскими показаниями? Из дело учить, а не диагнозы ставить!
Но тем не менее, уважаемые родители, про монстра “СДВГ” хорошо бы знать и понимать.
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности – психологическая особенность (не путать с психическим расстройством!), возникающие у 1 ребенка из 20.
Не так уж и мало, верно?
Статистически - в каждом классе такой “активный” найдется. А когда их несколько “сгруппировалось” - туши свет! Действительно туго приходится и учителям и одноклассникам.
У некоторых с возрастом синдром сходит на нет.
Но у 40-50% гиперактивность остается на всю жизнь.
Ой! - сложно.
Да, может и сложно. Но им-то сложнее!
А родительская миссия в том, чтобы научить ребенка со своим СДВГ достойно жить.
Откуда эта бяка берется?
Есть конечно генетические причины появления СДВГ.
Но “неблагоприятные факторы” пожалуй чаще вносят свою лепту: патологическое протекание беременности, тяжелые роды, курение, употребление алкоголя или чего потяжелее (не только будущей матерью, но и отцом) и другие “стрессовые” моменты.
Очевидным состояние становится, когда вы начинаете обучать ребенка. Не может слушать чтение книг - все время отвлекается. Не выдерживает объяснений дольше 5 - 10 - 15 минут.
Все время переключается с одного объекта интереса на другой, а отвлечь его может что угодно. Вообще не сидит на месте, даже когда пытается что-то рассказывать - нарезает круги. И ест стоя или на бегу…
Ну ладно, все это в семье обычно воспринимается как милые особенности малыша.
Но в возрасте начальной школы - проблема, если она действительно есть, становится очевидной. Сказываются новые социальные условия.
Однако - не все активные дети страдают СДВГ!
Ни в коем случае не ставьте самостоятельно диагнозы своему ребенку! С любыми подозрениями лучше сразу обратиться к психологу.
Основные признаки, которые заставляют заподозрить СДВГ:
- гиперактивное поведение (много бесцельного движения, “как заведенный”);
- импульсивность (перебивает, выкрикивает, не умеет ждать);
- невнимательность и рассеянность (трудно сосредоточится, отвлекается на все вокруг).
Современные исследования
Несмотря на то, что Синдром дефицита внимания и гиперактивности был открыт в середине XIX века, но только недавние исследования показали взаимосвязь с другими психологическими отклонениями.
Не далее, как 5 сентября 2023 в научном журнале BMJ Mental Health были опубликованы результаты исследования связи СДВГ и других проблем психического здоровья.
Ученые Аугсбургского университета Германии задались вопросом - есть ли связь и зависимость СДВГ с сильными депрессиями, посттравматическими расстройствами, расстройствами пищевого поведения, попытками самоубийства.
Выводы исследователей впечатляют
👇
Люди с СДВГ чаще остальных:
★ на 76% впадают в депрессию;
★ на 30% - совершают попытки самоубийства;
★ на 28% - доводят себя до анорексии;
★ на 18% чаще страдают развитием посттравматического стрессового расстройства.
И наконец, ученые объяснили одну важную вещь, благодаря которой вам больше не нужно кое-чего бояться.
Это страх, который подпитывается школьными учителями и “помогающими специалистами” - мол, гиперактивный ребенок обязательно “подхватит” повышенную тревожность, биполярное расстройство или шизофрению.
Новое исследование доказывает:
СДВГ никак не связан с шизофренией, тревожностью, биполярными расстройствами.
Так что - не верьте “специалистам”, которые запугивают вас мрачным будущим и “местом в психушке”.
Ничего подобного ребенку не грозит, конечно, если вы вкладываете должные усилия в его развитие.
В России в нескольких институтах занимаются исследованиями СДВГ.
Это Центр поведенческой неврологии Института мозга человека г. Санкт-Петербурга, кафедра детской неврологии РНИМУ им. Пирогова в Москве и Архангельский Институт медико-биологических исследований САФУ.
Наши ученые выясняют, причины возникновения синдрома, анализируют состояние головного мозга и ищут современные способы лечения.
Забота и любовь – лучшие помощники
Главное поймите - психологические особенности и “неправильное” поведение детей с СДВГ являются последствиями реакции окружающих. В том числе, возможного буллинга сверстников и взрослых.
Специалисты, в частности эксперт Фонда «Обнажённые сердца» Татьяна Морозова и доктор медицинских наук, президент Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику Анна Портнова, дают следующие рекомендации родителям особенных детей:
- Своевременная помощь – половина успеха.
- Не осуждайте и не ругайте, больше хвалите даже за самые незначительные достижения.
- Не надо загружать ребенка свыше нормы возрастных особенностей, за видимой активностью может скрываться усталость и истощение.
- Не нужно скрывать от ребенка диагноз, лучше объяснить его особенности.
- Важно предупредить учителей о СДВГ и посмотреть на реакцию, убедившись в их компетенции.
Также нужно поговорить об особенностях вашего ребенка с родителями одноклассников, чтобы избежать возможной травли.
Любовь и забота, действенное лекарство в жизни ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Лучше еще никто не придумал.