Константин Григорьевич Кукушкин. Обыкновенная биография для подмосковного парня 1921-го года рождения. Уроженец Дулёво, соответственно, куда ведёт дорожка по окончании школы? Правильно - на знаменитый фарфоровый завод. Но прежде чем приступить к работе, нужно было окончить двухгодичную школу мастеров-живописцев, куда К.Г. Кукушкин и поступил в 1937-м году. В 1939-м году он школу закончил, однако в сентябре того же 1939-го года в связи с началом Большой войны в Европе в СССР был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, и фактически была проведена мобилизация, после которой Вооружённые силы СССР в количестве штыков были увеличены вдвое. К.Г. Кукушкин попадает в войска НКВД, и по окончании межкраевой Ленинградской школы НКВД получает звание сержант государственной безопасности. Служил в составе 2 полка мотострелковой дивизии НКВД в Москве (1940-1942), числился командиром отделения 263-го СП полка НКВД в Москве (1942-1945), затем командиром отделения 175-го СП МВД в Ташкенте (1945-1946). Награждён медалями "За оборону Москвы", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией". Награждение медалью "800 лет Москвы" можно объяснить только тем фактом, что в 1947-м году Г.К. Кукушкин всё ещё продолжал нести службу в рядах войск МВД (Внутренние войска)...
Началом творческой работы К.Г. Кукушкина на заводе считается 1951-й год. Самая известная его работа тогдашней поры - представленный уже в нескольких статьях на канале набор для воды "Победа". Эта роспись создана в стилистике СТАЛИНСКОГО АМПИРА во всём его великолепии: здесь и сложное подглазурное крытьё синим кобальтом, и работа с золотом (в том числе и практически обязательная для подобных парадных комплектов цировка). И символы не столько государства, сколько Победы: лавровые венки, дубовые листья, Спасская башня в свете прожекторов и салюта, гвардейская лента и медаль "За победу над Германией" с профилем И.В. Сталина и надписями "Наше дело правое" и "Мы победили". Надо сказать, всё очень современно, актуально, только до НАШЕЙ ПОБЕДЫ ещё далеко.
Далее - стандартные работы, соответствующие творческой концепции Дулёво той или иной поры. Нельзя сказать, что данный художник выработал собственную эстетическую концепцию, которой он в той или иной степени придерживался, как это заметно у таких корифеев Дулёво, как И.Г. Коньков, П.В. Леонов и В.К. Яснецов. Он "просто" делал свою работу, но делал её на совесть.
В 1953-54-м году создал серию росписей-натюрмортов на кремово-жёлто-горчичном крытье. Это были подарочные комплекты в чисто дулёвском вневременном стиле. Чайный сервиз исполнен на форме "Тюльпан".
Ваза, также расписанная К.Г. Кукушкиным в 1950-х гг., сейчас хранится в музее завода Дулёво.
На фото ниже изображён (как мне кажется) корифей завода Иван Григорьевич Коньков (1881-1969), росписи которого сейчас на вторичном рынке ценятся наиболее высоко среди всех послевоенных дулёвских сервизов, выпускавшихся крупными сериями. Скорее всего, в окружении учащихся школы росписи при заводе. А рядом с ним сидит К.Г. Кукушкин (второй справа).
В 1956-м году скульптором Т.И. Воскресенской (1914-1986) была создана уникальная и революционная для того года форма кофейного сервиза "Утро" в стиле МИНИМАЛИЗМА. Под стать форме минималистский рисунок отводками золотом и чёрным колером создал К.Г. Кукушкин, таким образом ознаменовав начало периода ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА в Советском фарфоре. Здесь надо уточнить, что задачу создать минималистскую роспись он получил от главного художника Дулёво, заведующего Художественной лабораторией завода П.В. Леонова (1910-1982). Сервиз получился очень удачным, и можно сказать, в какой-то степени стал эталоном ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА.
Вот ещё примеры предметов, выполненных в стилистике 1960-х годов.
В 1965-м году Константин Григорьевич Кукушкин становится членом Союза художников РСФСР.
В 1970-е годы он, с одной стороны, продолжает черпать вдохновение в теме отводок, только уже на новых формах и с более яркими цветовыми решениями. С другой стороны, явно чувствуется влияние такого нового корифея и безоговорочного лидера художественной росписи завода, каким к 1970-м годам стал Владимир Климентьевич Яснецов (1926-2005). Отсюда истоки росписей "Элегия и "Рассвет"...
В 1980-е годы была проведена сильная модернизация предприятия: создана новая гигантская туннельная печь ("пожиравшая" энергию в огромных количествах, и в недавнее время вынужденно перестроенная), также был построен пятиэтажный инженерно-лабораторный корпус, где разместились Художественная лаборатория, музей и ассортиментный кабинет. После ухода П.В. Леонова кабинет главного художника и заведующего Художественной лабораторией занял Константин Григорьевич Кукушкин. Его заместителем стал Юрий Яснецов, сын знаменитого Владимира Климентьевича Яснецова. Известное фото К.Г. Кукушкина той поры приведено ниже... Сравнения с великим Петром Васильевичем Леоновым, который для Дулёво был такой же масштабной личностью, как С.П. Королёв - для Советской космической программы, К.Г. Кукушкин, к сожалению, не выдерживал.
1980-е годы для Дулёво, да и для страны в целом, были довольно спорным временем. Всё старшее поколение дулёвских художников состояло в СХ РСФСР, и там скомпоновали план периодических областных, республиканских и всесоюзных выставок. Для участия в какой-либо выставке художнику Дулёво требовалось пройти выставком. При желании, любой художник завода мог поработать над формой и росписью самостоятельно, но мог и воспользоваться помощью профессиональных модельщиков, которые были закреплены за Художественной лабораторией завода. Качество работы ограничивалось лишь фантазией и профессионализмом самого художника. С другой стороны, безумные эксперименты в экономике, затеянные интеллектуально слабой горбачёвской элитой, приводили к развалу экономики в целом. Например, аукцион от Фонда Культуры 1989-го года привёл только к тому, что художники стали уходить с завода на "вольные хлеба", поверив в собственную значимость и возможность больших заработков "на свободе". Но деградация страны опережала фантазии художников с их надеждами на большие заработки. Социальные катастрофы 1990-х подкосили спрос. Оставшиеся на заводе живописцы и копировщики были переведены из Художественной лаборатории в живописный цех на сдельщину. Количество художников неумолимо сокращалось... В какой-то момент создалось ощущение, что в этой "жизни по-новому" художники заводу просто не нужны. На фото ниже можно видеть собрание в кабинете директора завода М.Б. Борисова тех лет (периода Перестройки или постперестройки). Очевидно, что среди руководства нет "молодой крови", а все те, кто находится в кабинете, пребывают в растерянности. Наиболее активен только директор завода - словно актёр моноспектакля среди зрителей в Доме для престарелых.
К чести руководства завода можно сказать, что вопреки всем трагическим событиям, происходившим в стране, Художественная лаборатория была всё-таки сохранена, и производственный процесс ни разу не прервался. В Дулёво на протяжении всего периода "святых девяностых" вовремя выплачивалась заработная плата, не было простоев и оборудование не было разворовано.
Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.