Испокон Руси крестьянская жизнь строилась по семейному принципу. Волость или село состояло из деревень, где каждая деревня - это несколько фамилий, а то и одна. Макарьевская, Фоминская, Андреевская - даже в самом названии деревни было имя или фамилия.
В деревнях царской России все переженились и большинство являлись родственниками, так как веками жили на одном месте, трудились и редко уезжали. А самым крепким кирпичом в деревне была семья, и одинокие бабы и мужики были бельмом на глазу, жили изгоями.
Потому что большая семья - это залог выживания и достойного будущего, чем больше рабочих рук, тем больше в избе хозяйства и достатка. И надежды стариков на достойную старость.
Главным в крестьянской семье царской России был мужчина. Сначала отец, который затем отдавал управление родом повзрослевшему старшему сыну. У отца оставался решающий голос по важным делам, а когда рождались внуки и он становился дедом, он больше не вмешивался в дела сына, помогая лишь мудростью и советом.
Этот порядок "мужской власти" не нарушался. Даже если сын или отец был недалеким и слабовольным семья чтила его авторитет, традициями сильна крестьянская община. Но мужской диктатуры в деревне не было, потому что сразу за мужчиной стояла сильная женщина.
"Без мужа – что без забора, без жены – что без крыши" любили поговаривать в крестьянской Руси. Как отец или старший сын глава рода, так и мать или жена старшего сына - глава по дому и воспитанию ребятишек. В России ее называли "большуха"
Главная женщина была просто необходима, ведь детей и взрослых в одной крестьянской семье жило до 15-17 человек, включая семьи сыновей ( до отстройки своего дома), стариков и детишек. В этом многочисленном семействе нужна была главная по домашним делам, то есть большуха.
Большуха имела ключи от всех сундуков и дверей, считала домашние запасы, следила за чистотой, чистой одеждой, чтобы все были накормлены. Даже деньги доверял большухе хранить дома её мужик, но права распоряжаться ими было только у него. "Хозяин" называли его в деревне.
Крестьянские избы, если была возможность и лес, строили огромные, как на Русском Севере. Потому что в доме жило несколько семей. Но если сыновей рождалось больше одного, в отцовском доме оставался самый младший. Остальным по мере женитьбы семья рубила свои избы, рядом с родственниками.
Поэтому и появились деревни Фоминские, Макаровские, Захаровские. Потому что когда-то отец Фома срубил по избе своим сыновьям, а те внукам. Так и выстроились в ряд избы Фоминских. С веками появились новые люди, а основатели в названии деревни остались.
Всему этому крестьянскому порядку и заботе о своей семье учились и дети. Старшие дети нянчили и берегли младших, отвечали за них. А младшие привыкали к семейной заботе и коллективной жизни, основанной на древних традициях деревенской Руси.
С вами Лукинский I История!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка моего труда!
Группа Вконтакте | Одноклассники