Найти тему
Do-ko-le?

Что такое правильный пенсионный фонд и зачем нужно всеобщее пенсионное обеспечение

Вот, «Овертайм» - замечательная книга замечательного спортсмена Вячеслава Фетисова. Последнее – бесспорно, а какой он человек – не мне судить. Поскольку в этой своей книге он сам судит себя достаточно строго – и в случае с младшим братом, и по отношениям со своими партнерами и тренерами, и в ситуации со своей женитьбой. Это всё – частная жизнь знаменитого человека и его разнообразный жизненный опыт интересен сам по себе.

Но здесь речь о другом. Вот он, руки в карманах, майор Советской Армии, заходит прямо к министру обороны, маршалу Советского Союза и заявляет…

Заявляет, что он, большой спортсмен, достаточно поработал на страну, возрастом (спортивным) близится к пенсии, и нельзя ли ему чуть-чуть поработать на себя и на свою семью?

Маршал, конечно, ему попенял и напомнил, что ведь ему, Славе, предлагают полковничью должность и, в перспективе – полковничью пенсию.

Вы бы – отказали маршалу? А Вячеслав – отказал!

А ради чего? Да, американцы предложили ему выгодный контракт, но 90 % от суммы этого контракта надо отдавать родной стране. Он ведь его выучила, выделила его семье двухкомнатную квартиру и готовит ему лично хорошую пенсию!

А майор Фетисов, хоть и не спец в финансах, но интуитивно чувствует – великоват налог-то! Тем более, что американцы ему объяснили, что главные налоги с контракта ему придется платить в Америке. И это – не 13 %!

И великий защитник Фетисов уперся на пятачке – даешь «фейр плей!» В итоге он подписал индивидуальный контракт, без участия госпосредников. На чем немало потерял – ушлые американцы сильно утрамбовали его контракт, видя, что деваться ему некуда.

Но зато на этом его упорстве сильно выиграли его верные партнеры: они уже получили вполне американские деньги. Что, даже с учетом отчислений 50 % в пользу «Совинтерспорта», вывело их на заметно более выигрышные позиции по сравнению с контрактом Фетисова.

Но это всё – о его спортивной карьере, а здесь мы поговорим о ее финансовом результате.

Вот как об этом рассказывает сам Вячеслав Фетисов.

«Тяжело смириться с налогами. Я до сих пор не могу привыкнуть, что половину моих денег у меня забирают, но таковы правила.

И это еще – не всё. С каждой заработанной суммы – за игры от рекламы и т.д. игрок отчисляет деньги в пенсионный и страховой фонды.

Есть еще и профсоюз игроков НХЛ. Но в этот профсоюз игроки ничего не платят. Наоборот, сам этот профсоюз зарабатывает на игроках. Как? Выпуском и продажей разной рекламной продукции – открыток, плакатов, значков, маек и т.д. Это – огромный бизнес и отчисления от него идут в пенсионный фонд для игроков. В этот же фонд отчисляют часть своих доходов и хозяева клубов – работодатели игроков.

И все эти деньги в пенсионном фонде не лежат просто так. Они инвестируются в ценные бумаги – что приносит дополнительные доходы фонду.

Да, здесь есть свои риски. В свое время Горди Хоу и Бобби Халл судились с пенсионным фондом – поскольку не получили от него ожидаемых денег. Оказалось, что Алан Иглсон, директор Лиги и профсоюзный босс, распорядился деньгами фонда «без должной осмотрительности».

Было серьезное судебное разбирательство и после этого за деятельностью фонда был установлен строгий внешний контроль. Сейчас любое заинтересованное лицо может получить полный отчет о состоянии активов фонда.

И сейчас пенсия игрока, которую он начинает получать в 55 лет, составляет минимум 250 тыс. дол. в год – при условии, что сыграл не менее 400 игр в регулярных чемпионатах. Это – примерно пять полных сезонов, если без травм.

И есть выбор: взять все накопления разом или получать пожизненную пенсию. Большинство сейчас выбирают пенсию. Кстати, все деньги из фонда можно забрать и до достижения возраста в 55 лет, но это очень и очень невыгодно. Всё в деятельности пенсионного фонда рассчитано так, чтобы игрок имел хорошие выплаты именно к возрасту в 55 лет.

Итак, минимум – 250 тыс. дол. в год. А если игрок «наигрывает» не 400 игр, а в два-три раза больше, то и его пенсия вырастает в той же пропорции».

Этим, кстати, объясняется и то обстоятельство, что многие игроки очень неохотно относятся к участию в чемпионатах мира и Олимпийских играх. За такое участие им не начисляют пенсионные баллы, а риск получить травму и пропустить игры регулярного чемпионата достаточно велик.

Таким образом, игрок – играет, потом – отдыхает до 55 лет, а его денежки тем временем в этом пенсионном фонде крутятся и крутятся. И он в любой момент может посмотреть всю отчетность по его пенсии: сколько там накопилось и сколько он может иметь, если выйдет на пенсию в данный момент.

Надежно, выгодно, удобно? Кажется, так оно и есть.

А почему не так – в нашем Пенсионном фонде?

Надежно? Выгодно? Как-то не очень...

Самое главное - оказывается, в нашем Пенсионном фонде никаких накоплений и вовсе нет! «Фонд» - это так, вывеска для лохов. Нет там никаких наших денег!

А куда же они деваются? Все уходят на выплату пенсий? Но вот, статистика говорит, что более 50 % наших мужчин до пенсии вообще не доживают. И, значит, никаких пенсий они не получают.

Но ведь все мужчины весь свой трудовой срок отчисления в этот фонд платят. И отчисления эти – немалые! Больше, например, чем в США. У них – 13.5 % от зарплаты, у нас – 20 %.

И куда деваются эти деньги? Объяснения нам, конечно, дают, но из них понять можно только то, что понять ничего невозможно. Ну, так на это всё и рассчитано.

Вот, к примеру, с пенсионным возрастом. Вслед за Западом мы его повышаем до 65 лет. Но на Западе люди на пенсии живут по 25-30 лет, а у нас…Про мужчин уже было сказано, но и женщины до западных возрастов не часто дотягивают.

А денег в нашем Пенсионном фонде почему-то всё равно не хватает!

Но если у них с этим «фондированием» ничего не получается, то зачем наводить тень на плетень? Ведь вся наша пенсионная система «сидит» на ежегодных сметах, которые целиком финансируются из бюджетных доходов – налогов, обычных и «социальных» (взносов).

И зачем тогда нужен это автономный Пенсионный фонд? В котором деньги бесконтрольно куда-то утекают! Неужели – только для того, чтобы вывести деяния работников этого фонда из-под нормального, правильного бюджетного контроля?

А есть какое-то другое объяснение? Если оно и есть, то от нас его тщательно скрывают. Что – уже подозрительно!

Ладно, инвестировать им – нечего. Но они и с тем, что есть, не умеют управляться.

Вот, отчисляют какие-то пенсии каким-то виртуальным пенсионерам. Сейчас с этим разбирается Следственный комитет.

Придумали также заморозить индексацию пенсий для работающих пенсионеров. Зачем? Чтобы вынудить этих пенсионеров прекратить свою трудовую деятельность? Чтобы освободить рабочие места для мигрантов?

Но ведь элементарный расчет показывает, что работающие пенсионеры платят государству, в виде налогов и соцвзносов, заведомо больше, чем им положено этих самых индексаций.

Значит, вынудить их оставить работу – нанести ущерб и государству, и бюджету! Но на это и было рассчитано? Такое специальное замаскированное вредительство?

Или – с самозанятыми. Дали им право самим решать, страховаться в Пенсионном фонде или нет. А так как люди видят, что все их отчисления в этом Пенсионном фонде просто «сгорают», то многие предпочитают копить деньги в своих карманах, а не в этом фонде.

И как реагируют власти? Вместо того, чтобы попытаться навести порядок в делах этого Пенсионного фонда, они поощряют самоуправство чиновников в этом фонде: махинации с отказами в индексации пенсии (без всяких оснований), принудительное – вместо добровольного – страхование граждан (которые иногда об этом и знать не знают), придумывание всяких особых «признаков» - занятости без доходов, и т.д.

И вообще с этими «самозанятыми» - странная история. Объясняют всё это тем, что было желание облегчить налоговое бремя для людей, получающих невысокие доходы.

Ну, так чего тут мудрить? Сделайте, как во всем мире, необлагаемый минимум в размере одной тысячи долларов в месяц – и забудьте вообще про эту тему! И людям – облегчение, и налогово-социальным госорганам – лишний груз с плеч!

Нет, надо чтобы с этих людей – хоть шерсти клок. Так ведь они уже и так платят другие налоги – НДС, акцизы, налоги на имущество, и т.д.

Ну нет, здесь нужна – особая новация! Типа – люди выйдут из тени и бюджет получит дополнительные доходы.

А что получилось? Те, кто не платили никаких налогов, даже и не сдвинулись с места. К примеру, у нас доходы от коррупции составляют до 20 миллиардов долларов ежегодно. И что, эти коррупционеры бросились регистрироваться самозанятыми и платить налоги?

Да нет, конечно. В самозантые пошли люди, которые платили налоги по другим режимам, и в итоге бюджет не только не получил дополнительных доходов, но стал терять из того, что имел ранее.

И что – наши чиновники исправились? Нет, они стали закручивать гайки, где надо и где не надо. Вот – они стали «ловить» людей, которые раньше работали по найму, а теперь стали массово переходить на работу по договорам.

«А вот вы нам докажите!» Так ведь это – рынок, свобода людям выбирать вид и формы своей хозяйственной деятельности! Можно всё то, что не запрещено!

Ну, ничего, у нас ведь и административный произвол законом тоже не запрещен. Поэтому…

Вот пример – с блогерами. Они, якобы, неправильно регистрируют свою деятельность. Чиновники – проснулись. Раньше обычными, нормальными средствами – как во всем мире! – они эти доходы выявить не могли. Терпели, мучались, но нормально работать всё равно так и не начали.

А когда терпение кончилось, сразу – обыски, задержания, аресты счетов, полицейские спецмероприятия. Так в Америке уже сто лет назад с мафией боролись методами правильного налогового контроля!

Но – нет, мы так, как все – не можем. Нам нужны новации!

И вот – с нашими всеобщими пенсиями.

Откуда вообще взялась эта идея? Военные – погибают, оставляют семьи, детей. Получают ранения – служить и вообще работать уже не могут. И первоначально пенсии – это социальное обеспечение исключительно вдов и сирот.

Но вот и на гражданскую госслужбу стали приходить люди, которые работают не за поместья, а за зарплату. Выбор – невелик: либо им надо платить оклады пожизненно, либо признать их право на пенсию.

На тех же принципах стали строить свои отношения и крупные организации, набирающие людей на условиях пожизненного найма: почта, железные дороги, пожарные службы, корпорации. Эти организации и корпорации стали организовывать свои собственные пенсионные фонды. Про Пенсионный фонд НХЛ нам рассказал Фетисов. Свой пенсионный фонд есть и у ООН.

Итак, общий принцип – пенсии важны и необходимы только для людей, работающих ПО НАЙМУ!

Ведь почему вообще люди ищут работу по найму, идут работать – «на хозяина»? Потому, что у них нет других источников дохода (капитала, ренты, наследства и т.д.), а сами они – не умеют обеспечивать себе свое самостоятельное существование.

Но, если у людей нет необходимости работать по найму и они имеют какие-то свои самостоятельные источники доходов, то они могут жить на эти свои источники доходов – и до конца своей жизни! Зачем им еще какая-то пенсия?

Но если они все же хотят как-то подстраховать себя, то они могут создать для себя свой особый страховой фонд – для этого придумана форма траста.

А если всё вдруг пойдет не так… Если вдруг всё пойдет не так, то для этого есть услуги пенсионного страхования - у частных компаний или в частных пенсионных фондах. И оно, это страхование – добровольное! Не хочешь – не надо.

И накопления этих страховых компаний и фондов составляют основной источник инвестиций на фондовом рынке. А эти инвестиции идут на развитие экономики – что всем очень выгодно!

Но почему у нас это не работает?

Да потому, что у нас бессмысленно заниматься частным предпринимательством – из-за налогов, и вообще копить деньги – из-за инфляции.

В итоге у нас сформировался своего рода «общественный договор» - между государством и народом: «Мы вам не дадим копить деньги и богатеть, но вы тогда получите от нас – всеобщее пенсионное обеспечение».

Звучит, вроде бы, неплохо. Если не видеть того, что это пенсионное «благо» предоставляется нам за наши же деньги! Плюс мы должны содержать армии пенсионных и социальных работников. Плюс строить им дворцы!

И всё это – за счет наших налогов!

Но ведь такое сплошное обязательное пенсионное обеспечение – так ведь это чистый государственный социализм! Когда никакого выбора ни для кого нет и все социальные блага - для всех одинаковые.

Правда, в пенсиях у нас есть особая дифференциация. Для военных и госслужащих пенсии – особые. И у них там свои индексации и свои иные компенсации (к примеру – бесплатные квартиры, дома отдыха, и т.д.).

А чем это – плохо? Вот только один пример. В США профсоюзы пробили для себя обязательное пенсионное страхование за счет компаний. В итоге дело дошло до того, что в цене каждого американского автомобиля страховые пенсионные взносы превысили одну тысячу долларов.

И американская автомобильная отрасль, под давлением японских и корейских конкурентов – просто скончалась. Загуглите картинки из некогда процветающего Детройта – ничего они вам не напоминают?

Но ведь у нас то же самое делает государство! Просто – в других масштабах. Налогами и социальными пенсионными сборами мы уничтожаем всю нашу частную производственную деятельность. Выживают только те компании и предприятия, которые живут за счет госзаказа или которые гонят наше сырье за рубеж.

Да, у нас государством поставлена задача повышать долю несырьевого производства в экспорте. Но какова эта доля сейчас? Все скромно помалкивают на этот счет…

Итак – настоящих правильных, для всех полезных, пенсионных фондов у нас. Настоящей частной рыночной экономики у нас тоже нет. Настоящих денег у нас не было и нет (рубль уже упал ниже цента). Настоящего экспорта у нас нет – мы вывозим только сырье. Но это могут делать и без нас…

И у нас нет даже и настоящего договора между народом и государством. Обе стороны друг друга обманывают. Примеры даже и приводить не буду – их полно.

Скажу только за себя. Вот, в ПФР придумали, что я – «ИП». И сразу, с моей единичкой, увеличили численность наших предпринимателей! А потом – вынудили меня зарегистрироваться «самозанятым». И сразу уменьшили наш уровень безработицы!

Вот как удачно! Обманули меня – с индексацией моей пенсией. И всех вас – с нашими глобальными экономическими показателями. И все – довольны?

Ну, так, наверное. Кроме меня, разумеется…