Начну с азов, с общего представления о земле. В книге Бытия слово земля встречается много раз, при этом имеет несколько значений. Это очевидно, когда смотришь на оригинал, написанный на древнееврейском языке, где в разных местах написаны совершенно разные слова. Однако это не говорит о бедности славянского языка, просто некоторые слова, имели очень важное значение, затрагивая разные сферы жизни человека. Такие, например, как: земля, мир, свет, небо и др.
Книга Бытия начинается с описания сотворения Богом неба и земли (1.1). В данном случае имеется ввиду земной видимый мир (все наше пространство, включая нашу галактику и вообще весь космос) и мир небесный невидимый (где обитают ангелы). Во второй день уже была сотворена твердь – то есть наша планета. Далее шло постепенное преображение Земли. Сначала твердь разделилась на воду сушу, затем, на третий день земля стала плодородной и на ней произросли растения. Создав на шестой день человека, Бог сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (1.28). То есть Бог специально создал землю для человека.
Притом сам человек был создан из земли! «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2,7). Отметим, что первоначальный еврейский текст Библии говорит не о дикой степной земле, стихийно приносящей плод (sadeh), и не просто о всей земной поверхности (eres), но об adamah - обработанной земле. То есть земле, прежде обработанной Творцом, готовой принять «дыхание жизни», что аналогично понятию плодородной почвы.
Роль земледельца особо подчеркивается в святом Писании. Можно считать первым земледельцем самого Творца, который насадил (так и написано, не сотворил, а именно насадил) рай в Эдеме. И человек просто пользовался плодами этого сада. Но после первородного греха ситуация изменилась. Земля была проклята, в мир пришла смерть. Адаму же была дана новая заповедь: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (3.19). Задача человека, как земледельца еще раз упоминается в конце третьей главы: И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят (3.23). Так Адам по завету Бога стал земледельцем, вторым после Творца. Адам, возделывающий землю, является прообразом Бога-земледельца, не только сотворившего все сущее, но и подготовившего почву для создания главного плода труда и любви – человека. Теперь человек должен сам стать земледельцем, производить потомство и питать его плодами своего труда. В этом просматривается невероятный и премудрый замысел Бога и его любовь: через проклятие приблизить человека к Богу, уподобить его себе, несмотря на совершенный грех. Человек, таким образом, должен был пройти сложный путь от наивно-детского понимания Творца к осознанному взрослому. Его любовь к Богу должна была стать более зрелой, через страдание и смерть. Ради этого Бог не пожалел принести в жертву и себя.
В земледелии соединяются три основополагающих жизненных понятия: земля, воля и труд. Дикое поле по воле творца и благодаря труду человека преображается в плодородную землю, являющуюся источником питания. Земледелие по сути своей есть богообщение. Через него устанавливается новая связь между Богом и человеком. Вспомним, что и жертвы, приносимые Творцу в Ветхом Завете, были земледельческими плодами.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что человек имеет как физическую, так и сакральную связь с землей, он не только ею обладает, но и состоит из нее! Что наглядно показывает нам как Библия, так и собственный язык, где слово «персть» означает и землю, и прах (остатки плоти). Это подтверждается и научно, т.к. тело человека, как и тела других живых существ, разлагается на органические вещества из которых состоит почва. А в русской культуре есть еще и подобное общественное понятие: земля – народ (например, такой устойчивый фразеологизм – «как земля решит»).
Брошенная земля, как некогда проклятая, зарастает сорняками, и задача человека преображать ее, чтобы земля могла произвести плод, об этом прямо сказано в Ветхом Завете, причем несколько раз. Земледелие – первое жизненно необходимое дело человека. Но если человек имеет власть преображать землю, сам являясь землей, можно предположить, что влияние это взаимное. Сама по себе земля безличностна, но человек не может не испытывать ее влияния будучи ей сродни. Человек без земли тоже пустеет, зарастает сорняками и перестает приносить плод, как бы теряет один из образов своих. «Как без пахаря-хозяина и добрая земля горькая сирота – так и он без земли – что без живой души в своём богатырском теле» – говорится в русских былинах.
Даже когда человечество отошло от Бога и обратилось в язычество, заповедь эта неукоснительно исполнялась. Люди наделили землю божественными и человеческими качествами, покланялись ей наряду с солнцем и луной, водой и лесом. Земля имела первостепенное значение, только она могла обеспечить жизнь людей, почва производила плод, вода удерживалась твердью, даже солнце без земли переставало иметь какое-либо значение, так как солнце могло произрастить только то, что уже посажено в землю! Это хорошо понимали наши пращуры.
Поэтому и после принятия христианства оставалось уважительное отношение к земле, большинство праздников было связано с земледелием, многие из них органично вписались в церковные праздники. Хотя если подумать, христианство и не могло в данном случае войти в противоречие с народными традициями, т.к. почитание земли, как это видно из книги Бытия, было предусмотрено самим Богом. А утверждения будто язычество имеет гораздо большее почтение к земле и окружающей среде, т.к. наделяет ее божественными качествами – в корне неверно. Во-первых, не все «боги» были хорошими, наделяя предметы личностными качествами, люди придавали им и человеческие страсти: гнев, жестокость, жадность и т.д. Неблагоприятные явления природы расценивались, как кара. Поэтому почтение богов основывалось на страхе перед наказанием. А иногда приводило к борьбе или негласному сопротивлению. Так, например, лес, как место обитания всякой нечисти, старались вырубать. Тут решались сразу две задачи: высвобождение пахотных площадей и борьба с нечистой силой. Во-вторых, христианство, обезличивая творение, открывает Творца, а как же можно не чтить то, что сотворил всеблагой и всемогущий Бог? Почитание природы переходит здесь на иной, более осознанный и глубокий уровень, основанный не на страхе прогневать капризных богов, а на любви Творца, заботящегося о своем творении. Узнавши и возлюбивши Творца, возлюбили и творение.