Найти тему
Александр Долгих

5 экспериментов над крысами, которые помогли понять много нового про людей

Оглавление

Лабораторные мыши и крысы ― это именно те «братья наши меньшие», которые сделали для науки больше других животных. Именно на них проводились и до сих пор проводятся многие эксперименты, в том числе социальные. Эти животные выбраны для опытов неспроста: они достаточно высокоорганизованные, имеют сравнительно короткий жизненный цикл, а их физиология напоминает человеческую.

Эполеты и галеты

В 1994 году учёный из Франции Дидье Дезор, работавший в Университете Нанси опубликовал научную работу о социальной иерархии крыс. Исследование было связано с погружением животных в воду.

Первоначально в опыте участвовало шесть особей: белых лабораторных крыс. Для опыта учёный приспособил стеклянный ящик с выходом наверху: для крыс это был путь к кормушке. Выход из ящика был выполнен в виде тоннеля с лестницей, которая спускалась на дно соседней ёмкости, наполовину заполненной водой. На стенке этой ёмкости и была размещена кормушка. Чтобы добраться до еды, крыса выныривала из тоннеля, после чего могла схватить галету из кормушки. Только чтобы съесть еду, животное должно было вернуться на сушу.

-2

Такой способ добычи пищи был сложным, потому две крысы из шести вскоре стали эксплуатировать остальных. Они не ныряли за кормом сами, а отнимали его у троих других. Последняя же крыса не только успешно ныряла за галетами, но и не позволяла «эксплуататорам» их отнять. Эксперимент повторяли с другими особями, но результаты были примерно такими же: даже в группах, собранных из одних «эксплуататоров» или одних «рабов» сразу возникала иерархия.

Тогда доктор Дезор увеличил количество крыс до 200. К утру трое из них были убиты в драках, среди же остальных сформировалась ещё более сложная иерархия. Появилась «высшая» каста («генералы»), корм которой приносила «средняя», отбиравшая его у «рабочих»-ныряльщиков. Также присутствовали «автономные» особи и «попрошайки», питавшиеся крошками, найденными на полу. Когда Дидье Дезор произвёл вскрытие и исследование крови нескольких особей, оказалось, что все они испытывали стресс, причём самый сильный ― «экксплуататоры».

-3

Данное исследование дало учёным-бихевиористам повод сделать мрачный вывод о бесполезности любых преобразований в обществе и генетически обусловленных инстинктах социальной несправедливости.

Генетически модифицированная мышь

В 2007 году учёные из университета «Кейс Вестерн Резерв» в Огайо попытались создать «супермышей» путём модификации их генома. В процессе эксперимента было выведено около 500 особей в разы более сильных и выносливых, чем их собратья. Например, эти мыши могли бежать в колесе более шести часов, не останавливаясь: обычная мышь устаёт минут за 30―40. Также «модифицированные» мыши жили намного дольше обычных, а репродуктивные функции у них работали даже в старом возрасте. При этом такие мыши ели больше почти на 60% по сравнению с контрольной группой, однако лишний вес не набирали.

Данный опыт показал, какие фантастические последствия может дать модификация всего одного гена. Только вот «учёные мужи» решили, что производить подобную модификацию генов человека просто неэтично.

Зона «чистого счастья»

В 1950-е годы психологами Миллером и Олдсом был проведён эксперимент, позволивший обнаружить в крысином мозгу так называемую зону «чистого счастья», хотя изначально учёные искали центр, отвечавший за боль.

На голове и мозге крысы были закреплены электроды. Чтобы замкнуть электрическую цепь, крыса должна была нажать на кнопку. Странно, но животное нажимало её вновь и вновь, до 2000 раз в час. При этом крыса (самец) не спала, не питалась, не реагировала на самок и физическую боль. Её интересовала лишь «кнопка удовольствия». Похожие зоны мозга есть у человека и всех остальных «высших» животных. Учёные до сих пор спорят о точном назначении таких участков мозга.

-4

«Любовь» в невесомости

Учёных давно интересовал вопрос: а как же будет происходить спаривание и размножение животных (да и людей) в космосе в условиях невесомости? В 1979 году эксперимент решили поставить на крысах: они были отправлены в космос на одном из космических аппаратов «Фотон».

Первый эксперимент потерпел неудачу: спаривание произошло, но беременность не наступила. В следующей группе крыс забеременели две самки: они провели в невесомости пять суток, то есть четверть беременности. Ещё одна группа беременных крыс провела в космосе десять дней. Животные из обеих групп вскоре принесли потомство. Только вот крысята родились с малым количеством нейронов: то есть буквально «постаревшими». Считается, что это произошло от космической радиации, особенно сильно влияющей на растущие организмы.

Эксперимент позволяет предположить, что похожие последствия могут ожидать и людей, пожелавших размножаться в космосе.

Развлечения и морфин

В 1970-е годы учёный из Канады Брюс К. Александер решил исследовать, как формируется наркотическая зависимость: его подопытными стали крысы. Он планировал доказать, что на наркотики «подсаживаются» лишь те животные, у которых нет других развлечений в тесных клетках.

-5

Для эксперимента доктор Александер создал для крыс «парк аттракционов». Здесь было много домиков-гнёзд, тоннелей, беличьих колёс, игровых мячиков, а также много разного корма. Заселили в этот «рай» 16 разнополых животных, а «контрольную» группу ― в обычные клетки, каждого в отдельную. И у тех, и у других был доступ к обычной воде и воде, в которую была добавлена смесь морфина с сахаром (несладкую воду с морфином крысы пить не захотели, ведь она была горькой).

В итоге предположение Брюс К. Александера подтвердилось: обитатели тесных клеток в большинстве своём подсели на морфий, в жители «парка» ― нет. Конечно, многие обитатели парка пробовали наркотический раствор, причём некоторые два-три раза, но признаков настоящей зависимости, когда животное практически не отходит от поилки, не проявляли.

Далее доктор Александер поменял местами некоторых особей. Обитатели парка, помещённые в клетки, пристрастились к морфину в считанные дни. А «зависимые» из клеток, попавшие в парк, вели себя иначе: нет, они не «завязали» совсем, но стали употреблять воду с морфином намного реже, что позволяло им общаться с собратьями и развлекаться в парке.

-6

Таким образом, эксперимент доктора Александера разрушил версию, что опиоидная наркомания ― это чисто химический процесс, бороться с которым зависимый не в силах. Научное сообщество не было готово пересматривать концепцию, потому результаты эксперимента замяли.

Мой канал ВКонтакте и ещё несколько интересных статей:

Наука
7 млн интересуются