Как вы знаете, у стран БРИКС есть свой общий банк, который называется "Новый Банк Развития" (НБР). Он создавался для участия в финансировании (кредитовании) различных инфраструктурных проектов стран-участниц. В частности, некоторые такие проекты НБР кредитовал и в России, однако в 2022 году, в связи с санкциями, прекратил это делать.
Как вы должны понимать, банк не берет деньги из ниоткуда. Чтобы выдавать кредиты, нужны ресурсы. В формировании начального уставного капитала НБР приняли участие все входящие в объединение страны, в т.ч. и Россия. Какие конкретно суммы были внесены каждой страной - такой информации я нигде не нашел, но общий изначальный уставный капитал банка БРИКС составлял 100 млрд долларов.
Отсюда понятно, что суммы немалые, и вероятнее всего, взнос России измеряется двухзначным числом миллиардов долларов. В рублях - это триллионы.
Исходя из перечня тех проектов, которые уже были прокредитованы НБР в России за несколько лет, понятно, что страна получила от банка средств в разы меньше, чем в него внесла. Причем получила не просто так, а на возвратной основе и под проценты. То есть, как кредиты.
Но деятельность банка БРИКС не стоит на месте, тем более с таким активным развитием данного объединения, которое мы наблюдаем в последнее время. Желающих прокредитоваться там становится все больше, и будет еще больше с принятием в состав БРИКС новых членов, поэтому НБР нужны дополнительные ресурсы, пассивы для выдачи кредитов.
Для привлечения этих средств НБР, как это делает и любой другой банк, сам занимает деньги. Там решили пойти путем выпуска облигаций.
Например, недавно финансовый директор НБР Лесли Маасдорп сообщил, что в течение 2023 года банк БРИКС планирует выпуск облигаций на общую сумму 6 млрд долларов. Часть из них он уже выпустил: в апреле были размещены бонды в долларах на 1,25 млрд, а также в юанях на 1,3 млрд долларов в эквиваленте. Таким образом, во втором полугодии планируется привлечь еще более половины запланированных средств через выпуск облигаций.
Это привлечение, как утверждает госп. Маасдорп, уже во многом будет происходить в национальных валютах стран-участниц объединения, а это означает, что деньги банк БРИКС планирует занимать уже не у всех желающих, а у конкретных стран.
Ну вот выпуски в долларах, и в какой-то степени даже в юанях потенциально могла приобрести любая страна. А вот в южноафриканских рандах - уже практически наверняка только ЮАР. Странно, если бы такие бонды купила, например, Бразилия. Да и размещаются такие выпуски не в штаб-квартире НБР в Китае, а конкретно в тех странах, в чьих валютах они номинированы.
Кстати, первый выпуск облигаций в рандах НБР уже осуществил - он размещен 15 апреля на общую сумму 1,5 млрд рандов (в эквиваленте около 78 млн долларов). Как пишут СМИ, этот выпуск получил самый высокий кредитный рейтинг на местном рынке с 2015 года.
Это совершенно не удивительно, и показывает, что риск дефолта банка БРИКС ниже, чем риск дефолта всего государства ЮАР. Можно только представить, какая разница в рейтингах будет у Аргентины, Ирана или Эфиопии.
В ближайшее время также, по информации финдиректора НБР, планируется размещение облигаций в Индии в индийских рупиях на сумму 2,5 млрд долларов.
А далее рассматривают возможность эмиссии ценных бумаг в нацвалютах Бразилии, России, а также Объединенных Арабских Эмиратов.
Смотрите, ОАЭ еще даже официально не стали членом БРИКС, а банк БРИКС уже хочет занимать там деньги для возможности финансирования других стран (так как страны-неучастницы он финансировать не может по Уставу). Как вам такое?
Также обращаю внимание, что в списке стран-кандидатов на размещение бондов находится Россия. То есть, банк БРИКС хочет занимать деньги и у российских кредиторов, инвесторов в рублях. Но при этом кредитовать проекты в России после введения санкций банк БРИКС не хочет по понятным причинам - чтобы не попасть под вторичные санкции, и это официальное заявление главы НБР Дилмы Руссефф:
Понятно, что из-за высоких кредитных рейтингов банк БРИКС будет привлекать финансовые ресурсы под минимальные проценты. Явно ниже, чем даже доходность самых низкодоходных ОФЗ (что логично: сочетание риск/доходность). Но привлекать для кредитования проектов в других странах.
Выгодно ли это, допустим, России, которая станет для этого банка источником финансовых ресурсов, но не сможет получать от него кредиты? Мое мнение: скорее нет, чем да.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!