Пошел в туалет и затопил подлодку — так одной фразой можно охарактеризовать завершение военной карьеры капитана Карла Адольфа Шлитта, командира нацисткой субмарины U-1206. При всей нелепости этих слов событие имело место в конце Второй мировой войны. Оно получило известность благодаря книге немецкого историка Йохена Бреннеке, который изложил события, опираясь на рассказы очевидцев.
Инновационная субмарина
Подлодка U-1206 поступила на службу в кригсмарине (военно-морские силы нацистской Германии) в марте 1944 года. На то время она была одной из самых высокотехнологичных субмарин. Кроме усовершенствованной боевой части подлодка благодаря немецким инженерам обзавелась инновационной системой утилизации отходов. В то время как большинство подлодок хранили их в специальных отсеках, на U-1206 можно было сбрасывать продукты жизнедеятельности прямо в море. И причем делать это, находясь на глубине. Это стало возможно при помощи камер высокого давления — хитроумной системы рычагов и клапанов, обучиться пользоваться которой было не так-то просто. Поэтому инженеры разработали подробную инструкцию, ознакомиться с которой должен был каждый новый член команды.
Знал о ней и командир U-1206 — 26-летний капитан-лейтенант Карл Адольф Шлитт, который принял субмарину в июле 1944 года. Проблем с пользованием высокотехнологичным гальюном у него не возникало — целый год система функционировала вполне успешно. Проблемы начались 14 апреля 1945 года, когда на U-1206 вышел из строя левый дизель. Лодка в это время выполняла боевую задачу по обнаружению и уничтожению противника и находилась недалеко от берегов Шотландии. В результате поломки она не смогла атаковать встретившийся ей конвой, так как не хватило электроэнергии для маневра. Капитан Шлитт принял решение лечь на грунт и заняться ремонтом дизеля.
Цепочка несчастий
Беда не приходит одна — вслед за дизелем вышел из строя один из клапанов системы смыва в персональном гальюне командира. Шлитт, разумеется, об этом не подозревал. После похода в туалет он не смог произвести смыв. Поэкспериментировав с клапанами и рычагами, командир решил позвать корабельного механика, как писал в своей книге Бреннеке, "гальюнных дел мастера". Однако тот был занят ремонтом дизеля, поэтому Шлитт приказал вахтенному матросу посмотреть в чем там дело и устранить досадную поломку.
Откуда же было знать бедному парню, что командир в попытках смыть содержимое не закрыл задвижку, которая отсекала бак высокого давления от самого унитаза. Матрос полез в систему, открыл несколько клапанов, да только усугубил положение, так как в результате манипуляций столб воды шириной в ногу с шумом и пеной вырвался вертикально вверх, со всей силы ударил в потолок гальюна и окатил ремонтника.
Быстро перекрыть систему не получилось — матроса и поспешившего ему на помощь механика отбрасывало бившей под давлением морской водой. Лодка находилась в тот момент на глубине 90 метров, так что давление было приличное и соленая вода быстро поступала внутрь отсека через хитроумное изобретение.
Чтобы уменьшить давление, Шлитт дал команду подняться на перископную глубину. Это было сделано, но открылась третья беда в этой роковой цепочке. Под гальюном командира находился отсек аккумуляторных батарей. Морская соленая вода, просочившись туда, попала на пластины, вызвав выделение едкого хлора. Клубы газа стали распространяться по субмарине. Пришлось полностью подниматься на поверхность, чтобы открыть рубочный люк. Смерти в газовом мешке удалось избежать — заработала система вентиляции и в U-1206 стал поступать свежий воздух. Однако субмарину заметили английские бомбардировщики, которые не преминули воспользоваться таким жирным шансом, всплывшим им прямо в руки.
И хоть сброшенные бомбы не попали непосредственно в субмарину, Шлитт приказал покинуть корабль. Четыре надувные лодки с экипажем U-1206 вскоре заметили британские корабли, которые приняли на борт и пленили немецких подводников. Саму же субмарину расстреляли подошедшие линкоры. Так закончилась короткая история немецкой подлодки, которую погубил собственный капитан при помощи смертоносного гальюна.
Сомнения
На этом в истории можно было бы поставить точку, однако современные военные исследователи не поверили опубликованному в книге Бреннеке рассказу и провели собственное расследование. Тем более что сделать это было несложно — командир Карл Адольф Шлитт после плена вернулся в Германию, и с 1964 по 1970 годы работал на должности мэра города Ольденбурга. Так вот он заявил (весьма неохотно — историки писали, что бывший командир U-1206 поначалу наотрез отказывался говорить о судьбе подлодки), что никакой гальюн он на субмарине не ломал, а забортная вода поступила в лодку в результате выхода из строя одного из клапанов, не относящегося к системе смыва.
Кто-то поверил Шлитту, кто-то нет. Однако в мировую флотскую историю случай с U-1206 вошел как самая нелепая гибель субмарины за все время. И пусть даже обстоятельства затопления были совсем иными, от реноме "гальюнной гибели" этой лодке теперь уже никогда не отмыться.
А вот в пропаже советской подлодки Щ-117 в 1952 году нет никаких сомнительных обстоятельств. Впрочем, и однозначной версии ее гибели тоже нет. По всей вероятности "Щука" затонула. Только вот как? 👇:
(При написании статьи была использована информация сайтов: warspot.ru; warisboring.com)