Прекрасная пора – детство! Родители радуются, как растет их беззаботный малыш.
Ребенок радуется миру, кажется, что так будет продолжаться всегда, но!
Наступает школьная пора и вот тут начинаются проблемы, как у ребенка, так и у родителей. Отлично, если малыш успевает в школе, все счастливы. А если ученик не так успешен, как это рисовали себе родители? Если ребенок не усваивает программу общеобразовательной школы?
Вот тут начинаются взаимные упреки учителей на родителей, родителей на учителей и всех вместе на ребенка.
Ученик — учитель— родитель, кто в этой цепочке виноват в неудачах ребёнка в школе
Но кто виноват из них, кто прав? Давайте попробуем разобраться, хотя бы задеть эту больную тему.
В чем всегда взрослые обвиняют ребенка изначально? Правильно, в лени. Рассмотрим, что такое лень и всегда ли в основе лежит только лень?
Что такое "лень"
Лень имеет несколько причин:
- гиперопека – состояние, когда взрослые настолько опекают своего дитя, что буквально душат своей заботой, как следствие, вырастают инфантильные принцессы и принцы.
Сначала ребенок в такой семье пытается что-то делать сам, но через некоторое время сдается и наблюдает за стараниями взрослых, как в бытовых ситуациях, так и в учебе в школе.
Ребенок не приобретает навык научения и преодоления трудностей, а учеба, это работа и преодоление трудностей (гиперопека взрослых играет злую шутку);
- СДВГ - состояние, которое характеризуют врачи, как Синдром дефицита внимания и гиперактивности – врачи предполагают, что данное расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями, нарушениями:
· концентрация внимания
· избыточная подвижность
Как следствие – дисграфия (см.словарь основных психологических терминов, новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу, рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. Т.е., ребёнок может писать, но буквы настолько корявые, их сложно прочитать.
Дислексия – (от греч. dis –расстройство и lexia – речь) – нарушение способности к чтению. Возникает из-за недоразвития или повреждения определенных зон коры головного мозга, проявляется чтением ниже ожидаемого уровня для своего возраста.
В отличие от алексии, утрате способности читать, дислексия характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов.
Есть смешанная форма СДВГ, когда присутствуют сразу две формы и как бы дополняют друг друга.
Это можно так же причислить к лени, если не понимать, что ребенок не ленится. Он не может сосредоточиться, чтобы понять информацию, которую предлагают учителя, которую он должен усвоить.
Отсюда делаем вывод, что проблемы в обучении имеет комплексную основу и, как не странно, многое заложено в младенческий период, первых лет жизни. Именно об этом бьют тревогу, как зарубежные специалисты, так и наши нейропсихологи.
Попробуем разобраться вместе с выдающимися учеными.
Как велосипед мне открыл глаза
Однажды ко мне обратилась мамочка с ребенком. Запрос - выявить причины трудностей в обучении.
Во время беседы с мамочкой мы, казалось бы, многое выяснили и вдруг она проговаривается, что ребенок учится в третьем классе, но никак не может научиться ездить на велосипеде, не держит равновесие.
Вот где оказалась зацепка многих проблем!
Далее при беседе выяснились еще ряд признаков вестибулярной дисфункции, а именно:
- будучи совсем малышкой, девочка не любила играть на детской площадке, боялась каруселей, подвесных лестниц, боялась и плакала, если мама садила ее на качели;
- плакала, если заходили в лифт, а т.к. семья проживала на 7 этаже, то приходилось буквально силой затаскивать ребенка в лифт, не обращая внимания на крики ребенка;
- не любила прыгунки, от которых старшая дочь была в восторге;
- до сих пор избегает быстрых или вращательных движений.
Я обратила внимание, что у девочки слабый мышечный тонус. Она сутулилась, выполняя задания часто придерживала голову руками, быстро уставала.
Со слов мамы, девочка часто падала «на ровном месте».
Испытывала трудности в застегивании пуговиц.
К сожалению, мама всегда ей помогала, как она выражалась: «чтобы было быстрей». А затем и вовсе постаралась покупать все на липучках, и молнии, хотя с молнией тоже были проблемы, трудности были попасть в пазы молнии.
Я предположила, что у девочки незрелость моторных навыков.
Читатель может меня упрекнуть – где вестибулярный аппарат, незрелость моторных навыков, и где успеваемость? Подождите, не спешите, все по порядку.
Немного о нейрофизиологической психологии
Прямую зависимость от всех этих навыков выявил английский ученый, нейропсихолог Питер Блайт, впрочем, он не один убедился в своих наблюдениях.
Его жена, Салли Годдард Блайт, директор Института Нейрофизиологической Психологии, в своей книге «Хорошо сбалансированный ребенок» так же ставит вопрос о прямой зависимости движения, физического развития ребенка и его скорости мышления, его восприятия информации. Она отмечает, что обучая тело, мы одновременно питаем мозг.
Обучая тело чему, спросите вы? Движению, развитию, как не странно вестибулярного аппарата, умению удерживать равновесие, развитию мелкой моторике и не только.
Кому интересно, можете прочитать подробно его труды в этом направлении.
Питер Блайт выяснил, что дети, у которых проблема в обучении в общеобразовательной школе, имели постуральную неустойчивость. Простыми словами, у них присутствовала неуверенность в удержании своего тела в положении стоя, или при смене положения. Именно данная неустойчивость наблюдается при патологии вестибулярного анализатора и незрелость моторных навыков.
Значит, двигательная активность, причем разработанная специально для этой группы детей, даст предположительно хороший результат.
Вспомните, старшее поколение, чем мы занимались на переменах? Во что играли?
Прыгалки, в козла, я имею ввиду, когда мальчишки прыгали друг через друга, в классики, в мяч, в лапту, соедините это с тем, какие навыки мы приобретали во время игры.
В данной статье я не буду рассматривать полностью научные работы, данных ученых, их сейчас очень много.
Китайское чудо?
Одно могу сказать, сейчас много говорят о Китайском чуде, а ведь чуда, как такового нет, есть программа физического развития детей, с малых лет и до глубокой старости прививается культура физической нагрузки.
А проведения перемен в Финляндии? Там ребята все перемены и очень много часов проводят на свежем воздухе играя в различные игры. Там никаким мамочкам не придет в голову взять справку ребенку освобождение от физкультуры.
Методикам и методам коррекционных занятий Блайта обучаются учителя уже во многих странах для ребят с трудностями в обучении.
Еще, очень важно отметить, что равновесие, осанка, играют значительную роль в успеваемости. Помните, в Советские времена были парты, специально предназначенные для правильной осанки, для каждого класса были свои, сейчас только в элитных школах есть парты под детей, в остальных просто столы, а значит и осанка, и зрение…
Уважаемые учителя, скоро начнется новый учебный год, если у вас в классе есть такие ребята, то обратите внимание родителей на эту проблему. Ведь зачастую учителя требуют увеличить время на практические навыки ребенка чтению, письму, но проблема физиологическая, а значит необходимо немного пересмотреть процесс обучения.
Почему бы не делать физкульт минутки с использованием упражнений на развитие моторики? Весело и с пользой.
Необходимо следить за развитием ребенка с грудного возраста, это кирпичики в его развитие. Если интересно, я могу рассказать, на что обратить внимание в развитии ребенка от нуля до 3-4 лет, не забывайте, дети не шалят, дети учатся жить и развиваться в этом сложном для них мире. Это не значит ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ, это разумное развитие с участие родителей и педагогов садов, школ.
Вот несколько упражнений из нейрогимнастики, которые вы можете выполнять как дома, так и в школе во время физкульт минуток
Упражнение «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
«Ухо-нос»
Левой рукой возьмитесь за кончики носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. Повторить 10-15 раз.
Таких упражнений очень много, все они направлены на координацию движений, не скучные, если мы играем, проводим упражнение с ребятами, стоит веселье.
Так незаметно для ребенка проходит коррекция, кстати, обращаю ваше внимание, что коррекция такая необходима и для людей старшего поколения.
Автор: Виктория Николаевна Сотник, преподаватель, практикующий психолог, многодетная мама 4 уже взрослых детей.
Другие статьи Виктории Сотник вы найдёте в персональной подборке