Найти в Дзене
Городские Контрасты

Три плюса и три минуса Ярославля

Оглавление

Ярославль – крупный город с населением 570 000 человек, расположенный на Волге примерно в 250 км от Москвы. Город является промышленным и туристическим центром, входит в Золотое кольцо и имеет большую историю. Сегодня мы посмотрим, как выглядит Ярославль.

Плюсы

1. Историческая ценность

В первую очередь, Ярославль – город с большой историей. Исторический центр города находится под защитой ЮНЕСКО как «выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II.

Самой известной достопримечательностью центра Ярославля, конечно является Кремль. Не буду о нем говорить, о нем и так много сказано другими.

Отдельную ценность представляют храмы Ярославля. В городе действует 28 церквей и каждая из них является памятником архитектуры.

На фото ниже, например, Летний храм Николо-Пенского прихода в Толчкове, построенный в XVII в. В советское время он был закрыт, разграблен и приспособлен под жильё и склады. Возвращен верующим в 1987 г.

-2

На этом фото – Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (XVIII в.) и Церковь Димитрия Солунского (XVII в.).

-3

Об этом уникальном храме я писал в статье про Красный Перекоп. Церковь Петра и Павла (1744) была построена в стиле Петровского барокко и немного похожа на Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

-4

Вообще, Ярославль – мультиконфессиональный город. Здесь есть и мечеть, открытая в 1914 г.

-5

В 2017 г. на окраине города была открыта армянская церковь Сурб Геворг.

-6

Также в городе действует синагога и лютеранская Церковь Святых Петра и Павла.

2. Общественный транспорт

-7

Ярославль порадовал хорошим общественным транспортом.

Во-первых, здесь есть не только автобусы, но и троллейбусы и трамваи. Трамвайная система, правда, в последнее время была сильно сокращена, да и сами трамваи довольно старые, но, тем не менее, пользуются популярностью.

Во-вторых, почти все автобусы здесь новые и комфортные. Маршруток почти нет, грязные ПАЗики с рекламой отсутствуют.

В-третьих, все автобусы имеют одинаковую, узнаваемую и яркую ливрею.

-8

Наконец, проезд в них (на 2023 г.) составляет 32 рубля, что, по московским меркам, – очень приемлемая цена.

-9

3. Бренд города

-10

За 2022 год Ярославль посетили около 2 млн туристов. Сюда едут не только из других городов России, но и из других стран.

Туристическая инфраструктура в Ярославле достаточно хорошо развита. Много внимания уделяется небольшим деталям. Например, по всему центру можно увидеть символику с медведями – символом города. Отпечатки их лап можно также увидеть на тротуарах.

Большой вклад в туристическую привлекательность внес краевед Ян Левин (1981–2021). При жизни он рассказывал о деталях города, проводил экскурсии по нему, писал книги. Также Ян Левин коллекционировал раритетные предметы, владел несколькими заведениями в городе. Именно он являлся инициатором установки интересных табличек в городе: «На этом месте 24 июня 1794 года ничего не произошло», «В этом здании с 2143 по 2157 год жил и работал великий русский ученый, изобретатель машины времени Гарин Петр Петрович», памятник потерянному айфону и кошельку. К сожалению, в 2021 г. Ян Левин преждевременно скончался от коронавируса.

-11

Минусы

1. Плохие дороги

Дороги в Ярославле называют одними из худших в России. По данным на 2023 г., 42% дорог в Ярославской области не соответствуют нормативам (источник). Сама область оказалась на 78 месте из 85 по качеству дорог в рейтинге, согласно исследованию РИА-Новости. (источник).

-12

Во многих дворах нет асфальта, что в плохую погоду превращает путь домой в полосу препятствий. Автомобильные дороги также оставляют желать лучшего, а в некоторых районах города их нет и вовсе.

-13

Особенно актуально отсутствие дорог или тротуаров для частного сектора.

-14

2. Реклама, грязь и колхозное благоустройство

Еще в 2015 г. блоггер Илья Варламов (признан иноагентом) жаловался на колхозное благоустройство из покрышек во дворах города. За 8 лет покрышек в ярославских дворах стало меньше, но их по прежнему еще можно найти.

Покрышки во дворах наносят вред экологии (споры экологов о токсичности покрышек можно почитать здесь). С 2021 г. за их установку полагается штраф.

-15

Гораздо сильнее в глаза в Ярославле бросается реклама на столбах, заборах, исписанные стены и остановки.

-16

Такое впечатление, что город совсем не борется с вандалами и нелегальной рекламой. Чистую остановку в городе найти практически невозможно.

-17

3. Пешеходная и велосипедная инфраструктура

Ярославль – не самый дружелюбный город для пешеходов. В городе очень много перекрестов, где пешеходные переходы везде не на каждую сторону, много где их просто нет.

-18

В ряде случаев тротуары очень некомфортны. Заметно, что приоритет отдается автомобильному транспорту.

-19

Трамвайные остановки совсем не похожу на остановки. Иногда это просто кусок старого асфальта, к которому ведут тропинки.

-20

Вообще, тропинок в городе много. Вот так например ведет дорога к крупному ТРЦ на окраине города от трамвайной остановки.

-21

Даже в центре города тротуары старые, плитка проваливается и в дождь образуются лужи. Также в городе почти нет велодорожек (кроме набережной, я не видел нигде). В целом, он максимально некомфортный для передвижения на велосипеде или электросамокате.

-22

Отдельно хочется сказать про набережную. На самом деле, набережная максимально скучная и не подходит для отдыха. На ней нет никаких объектов, мало лавочек и т.д. По сути, кроме дороги на ней больше ничего нет. Достаточно для примера вспомнить набережную Тулы с кафе (см. мою статью), качелями, большим количество лавочек, детских и спортивных площадок и сравнить. Здесь же, в более большом городе с более большой рекой набережная Волги в Ярославле могла бы стать главной точкой притяжения, но делать на ней нечего.

-23

Итоги

Ярославль – крупный промышленный и туристический город с большой историей. История здесь действительно сохраняется и чтится, многие объекты находятся под защитой. Основная суть и притягательность Ярославля заключается в небольших деталях и деятельности таких людей, как Ян Левин.

С точки зрения инфраструктуры город не выделяется ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Отдельно хочется похвалить только общественный транспорт. А среди главных проблем я бы выделил дороги, велопешеходную инфраструктуру и благоустройство.

-24

***

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте подписаться на мой канал. Здесь будет много интересного. См. также:

#ярославль #городароссии #туризм #урбанистика