Найти тему
Анастасия Миронова

Увесистая хряпа. Посмотрела "Хитровку", чей прокат в кино прошел незаметно

Вчера посмотрели по "России 1" премьеру - фильм "Хитровка. Знак четырех". Я сначала подумала: как странно, что фильм показывают на ТВ, а не в кинотеатре, вероятно, прокатная судьба этой, так сказать, картины вызывала опасения. Оказывается, кино вышло на экранах в мае, а я даже не заметила его. Его посмотрели 363,8 тыс. зрителей. Всего-то! И теперь ясно, почему.

Фото: livejournal.com/selyanka1
Фото: livejournal.com/selyanka1

Хряпа! Что ни на есть хряпа! Наворочено всего сразу: Станиславский, Гиляровский, Чехов, московские хитрованы, индусы с племянниками, карлик из Камбоджи. Все сделано не только плохо, но и как-то неумно. Какой-то детектив с элементами Шерлока Холмса и в картонных декорациях, не выдерживающих никакой критики.

Ну зачем там Станиславский? Он расследует убийства и смело идет за "дядей Гиляем" во все подземные щели. Станиславский очень плох. Прямо сил нет, как плохо играет актер, некто Константин Крюков. Мало того, что он плохо играет вне сцены, ему еще дали задание сыграть Станиславского, играющего "На дне"

Кадр из фильма "Хитровка. Знак четырех" / kino-teatr.ru
Кадр из фильма "Хитровка. Знак четырех" / kino-teatr.ru

Зачем там Чехов? Его актер Иван Колесников сыграл хорошо, но совершенно неправильно: Чехов получился этаким жеманным дылдой, а в жизни это был чрезвычайно уверенный в себе и очень красивый человек. Но, главное, что Чехов введен на минуту, чтобы подбросить сюжету жара: он рассказывает театралам о том, что в Азии есть племя, которое плюется отравленными дротиками - Чехов плавал в Азию и знает. Еще он помог раскрыть убийство, потому что тоже случайно рассказал, когда пароход "Петербург" проходил мимо какого-то городка, откуда бежал много лет назад искомый преступник. Чехов знает все - это мы поняли из картины. Фото не будет, стриминговые платформы не позволяют делать скриншоты, а в сети не нашла, так что верьте на слово.

В общем, сюжетно это хряпа, не о чем говорить. У меня применительно к этому фильму только одно замечание: скажите, вы, зрители, заметили, с какого времени актеры в фильмах о старых временах начали говорить современной речью и носить современные прически? Я отлично помню, как тот же Михаил Пореченков в 2000-х играл в "Гибели империи", а в середине 2010-х - в "Куприне". И сам он, и другие актеры там говорили не как современные люди, сидящие за чашечкой латте. У нас, разумеется, изменилась речь, тем речи, орфоэпия, изменилась фразеология. Еще недавно все это в фильмах учитывалось. Но вот уже несколько лет актеры в фильмах "о старине" разговаривают обычным своим порядком, словно бы они у себя на кухне или смотрят футбол в баре. Сегодня так разговаривают в кино даже древние князья. И стригутся все в барбершопах.

Раньше еще актеры готовились, отращивали волосы для стрижки, а теперь все конвейером: утром снялся в рекламе банка, в обед дал интервью модному блогеру и оттуда сразу на съемочную площадку, разве что еще не снимают прямо в чем пришел с улицы

С одеждой в современных фильмах тоже большая проблема: ее шьют из новых современных тканей, в итоге все герои не просто отутюжены, и часто - в полиэстере. И всегда в новом. Идет полк солдат, допустим, на экране, уже второй год похода, а шинели на всех новые, отутюженные.

Ох! В те времена не было синтетических тканей, не было там и возможности постоянно наутюживать одежду, далеко не все вообще могли себе позволить глажку, так как утюгами заправляла прислуга, скромный чиновник прислуги не имел и попросту никогда себе ничего не утюжил. Люди ходили мятыми. В "Хитровке" мятая ткань только на костюмах Пореченкова. Наверное, сам догадался измять, все же, опытный актер и петербуржец. Остальные - как будто только что из-под утюга.

Кадр из фильма "Хитровка. Знак четырех" / tvmag.ru
Кадр из фильма "Хитровка. Знак четырех" / tvmag.ru

А полицейский даже и в погоне идеально выглажен и в новом мундире. Мундир стоил денег, дорого, такой руки полицейский не мог себе позволить часто его покупать

Кадр из фильма "Хитровка. Знак четырех"  /dzeninfra.ru
Кадр из фильма "Хитровка. Знак четырех" /dzeninfra.ru

Кроме того, из-за отсутствия центрального отопления большую часть года в помещениях было холодно, поэтому одежда шилась плотная, только сверхбогатые могли себе позволить иметь костюмы из тонкой ткани, в основном же даже во времена Гиляровского костюмы, а также форменные шинели шили из плотного сукна! Из настоящего войлочного сукна были костюмы, порой - толщиной с валеночное!

Наверное, мало читающие граждане этого не знают. Как и не замечают, что полицейместер начала XX века говорит, словно нынешний переросший хипстер. И что декорации той же Хитровки смешные, неумелые, как из лубочного театра. Но разве же актерам лестно сниматься в фильмах для не читающей публики, которая не знает, как раньше говорили люди, во что они одевались, которые не были на Хитровке до ее сноса и никогда не видели старых фотографий оттуда?